В Москве с 28 ноября по 1 декабря прошла крупнейшая в России игровая выставка РЭД ЭКСПО. Редакция Dota2.ru как информационный партнёр посетила мероприятие. Главные события ивента и наши наблюдения — в этом материале.
Мир вне Доты
А вы знали, что за пределами Доты есть жизнь? И она бьёт ключом! РЭД ЭКСПО посетило более 45 000 человек, а организаторы уже планируют новую выставку в 2025 году.
Признаюсь честно, я не слежу за другими играми и редко вылажу из мрака своей дотерской информационной пещеры. Как вы наверняка знаете, после продолжительного нахождения в темноте яркий свет сильно бьёт по глазам. Это же случилось и со мной: сияние отечественной (и не только) игровой индустрии чуть не ослепило меня!
Проморгавшись, я пытался найти хоть что-нибудь знакомое — два трона, речку или силуэт Pudge — и я нашёл всё это на киберспортивной сцене, где проходил финал Чемпионата Москвы по Dota 2, о котором более подробно вы можете прочитать в нашем материале. Однако за пределами киберспортивной сцены была параллельная вселенная.
На некоторых фото можно обнаружить логотип Dota2.ru
Напившись бесплатных энергетиков, я пошёл исследовать выставку в поисках чего-то, хотя бы отдалённо напоминающего мне родную Доту. Как же я обрадовался, когда увидел мужика с бакенбардами и огромными железными когтями! Однако когда я подошёл к Lycan, выяснилось, что это косплей на какую-то Росомаху или типа того.
Дальше я заглянул на стенд с кораблём в надежде, что это отсылка к Kunkka. Но и здесь я промахнулся: это был стенд некоего «Мира Кораблей». Кстати, это не единственный мой промах — у стенда был бильярдный стол, где я наглядно продемонстрировал, почему я не пикаю Mirana и Pudge.
Постойте, это что, джерси Virtus.pro? Точно! Но как только я подбегаю дать «краба» Kiritych, оказывается, что это состав «медведей» по какому-то Standoff 2. Что ж, продолжаем поиски.
Вот оно! Куча героев с разными способностями, крипы, предметы, карта с речкой, два трона. Любимая Дота, наконец-то! Но погодите... На телефоне? Так я познакомился с Mobile Legends: Bang Bang и даже чуть-чуть поиграл в неё на стенде. И знаете что? Мне зашло. После адского гринда 9 000 MMR в матчмейкинге Dota 2 побегать в турбо-моде Доты на телефоне очень даже приятно. Думаю даже в Малайзию сгонять, там как раз их местный Инт сейчас проходит, где Team Spirit вовсю борются за чемпионский титул. В общем, не судите строго, как это делают Riot Games, обвиняющие разработчиков MLBB в плагиате.
Короче говоря, там было много всякого: настолки, интерактивы, квесты, компы и приставки, косплееры и разработчики, знакомые игры и новые тайтлы, музыка, еда, тематический мерч и даже Гоблин. Но Доты я там так больше и не обнаружил. Ну и ладно, зато расширил кругозор (и не только кругозор, после игры в MLBB-то)! И кто знает, может, через годик-другой среди стендов молодых и перспективных гейм-девелоперов свою стойку разместит одна маленькая инди-компания...
Футбольная MOBA
Когда мне было 7 лет, я был большим фанатом футбольного ЦСКА и даже пробовался в детскую команду или типа того. Но так как я был толстый и не умел играть в футбол, меня, понятное дело, не взяли. Тогда я смертельно обиделся на футбол и больше никогда его не смотрел, сфокусировавшись на Доте. Однако на РЭД ЭКСПО моё внимание привлёк один стенд. Это был стенд Superball — игры, смешивающей в себе геймплей футбола и механики MOBA (кстати, в Dota 2 когда-то была похожая кастомка).
Я сыграл игру против ботов, меня, как и тогда в детстве, вынесли вперёд ногами (видимо, футбол всё-таки не моё). Но в этот раз я решил не смертельно обижаться на игру, а пообщаться с представителем команды разработчиков Сергеем Бобковым.
Привет! Лично мне Superball напоминает смесь Rocket League и Dota 2. И это клёво! Как вам удалось адаптировать механики MOBA к такому игровому процессу?
Этот жанр — действительно такая горячая смесь. От Rocket League здесь спортивный сеттинг — стадион, ворота, — но на этом сходства заканчиваются, поэтому я бы не сравнивал нас с этой игрой. Да, Rocket League — это классный проект, ребята — молодцы. Но у них основной фокус на инерции машин и предиктах — в этом весь «фан». У нас же больше фокус на командной игре и взаимодействии способностей героев, каждый из которых обладает своими уникальными навыками, что характерно для MOBA.
Что касается MOBA, чаще всего в таких дисциплинах большую роль играет карта, объекты и доминирование на определённых этапах. У нас такого нет. У нас от MOBA — это герои с уникальными способностями, от которых многое зависит.
Спортивные правила и всего 3 персонажа в команде немного упрощают нам процесс баланса. Но, конечно, пользователи всегда говорят, что есть дизбалансные персонажи. Мы прислушиваемся к мнению игроков и каждый патч стараемся скорректировать механики и параметры героев.
Как давно проект существует? И часто ли выходят обновления для игры?
В России мы запустились в мае 2024 года. У нас глобальные патчи происходят раз в 2 месяца, а промежуточные обновления — раз в 2-3 недели. В небольшие обновления могут попадать лёгкие корректировки баланса, новые механики и доработки. В большие патчи идут новый Season Pass, новый герой и новые режимы.
Кстати, в небольшой патч тоже могут попадать новые режимы. Например, баскетбол попал в промежуточное обновление, а перед этим были вышибалы. Сначала масштабные патчи у нас выходили раз в 3 месяца, но потом мы с разработчиками пообщались и решили, что надо увеличивать частоту выхода нового контента, поэтому на данный момент мы остановились на промежутке в 2 месяца.
Насколько тяжело выдерживать конкуренцию в нашем регионе с учётом существования популярных Dota 2 и Counter-Strike?
У нас необычный жанр — это спортивная игра с героями и способностями, поэтому нас тяжело с кем-то сопоставлять напрямую в плане конкуренции.
Естественно, любому проекту поначалу сложно выйти на рынок. Нужно искать аудиторию, формировать кор-геймплей. Но мы не конкурируем с CS и даже с Дотой, потому что там всё-таки другой «фан», другая игра.
У нас игра очень простая для вхождения, но при этом ты можешь развивать себя и развивать команду. То есть можно играть просто для удовольствия, а можно серьёзно и профессионально. У нас другой проект. Мы не бьёмся с какими-то конкурентами, а пытаемся найти свою аудиторию.
Также мы развиваем фиджитал-направление, потому что оно идеально для нас подходит — мы можем поиграть у нас в футбол 3 на 3, а потом сразу же пойти сыграть в футбол с мячом на поле. То же с баскетболом и вышибалами. Поэтому сейчас мы общаемся с «Играми Будущего», есть уже планы на следующий год. Нас ещё не включили никуда, но мы ведём переговоры.
Какие у вас планы на будущее?
Планы, как всегда, громадные. У нас есть дорожная карта до конца следующего года, мы будем фокусироваться на социализации, на прогрессе игрока и аккаунта.
Плюс у нас в разработке турнирная система. Мы совместно с ESforce запустили киберспортивный турнир из четырёх этапов, общий призовой фонд на лигу — 5 миллионов рублей. Осенью следующего года состоится LAN-финал. Соответственно, в игре тоже будет доработана турнирная система, которая позволит эффективнее проводить такие ивенты.
Есть ещё неанонсированные планы, но о них позже!
Вы и что о вас думают
И всё же я не могу не говорить о Доте, поэтому прямо на РЭД ЭКСПО я решил провести небольшой социальный опрос и выяснить, как много людей в геймерском сообществе играет в Dota 2, почему люди уходят из дисциплины, и что думают про MOBA от Valve те, кто никогда в неё не заходил.
На месте проведения выставки мне удалось опросить более 50 человек разного пола и возраста, ответы которых представлены в виде статистики ниже. Первый и самый главный вопрос: «Играете ли вы в Доту?»
Несмотря на то, что дотерского на выставке было мало, среди посетителей практически треть людей относит себя к активным игрокам в Dota 2; ещё треть опрошенных играла в Доту раньше, но в итоге перестала; наконец, более 40% геймеров на РЭД ЭКСПО никогда не заходили в игру от Valve.
После того, как был получен главный ответ, участникам опроса задавались дополнительные вопросы. Начнём с дотеров.
Главным открытием лично для меня стало количество игроков, которые только знакомятся с Dota 2, особенно среди посетителей школьного возраста. Оказывается, Дота до сих пор привлекает новую аудиторию! Отставить лопаты, игру хоронить рано.
Соответственно, из-за большого количества новичков доля дотеров на РЭД ЭКСПО с неоткалиброванными аккаунтами оказалась самой большой — целых 40%. Треть опрошенных смогла похвастаться рейтингом в районе 1 000 MMR, и лишь единицы преодолели порог в 2 000 MMR. Стоит отметить, что пользователей с более чем 6 000 рейтинга на выставке вне киберспортивной сцены обнаружить вообще не удалось, что логично, такие игроки наверняка сидят дома и гриндят ПТС.
Ещё из удивительного: на РЭД ЭКСПО мне чаще всего встречались «тройки» и «пятёрки» — две самые непопулярные роли в Доте. Возможно, именно поэтому в самой игре оффлейнеры и саппорты попадаются так редко — все они ходят по выставкам.
Что касается удовлетворённости дотеров состоянием игры, здесь ситуация такая: большая часть людей считает, что в целом MOBA сейчас в хорошем состоянии, хоть и не без проблем; в это же время оставшаяся доля разделилась на 2 лагеря — одним нравится всё, а другим не нравится ничего.
Перейдём к тем, кто перестал играть в Доту. Чаще всего люди уходили, не сыграв и 100 часов, а главной причиной было простое «мне не понравилось». Если игрок всё же втягивался, причины отказа от Dota 2 становились серьёзнее: токсичное комьюнити, переход в другие дисциплины, большое количество изменений и даже запрет родителей.
Куда уходят дотеры? Среди тех, кто был на РЭД ЭКСПО, сейчас популярностью пользуются Fortnite и Мир Танков. Однако также людей переманивают League of Legends, Deadlock, Genshin Impact, Call of Duty и другие игры.
Наконец, самое интересное — недотеры. У людей, которые никогда не заходили в Доту, я хотел узнать, во-первых, что они слышали про игру, во-вторых, какое мнение у них сложилось о нас, дотерах.
Сначала я просил описать среднего дотера одним словом. Что ж, народ, вот вам фидбек: «школьник», «скуф», «задрот», «странный», «токсичный», «рак», «замкнутый», «агрессивный» и так далее. Некоторые из этих слов были упомянуты не раз. Что тут сказать? По факту. Каждый эпитет — literally me.
Дальше мне хотелось узнать, слышали ли недотеры про кого-нибудь из наших героев. И в очередной раз статус главного лица Доты подтвердил Pudge — посетители знали либо его, либо никого. Однако в редких случаях всплывали и другие имена, например, Invoker, Juggernaut, Bounty Hunter и Slark.
Если же говорить про именитых представителей Dota 2 в реальном мире, их популярность гораздо более локальная. В абсолютном большинстве случаев люди не слышали таких знакомых нам дотерских никнеймов. Лишь единицы упомянули Team Spirit, «Папича», Dendi, СЕРЕГУ ПИРАТА и, неожиданно, gpk.
Игровая выставка РЭД ЭКСПО прошла в Москве с 28 ноября по 1 декабря. Помимо выступлений звёздных гостей и различных активностей, там также состоялся Чемпионат Москвы по Dota 2.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: