Игрокам в Dota 2 приходится ждать буквенные патчи от пары месяцев до полугода, а последняя цифра версии уже давно не увеличивалась чаще, чем дважды в год. В этом материале мы предлагаем взглянуть, как менялись темпы развития Доты, а заодно вспомнить всех разработчиков, причастных к созданию игры.

2002 год — Aeon of Strife и AoS-like
Когда еще понятия «Дота», как и «MOBA», не существовало, в игровом сообществе возник спрос на быстрые сражения, которые не требовали построения базы и создания юнитов, как в RTS. Один из топ-5 создателей пользовательских карт для Starcraft, Gunner_4_ever, использовал один из шаблонов редактора для Aeon of Strife.
В интервью мододел рассказывал, что занимался разработкой вместе с целой группой друзей. Тогда он даже не догадывался, что положил начало чему-то великому, так как никогда не играл в AoS-like карты в Warcraft III: Reign of Chaos или Frozen Throne.

Карты на подобие Aeon of Strife начали появляться в Варкрафте. Редактор более современной игры позволял пойти дальше оригинала, так как герои могли прокачивать уровни и использовать способности. В AoS для Starcraft прокачка осуществлялась за счет минералов, заработанных за убийства — можно было улучшать атаку и защиту. Для спецумений использовались «костыли», и все они были связаны с призывом дополнительных юнитов.
В Warcraft, в свою очередь, были другие ограничения — изначально редактор не поддерживал карты нестандартного формата. Поэтому от баз справа и слева, а также от горизонтальных линий пришлось отказаться. Стартовые точки разместили по углам карты, что стало каноном для современных MOBA-игр. Одной из таких стала Valley of Dissent — карта, которую можно считать прямым предком Доты.
2003 год — Первые прототипы Доты
На основе VoD разработчик карт под ником Eul создал Defence of the Ancients. Уже в первых версиях карты были герои, в которых можно узнать персонажей из современной Dota 2. С выходом Frozen Throne в 2003-м возник настоящий бум разновидностей Дота-карт. Фанаты использовали аббревиатуру для создания своих модов, в результате чего в списке режимов можно было найти DotA TFT, Dota Darkness Falls, DotA Classic, Dota DX, DotA EX и другие менее популярные модификации.
2004 год — DotA Allstars
Так стремительно, как в 2004-м, Дота не развивалась никогда. Meian и Ragn0r решили объединить лучших героев всех вариаций карты в одной — DotA Allstars. За основу взяли TFT 7.0 — помимо многих героев, оттуда были заимствованы карта, большинство предметов и нейтральные крипы с их схемой спавна. По словам самих разработчиков, триггеры были перенесены из оригинальной Доты Eul'а. Первая публичная версия 0.60 вышла 9 января.
Стремительный успех «всех звезд» сделал все предыдущие ветки развития неактуальными. Но закрытый код не помог двум отцам современной Доты сосредоточиться на развитии одной карты. Между третьей и четвертой редакциями нулевых версий от Meian и Ragn0r на серверах всплыла 0.96 (a, b и c). Ее автором был некий MechaWarrior. Считается, что он каким-то образом смог «взломать» карту и открыть ее через редактор. Свое творение он выложил в открытом виде, из-за чего любой желающий мог скачать ее, открыть, редактировать и также опубликовать.

Пример «народного творчества». На миникарте нарисован член и написано: «Ты — *** [мужчина нетрадиционной сексуальной ориентации]»
Естественно, появилось много «фанатских» версий, которые историки игры не рассматривают. Также могли бы и не рассматривать версии MechaWarrior, который нагло украл авторство у Meian и Ragn0r (они и дальше соперничали, выпуская карты параллельно), если бы не одно «но».
Из-за хаоса с «официальными»/«неофициальными» картами конкурирующие разработчики утратили интерес, а за работу над картой взялся Guinsoo. 20 марта можно считать вторым Днем рождения Allstars, ведь именно тогда вышла первая карта нового разработчика — 2.60. За основу Guinsoo взял 0.96b от MechaWarrior, но вернул пару удаленных им героев, портировал более десятка персонажей из других ветвей Доты (включая те, которые были проигнорированы Meian и Ragn0r), а также добавил первого своего —
Phantom Assassin.
Сложно переоценить вклад Guinsoo в развитие игры. До конца года в Allstars играли уже на версии 5.84c (считается первой соревновательной версией). Разработка занимала много времени, поэтому был сформирован целый клан девелоперов под названием Team Dota Allstars, в который, помимо прочих, входил и IceFrog.
| Всего версий | Числовых | Буквенных |
| 79+ включительно с неофициальными/спорными | Около 55 | Около 24 |
Точное число версий посчитать невозможно. Но по тем, о которых остались данные и которые вошли в историю, можно оценить примерные темпы выхода патчей. Стоит отметить, что в третьих версиях аналогами современных «циферных» патчей были a-версии. В четвёртых версиях аналогом буквенных патчей были разные итерации беты. В пятых версиях практика буквенных обновлений практически отсутствовала — было всего 4 на 45 патчей.
2005 — Эпоха IceFrog
В марте 2005 года Дота перетерпела одно из самых масштабных изменений в истории — вышел патч 6.00. В игру добавили 12 новых героев (три потом были удалены, два бесповоротно), также значительно переработали множество других персонажей. Впервые крупному реворку была подвержена сама карта, правки баланса произошли буквально в каждой составляющей игры.
Вскоре после выхода первых патчей шестых версий Guinsoo отошел от дел и отдал бразды управления разработкой коллегам под никами IceFrog и Neichus. В июне вышла версия 6.10 со старым
Invoker, за которую отвечал сам IceFrog. Помимо редких исключений, новый «Босс Доты» выпускал по несколько патчей в неделю. Он как исправлял баги, которых было множество после выхода 6.00, так и добавлял новый контент.

Игроки, для которых была важна соревновательная составляющая, продолжали играть на стабильной 5.84с вплоть до 20-х версий патча 6.00 (поговаривают, в некоторых регионах еще дольше). До конца 2005-го IceFrog выпустил еще трёх героев (а
Invoker удалил). Счетчик версий дошел до 6.27. База игроков по меркам кастомок в Warcraft стала огромной. Именно на этот период приходится всплеск популярности карты в компьютерных клубах.
| Всего версий | Числовых | Буквенных |
| 35 | 28 | 7 |
Хоть IceFrog и активно занимался игрой, количество версий сократилось примерно вдвое с предыдущим годом. Новый глава Доты сосредоточился не столько на развлекательных моментах, сколько на балансе карты и исправлении всех известных ошибок.
2006 — Киберспортивная дисциплина
Работа над 6.27b, первым релизом 2006 года, велась почти три месяца — для фанатов Allstars это была почти вечность. Результат стоил ожидания. 6.27b стала второй в истории стабильной версией Доты. По игре организовывались турниры, массово создавались команды.

В сообществе поняли, что Дота — перспективная дисциплина для соревнований. Развивались игровые онлайн-платформы, помимо официальной Battle.net, моддеры разрабатывали версии с ботами для одиночной игры, на турнирах и первых кланварах коллективы познавали командную мету. В условиях далекого от идеала баланса было множество стратегий, которыми группы опытных игроков могли уничтожать противников, просто играющих любимыми героями.
Первые LAN становились полем испытаний того, какая стратегия более сломана — ставка на дистанционные нюки, массовые мощные ультимейты или 4+1, где все охраняют жадного героя (например,
Medusa или
Sniper) с
Divine Rapier и купленным
Aegis of the Immortal.
| Всего версий | Числовых | Буквенных |
| 19 | 11 | 8 |
Примерно до середины года большая часть багов была исправлена, и баланс стал главным предметом работы IceFrog. Количество версий сократилось еще почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, но их наполнение было более масштабным. Так, в игре появились сразу 8 новых героев.
2007 — Эгида становится наградой
Именно в 2007-м
Aegis of the Immortal был передан на хранение Рошану — теперь предмет, дающий бессмертие, не купить. Его нужно добыть в бою с могущественным боссом. Это изменение сильно повлияло на стратегии команд. В целом за год в игру было добавлено множество новых предметов и выпущено 9 героев.
| Всего версий | Числовых | Буквенных |
| 17 | 11 | 6 |
Темпы выпуска патчей в среднем остались теми же. При этом было сразу несколько «глобальных» обновлений, вроде 6.44 с шестью героями или 6.49 с четырьмя новыми предметами и массой реворков.
2008 — Появление Captain's Mode
2008-й сохранил темпы выпуска обновлений. Игра развивалась стабильно и все более становилась похожей на ту Доту, которую мы хорошо знаем. IceFrog ввел укрепление строений и добавил четырёх героев (включая возвращение полностью переработанного
Invoker).
| Всего версий | Числовых | Буквенных |
| 17 | 8 | 9 |
Во второй части материала мы расскажем, с чего началась эра Dota 2, а также сравним темпы выпуска патчей первых лет с частотой обновлений после того, как игра стала полноценной киберспортивной дисциплиной.
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: