Наверняка каждый из вас хоть раз задумывался, почему на профессиональной Dota 2 сцене нет ни одной девушки. Да, существуют женские команды и даже специальные лиги, но слышали ли вы хоть раз, чтобы такая команда хотя бы прошла квалификации на более-менее серьёзный турнир? В этой статье мы попробуем разобраться, почему возникла такая ситуация.
Для начала взглянем на игроков Dota 2 в целом, как женского пола, так и мужского.
Для того, чтобы стать профессиональным игроком, нужно соответствовать множеству различных требований. Шансы на то, что конкретный человек удовлетворит каждое из них, крайне малы. Согласно статистике steamcharts.com, пиковый онлайн в Dota 2 составляет 1 291 328 игроков. Предположим, что каждый из них может когда-то стать профессионалом. В списке профессиональных игроков на dota2wiki числится чуть меньше четырёхста ников. О многих из них вы даже никогда не слышали, но мы будем оптимистично считать, что примерно такое число игроков в данный момент может полностью обеспечивать себя с помощью выступлений на профессиональной сцене.
Для случайно выбранного игрока шанс стать профессионалом равен всего лишь 0,00031%. Конечно, в каждом конкретном случае этот шанс разный. К тому же, наверняка существуют невероятно удачливые игроки, соответствующие всем требованиям, которые не захотят принести необходимые жертвы. Точно так же существуют и невероятно неудачливые игроки, которые никогда не преуспеют, даже несмотря на то, что они годами находятся на вершине ладдера.
Итак, небольшое количество мужчин-профессионалов легко объяснимо. Теперь задайте себе вопрос: как часто вы встречаете женщин в игре? Пожалуй, немного чаще, чем может показаться, учитывая, что многие из них не имеют возможности или не хотят использовать голосовой чат, но всё же недостаточно много, чтобы считать их значительной частью сообщества. Едва ли на десять игроков придётся хотя бы одна девушка. Из всего этого можно сделать вывод, что в сообществе Dota 2 просто не появилось ни одной девушки, которая бы соответствовала вышеприведённым требованиям.
Но я думал, что девушек в игровом сообществе намного больше!
В интернете вы можете наткнуться на не совсем корректную информацию о соотношении полов в сообществе. В 2014 году проводился опрос, в котором выяснилось, что девушки составляют 52% от всей видеоигровой аудитории, что, конечно, похоже на вздор. Дело в том, что этот опрос учитывал игры для смартфонов, такие как Angry Birds, паззлы, игры-безделушки, викторины, игры «в слова», приложения для Facebook вроде Farmville и так далее. Так что в гейминге в том смысле, в котором мы с вами понимаем это слово, девушек гораздо меньше, чем 52%.
Есть ли в данный момент девушки, которые потенциально могут стать профессиональными игроками?
Конечно, в Dota 2 вы можете встретить девушек, играющих на отметке в шесть или даже семь тысяч очков MMR. Некоторые из них даже когда-то стримили на Twitch. Так где же они все? К сожалению, всем нам известна одна крайне неприятная сторона стриминга — обилие агрессии со стороны аудитории. Мы же в интернете, в конце концов! Что бы вы ни делали, какого бы пола вы ни были, случайные люди будут травить вас по любой причине или даже без неё. Далеко не у каждого хватит сил терпеть подобное отношение, и так уж вышло, что ни одна девушка из топа игроков не смогла стримить достаточно долго, чтобы быть замеченной. Ради приватности мы не будем приводить конкретные примеры, но вы легко сможете найти заброшенные каналы на Twitch, аккаунты на Dotabuff и старые записи со стримов.
Мы не будем перечислять в этой статье всех девушек, которые всё-таки смогли положительно засветиться в сообществе, и вместо этого приведём три ярких примера.
В 2014 году комментатор PC Gold играла в недолго прожившем стаке, который кроме неё самой включал
Чжан 'LaNm' Чжичэн, Сюй 'BurNIng' Чжилэй, Чжан 'Xiao8' Нин и Бай 'rOtk' Фан. Команда очень быстро распалась, и сейчас PC Gold удерживает отметку в 6к MMR и комментирует The International.
Саша 'Scarlett' Хостин, бывший профессиональный игрок в Starcraft II, тоже сейчас находится на отметке в 6.5к MMR, о чём часто говорили некоторое время после того, как она перешла в Dota 2.
На момент написания этой статьи Axx, девушка-стример с pandatv, находится на отметке в 6878 MMR - всего лишь в пяти играх до заветных 7000.
Есть ли у женщин биологические отличия, мешающие выступать на профессиональном уровне?
Технически - да, между мужчиной и женщиной существуют психологические различия, которые могут повлиять на игровой стиль, но существенных недостатков всё же нет.
У мужчин изначально лучше развиты рефлексы. Если вы посадите двух не связанных с геймингом людей, женского и мужского пола, играть в CS:GO или любой другой шутер, то у мужчины будет биологически обусловленнное преимущество. Однако это преимущество не будет проявляться слишком долго. Известно, что компьютерные игры развивают реакцию и увеличивают скорость принятия решений, а значит, при должной практике женщина сможет догнать и даже превзойти мужчину в этом плане.
А как насчёт ориентирования в пространстве? Многие исследования показали, что способность воспринимать и визуализировать окружающий мир сильно различается в зависимости от пола. Было обнаружено, например, что у женщин пространственная ориентация связана с вербальными навыками, а у мужчин - нет. Любопытен и выясненный Университетом Торонто факт, что различия в навыках ориентирования почти полностью нивелируются уже после пары проведённых в видеоигре часов.
Возможно, что женщины к тому же обладают отличным от мужского визуальным восприятием. Несмотря на то, что конкретных исследований этого феномена ещё не проводилось, заметно, что женщины, играющие в компьютерные игры с ограниченным FOV (поле обзора), чаще жалуются на тошноту и морскую болезнь. Эти симптомы могут быть вызваны играми от первого лица, в которых радиус видимости слишком низок, а камера чрезмерно приближена по сравнению с реальным миром. Средний радиус поля обзора в играх на PC составляет от 90 до 100 градусов, а в играх для консолей - 60 градусов. Часто этот показатель нужно настраивать индивидуально для каждого игрока.
Само собой, всё это касается не только женщин. Многие игроки жалуются на подобные проблемы при игре в Planetside, Warframe, Borderlands, иногда даже в CS:GO. Автор статьи, к примеру, даже при выкрученном на максимальное значение показателе FOV не может играть в Warframe более сорока минут без адской головной боли и тошноты.
Интересно, что этот феномен (различия в визуальном восприятии) выглядит довольно правдоподобным благодаря изучению процесса изменения пола и опыту людей, прибегших к этой процедуре. Во время прохождения гормональной терапии многие люди сообщали, что с их зрением происходят различные изменения. Какие-то свидетельства говорят о его улучшении, какие-то — об ухудшении, но гораздо важнее то, что люди начинают видеть по-другому. Это значит, например, что обычному человеку будет легко дотянутся до дверной ручки, а человек, переживающий гормональные изменения в организме, будет промахиваться на пару сантиметров, пока не привыкнет к новому восприятию глубины.
Подытожив, можно сказать, что не существует серьёзных биологических различий, которые нельзя устранить с помощью практики. А что вы думаете о специальных женских лигах? Являются ли они сообществом, в котором девушки получают стимул соревноваться между собой, или же необоснованным ограничением, мешающим женскому полу проявить себя?
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: