Одним из самых обсуждаемых событий старта профессионального сезона 2023/24 в Dota 2 стало появление нового региона MENA. В преддверии ESL One Kuala Lumpur 2023 организаторы увеличили количество квалификаций до семи, отдав один слот командам из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Ранее такое уже можно было увидеть на других турнирах, но все они проводились как раз в регионе MENA, и это выглядело логично. Сейчас же ESL готова продвигать арабское сообщество Dota 2 на полноценной основе — поэтому остановимся на этом поподробнее.
Наследный принц Мухаммед ибн Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. За Gamers8, аниме по Dota 2 и новый регион — благодарите его
Путь Южной Америки не повторить
В последний раз новый регион в Dota 2 появился в марте 2017 года, перед стартом квалификации The Kiev Major 2017. Единую Европу разделили на Восток и Запад (впрочем, это уже практиковали на многих турнирах), а Америку — на Север и Юг.
К перспективам команд и игроков из Южной Америки тогда тоже было немало вопросов. Да, они часто регистрировались на отборы и турниры в NA, но результаты были очень слабыми. Списать все на один пинг трудновато: сейчас американцы тоже играют совместные лиги, и перуанцы стали намного успешнее. Но шесть лет назад у южан все было очень плохо: первым (и единственным на долгое время) успехом стало третье место paiN Gaming на мейджоре ESL One Birmingham 2018.
И все же разница очевидна. На первую открытую квалификацию к The Kiev Major 2017 в Южной Америке зарегистрировались 667 команд, на вторую — 734. Да, тогда Dota 2 была в разы популярнее, но по этому показателю SA обогнала почти все регионы, кроме СНГ. Именно небывалый ажиотаж к Dota 2 в Перу и Бразилии стал логичной причиной появления нового региона на про-сцене.
Очередь на The Lima Major 2023 по Dota 2
Если вы не в курсе, на вторую опен-квалу к ESL One Kuala Lumpur 2023 в MENA заявились всего две команды, при том что слотов было три. Это при всем желании нельзя списать на старт сезона, недостаточный престиж ивента или закат самой Dota 2 — на Ближнем Востоке и в Африке просто очень мало игроков.
Так, представителей MENA в топ-500 европейского рейтинга можно пересчитать по пальцам. Да, многие знают Mikey,
ATF и
No!ob, помнят
Miracle- или
YapzOr — но легко выясняется, что за ними почти никого нет. В тысячу лучших игроков континента входят менее 20 геймеров из стран Ближнего Востока, так сколько же команд вообще можно собрать?
Обычных геймеров из арабских стран Dota 2 тоже не очень интересует: это подтверждает хотя бы карта активности, которая мелькала на Reddit пару лет назад. Как их собираются привлекать в игру, тоже не очень понятно. Многие уже в курсе, что дубайских серверов Valve мало и работают они так себе — в регионе выключен рейтинговый подбор, а обычный матч в All Pick я не нашел до сих пор, хотя вжал поиск, начиная этот текст.
Важно, наверное, и то, что расцвет Dota 2 позади. Если шесть лет назад в игру хлынули тысячи новых игроков из Южной Америки, много ли желающих найдется в арабских странах сейчас? А если нет, то чем будет отличаться арабская квалификация на Ti13 от того, что мы видели на прошлой неделе?
Игра нашлась через час, и я не успел нажать «Принять». Парни, которым теперь ждать заново, простите :(
Кому все это нужно
Иными словами, MENA в Dota 2 — крайне неудачный эксперимент. Который, тем не менее, будет продолжаться. По моей информации, ESL намерена проводить подобные «отборочные» ко всем своим турнирам этого сезона, включая несколько сезонов студийной DreamLeague и LAN-ивенты серии ESL One.
На первый взгляд, решение глупое: судя по информации выше, интереснее было бы выделить в отдельный регион Среднюю Азию или скандинавские страны. Но понять мотивацию ESL FACEIT Group довольно легко, ведь компания уже полтора года принадлежит Savvy Gaming Group — компании, которую содержит инвестиционный фонд Саудовской Аравии.
В последние годы ESL чуть менее активно участвовала в развитии Dota 2, но в этом году активизировалась: серия ESL Pro Tour, пять крупных турниров, региональный рейтинг... Планы на 2024 год еще более грандиозны, но стоит помнить, что все это лишь подготовка к летнему чемпионату мира в Саудовской Аравии. Это будет новая вариация Gamers8 с восьмизначным призовым фондом (поговаривают о $ 45 млн).
Иными словами, ESL хотят создать аналог DPC, но с более свободными правилами и без строгих рамок (по крайней мере, пока). Только вместо The International — Gamers8 или его аналог. А так как деньги на все это дают арабские шейхи, которые очень хотят видеть свои команды в финальной части, отказать им никак не выйдет. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
Каков путь?
Хочет того ESL или нет, компании придется развивать регион, выдавая MENA слоты на все крупные турниры. Другое дело, что этим пока все и ограничивается — хотя Ближнему Востоку и Африке не помешали бы мини-ивенты, онлайн-турниры поддержки и популяризация Dota 2 как игры.
Понятно, что даже приложив все усилия, добиться успеха в таком деле невероятно трудно. Южную Америку продвигала сама Valve, но региональных отборов там больше не было ни на одном из семи топ-турниров до The International 2017. Еще долгое время кластер перуанцев и бразильцев считали слабейшим в Dota 2, туда переезжали играть квалификации и лутать фри-слоты. Да и сейчас найдется немало тех, кто не ставит SA на одну строчку с WEU или SEA.
У ESL и шейхов куда больше финансов, но не возможностей. Что будет, если Valve не станет исправлять проблемы с серверами? Куда денутся все местные команды, если в квалификации на The International 2024 останется шесть регионов? В конце концов, даже других организаторов типа FISSURE, Epulze и Perfect World никто не заставит отдавать слот MENA.
Как думаете, он вообще в курсе про MENA-отборочные к ESL?
Пока выглядит так, что у игроков из Европы (и не только) появилась еще одна возможность пройти не крупные турниры от ESL. И не более того. Добрать трех хай-MMR игроков из региона, или переехать на недельку в Дубаи (судя по Entity, для выбора региона важна не национальность, а местоположение) — уже знакомые нам лайфхаки, которые перед ESL One Kuala Lumpur 2023 просто не успели понять.
В отборочных на весеннюю DreamLeague Season 22 нас ждет больше таких команд из кочевников, некоторые из которых успеют еще и заработать, забравшись под крыло какого-нибудь нового клуба из ОАЭ или Саудовской Аравии. Но пока кажется, что все это не пойдет на пользу ни региону, ни ESL, ни всей Dota 2 — будто это типичная прихоть капризного ребенка, которой нельзя отказать.
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: