От Aeon of Strife до киберспорта — все разработчики и темпы развития Доты, часть 1

Игрокам в Dota 2 приходится ждать буквенные патчи от пары месяцев до полугода, а последняя цифра версии уже давно не увеличивалась чаще, чем дважды в год. В этом материале мы предлагаем взглянуть, как менялись темпы развития Доты, а заодно вспомнить всех разработчиков, причастных к созданию игры.

2002 год — Aeon of Strife и AoS-like

Когда еще понятия «Дота», как и «MOBA», не существовало, в игровом сообществе возник спрос на быстрые сражения, которые не требовали построения базы и создания юнитов, как в RTS. Один из топ-5 создателей пользовательских карт для Starcraft, Gunner_4_ever, использовал один из шаблонов редактора для Aeon of Strife.

В интервью мододел рассказывал, что занимался разработкой вместе с целой группой друзей. Тогда он даже не догадывался, что положил начало чему-то великому, так как никогда не играл в AoS-like карты в Warcraft III: Reign of Chaos или Frozen Throne.

Карты на подобие Aeon of Strife начали появляться в Варкрафте. Редактор более современной игры позволял пойти дальше оригинала, так как герои могли прокачивать уровни и использовать способности. В AoS для Starcraft прокачка осуществлялась за счет минералов, заработанных за убийства — можно было улучшать атаку и защиту. Для спецумений использовались «костыли», и все они были связаны с призывом дополнительных юнитов.

В Warcraft, в свою очередь, были другие ограничения — изначально редактор не поддерживал карты нестандартного формата. Поэтому от баз справа и слева, а также от горизонтальных линий пришлось отказаться. Стартовые точки разместили по углам карты, что стало каноном для современных MOBA-игр. Одной из таких стала Valley of Dissent — карта, которую можно считать прямым предком Доты.

2003 год — Первые прототипы Доты

На основе VoD разработчик карт под ником Eul создал Defence of the Ancients. Уже в первых версиях карты были герои, в которых можно узнать персонажей из современной Dota 2. С выходом Frozen Throne в 2003-м возник настоящий бум разновидностей Дота-карт. Фанаты использовали аббревиатуру для создания своих модов, в результате чего в списке режимов можно было найти DotA TFT, Dota Darkness Falls, DotA Classic, Dota DX, DotA EX и другие менее популярные модификации.

2004 год — DotA Allstars

Так стремительно, как в 2004-м, Дота не развивалась никогда. Meian и Ragn0r решили объединить лучших героев всех вариаций карты в одной — DotA Allstars. За основу взяли TFT 7.0 — помимо многих героев, оттуда были заимствованы карта, большинство предметов и нейтральные крипы с их схемой спавна. По словам самих разработчиков, триггеры были перенесены из оригинальной Доты Eul'а. Первая публичная версия 0.60 вышла 9 января.

Стремительный успех «всех звезд» сделал все предыдущие ветки развития неактуальными. Но закрытый код не помог двум отцам современной Доты сосредоточиться на развитии одной карты. Между третьей и четвертой редакциями нулевых версий от Meian и Ragn0r на серверах всплыла 0.96 (a, b и c). Ее автором был некий MechaWarrior. Считается, что он каким-то образом смог «взломать» карту и открыть ее через редактор. Свое творение он выложил в открытом виде, из-за чего любой желающий мог скачать ее, открыть, редактировать и также опубликовать.

Пример «народного творчества». На миникарте нарисован член и написано: «Ты — *** [мужчина нетрадиционной сексуальной ориентации]»

Естественно, появилось много «фанатских» версий, которые историки игры не рассматривают. Также могли бы и не рассматривать версии MechaWarrior, который нагло украл авторство у Meian и Ragn0r (они и дальше соперничали, выпуская карты параллельно), если бы не одно «но».

Из-за хаоса с «официальными»/«неофициальными» картами конкурирующие разработчики утратили интерес, а за работу над картой взялся Guinsoo. 20 марта можно считать вторым Днем рождения Allstars, ведь именно тогда вышла первая карта нового разработчика — 2.60. За основу Guinsoo взял 0.96b от MechaWarrior, но вернул пару удаленных им героев, портировал более десятка персонажей из других ветвей Доты (включая те, которые были проигнорированы Meian и Ragn0r), а также добавил первого своего — Phantom Assassin Phantom Assassin.

Сложно переоценить вклад Guinsoo в развитие игры. До конца года в Allstars играли уже на версии 5.84c (считается первой соревновательной версией). Разработка занимала много времени, поэтому был сформирован целый клан девелоперов под названием Team Dota Allstars, в который, помимо прочих, входил и IceFrog.

Всего версий Числовых Буквенных
79+ включительно с неофициальными/спорными Около 55 Около 24

Точное число версий посчитать невозможно. Но по тем, о которых остались данные и которые вошли в историю, можно оценить примерные темпы выхода патчей. Стоит отметить, что в третьих версиях аналогами современных «циферных» патчей были a-версии. В четвёртых версиях аналогом буквенных патчей были разные итерации беты. В пятых версиях практика буквенных обновлений практически отсутствовала — было всего 4 на 45 патчей.

2005 — Эпоха IceFrog

В марте 2005 года Дота перетерпела одно из самых масштабных изменений в истории — вышел патч 6.00. В игру добавили 12 новых героев (три потом были удалены, два бесповоротно), также значительно переработали множество других персонажей. Впервые крупному реворку была подвержена сама карта, правки баланса произошли буквально в каждой составляющей игры.

Вскоре после выхода первых патчей шестых версий Guinsoo отошел от дел и отдал бразды управления разработкой коллегам под никами IceFrog и Neichus. В июне вышла версия 6.10 со старым Invoker Invoker, за которую отвечал сам IceFrog. Помимо редких исключений, новый «Босс Доты» выпускал по несколько патчей в неделю. Он как исправлял баги, которых было множество после выхода 6.00, так и добавлял новый контент.

Игроки, для которых была важна соревновательная составляющая, продолжали играть на стабильной 5.84с вплоть до 20-х версий патча 6.00 (поговаривают, в некоторых регионах еще дольше). До конца 2005-го IceFrog выпустил еще трёх героев (а Invoker Invoker удалил). Счетчик версий дошел до 6.27. База игроков по меркам кастомок в Warcraft стала огромной. Именно на этот период приходится всплеск популярности карты в компьютерных клубах.

Всего версий  Числовых Буквенных
35 28 7

Хоть IceFrog и активно занимался игрой, количество версий сократилось примерно вдвое с предыдущим годом. Новый глава Доты сосредоточился не столько на развлекательных моментах, сколько на балансе карты и исправлении всех известных ошибок.

2006 — Киберспортивная дисциплина

Работа над 6.27b, первым релизом 2006 года, велась почти три месяца — для фанатов Allstars это была почти вечность. Результат стоил ожидания. 6.27b стала второй в истории стабильной версией Доты. По игре организовывались турниры, массово создавались команды.

В сообществе поняли, что Дота — перспективная дисциплина для соревнований. Развивались игровые онлайн-платформы, помимо официальной Battle.net, моддеры разрабатывали версии с ботами для одиночной игры, на турнирах и первых кланварах коллективы познавали командную мету. В условиях далекого от идеала баланса было множество стратегий, которыми группы опытных игроков могли уничтожать противников, просто играющих любимыми героями.

Первые LAN становились полем испытаний того, какая стратегия более сломана — ставка на дистанционные нюки, массовые мощные ультимейты или 4+1, где все охраняют жадного героя (например, Medusa Medusa или Sniper Sniper) с Divine Rapier Divine Rapier и купленным Aegis of the Immortal Aegis of the Immortal.

Всего версий  Числовых Буквенных
19 11   8

Примерно до середины года большая часть багов была исправлена, и баланс стал главным предметом работы IceFrog. Количество версий сократилось еще почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, но их наполнение было более масштабным. Так, в игре появились сразу 8 новых героев.

2007 — Эгида становится наградой

Именно в 2007-м Aegis of the Immortal Aegis of the Immortal был передан на хранение Рошану — теперь предмет, дающий бессмертие, не купить. Его нужно добыть в бою с могущественным боссом. Это изменение сильно повлияло на стратегии команд. В целом за год в игру было добавлено множество новых предметов и выпущено 9 героев.

Всего версий  Числовых Буквенных
17 11   6

Темпы выпуска патчей в среднем остались теми же. При этом было сразу несколько «глобальных» обновлений, вроде 6.44 с шестью героями или 6.49 с четырьмя новыми предметами и массой реворков.

2008 — Появление Captain's Mode

2008-й сохранил темпы выпуска обновлений. Игра развивалась стабильно и все более становилась похожей на ту Доту, которую мы хорошо знаем. IceFrog ввел укрепление строений и добавил четырёх героев (включая возвращение полностью переработанного Invoker Invoker).

Всего версий  Числовых Буквенных
17 8  9

Во второй части материала мы расскажем, с чего началась эра Dota 2, а также сравним темпы выпуска патчей первых лет с частотой обновлений после того, как игра стала полноценной киберспортивной дисциплиной.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя

Пока не дочитал но вроде тут нету про эпизод кидалова фрогом русскоязычных разрабов cacodemon и truerus которые оптимизировали доту уменьшив загрузку в разы, они просились работать вместе над дотой, фрог сказал что подумает, а потом пропал и выпустил оптимизированную карту этих челов от себя без всяких кредитсов, ему какая то крыса слила их наработки.

Аватар пользователя

Причём сократили загрузку с 3 минут(!) до 20 секунд, в 9 раз уменьшили.
Я, кстати, по-моему на д2.ру и читал про историю Доты, про Дота-сленг, про всяких инноваторов меты, типа тинкера через машинки, и множество других интересных статей.

Аватар пользователя

Эта часть истории похоронена вместе с некогда легендарным blizzard.ru, домен который был так удачно занят до прихода близзард в россию, а потом его отжали, сайт ренеймнулся в blizzplanet и почти сразу умер. А ведь помимо какодемона и разработки рудоты на том сайте еще до продоты обитал некий evilarthas, отлетавший в бан раз в сутки, но всегда стабильно держав на аватарке того самого артаса из вк3)

Аватар пользователя

я первый раз слышу об этом, но допустим

получаеться они предлагали ему сотрудничество, он сказал что подумает
потом ктото принес ему решение и он его использовал, какие к нему притензии

если он без них не выпустил сам, без слива, значит у него небыло их версии и он её мб и не видел в глаза, так чтобы узнать
получаеться, ему ктото мог принести решение, без какие то требований и договоров, просто на, и он взял "наработку от коммьюнити" и продолжил работать над картой

тк какие претензии к нему

Аватар пользователя

в 2007 году я себя считал новичком этой карты и думал насколько крутыми были олды тогда

Аватар пользователя

Да, помню когда начинал играть в 2007-2008 те кто играл с 2006 уже казались олдами.
Гайды 2005-6 года уже были устаревшими

Аватар пользователя

Вот такие посты мы любим!
Жалко что они собирают гораздо меньше лайков чем пук никса

Аватар пользователя

В конце 2008 еще фрог поссорился с пендрагоном, толстым админом дотааллстарс.ком, потому что там была реклама лола, конкурента.
И фрог попросил комьюнити чтобы ему сделали новый сайт, потом плейдота появилась, а да.ком сдох потому что все ушли на новый сайт фрога.

Аватар пользователя

О, мы на сайте по доте?? Не ожидал увидеть что то годное, жду 2 часть

Аватар пользователя

Нейчус вроде много крутых героев сделал лично.

Аватар пользователя

Кстати в коде и каталогах сайта getdota.ком русские комментарии были.
Ее какой то русскоязычный чел делал, непомню ник его, но он вроде на продоте был, но уже тогда малоактивен был.

Аватар пользователя
Аватар пользователя

"разработчки" и "развитя", автору желаю хорошо выспаться))

Аватар пользователя

Можно провести расследование, найти версию где еул подымал союзников и поводить НСу по губам animeehh.png

Аватар пользователя

Сразу вспоминается холодные компьютерные клубы где пацаны сидели в куртках и шапках, по сути пацаны бегали на районе но в игре плотно шарили

Аватар пользователя

Думаю многим было бы интересно посмотреть, как выглядела первая дота, tft 7 и версию 0.60, за текст спасибо, но со скринами тех ранних прототипов было бы в разы лучше

Комментарии