В ходе срача о ДС был упомянут Биошок, я вспомнил первую часть и подумал, что у них вообще-то с первой же дс много общего в плане сюжета.
1. Главный герой -- марионетка, которого ведут за нос и у которого нет выхода. В биошоке его ведёт фраза-триггер, в ДС -- проклятие. И там, и там гг вбивают в голову, что он особенный, но на деле он исполняет чужую волю без собственного выбора. Это не то что бы крутой сюжетный приём, но хороший способ "оправдать" и объяснить линейность игры и ответить на вопрос "зачем мне/герою это делать?".
2. А раз гг у нас ведомый и обманутый, то в итоге в обоих случаях оказывается что друг/друзья не те, за кого себя выдают.
3. Игровая условность (воскрешение персонажа) как часть сюжета. В биошоке хоть и был классический сейв-лоад, но там так же были вита-камеры, закодированные на ДНК Райна (и гг, соответственно), поэтому мы всегда появлялись у ближайшей. В ДС аналог камер -- это костры очевидно. А условный "код" (с натяжкой, конечно) -- знак тьмы
4. Умирающий мир, своеобразное чистилище, канун конца света. В обеих играх мы попадаем в полузаброшенные места, где последние, кто ещё жив, влекут жалкое безнадёжное существование. В ДС, например, можно увидеть гору трупов у ворот Нового Лонда -- это люди, которые пытались выйти из города, когда его затопили, о чём говорит Ингвард. В биошоке самый очевидный пример: бунт в новогоднюю ночь, последствия которого мы наблюдаем в начале игры.
5. И эти последние живые в обеих играх -- почти что зомби, которые как животные гонятся за "топливом", хотя иногда и сохраняют остатки разума: в биошоке это Адам и Ева, в дс это души и человечность.
6. К слову о топливе, в обеих играх это одновременно источник жизни и силы, и причина гибели большинства персонажей. Как Адам в Биошоке начал уродовать и сводить с ума людей, так и неконтролируемая человечность в дс превратила всех в безумных чудовищ.
7. В обеих играх по миру разбросаны следы былой жизни: в дс это трупы, с которых можно подобрать предметы с описаниями, в биошоке аудиодневники. Некоторые вещи никак не комментируются -- их просто нужно заметить.
8. Судьбы незнакомцев. В обеих играх по мере прохождения можно обнаружить цепочку таких следов, которые принадлежат кому-то конкретному. И там, и там мини-история кончается одинаково: мы узнаём, как незнакомец умер, находим либо труп, либо вещи (или и то, и другое).
9. Что же касается сколько-нибудь разумных дружественных персонажей, в биошоке их даже меньше, причём лично мы встречаем только двоих, не считая антагониста. А реально дружественный персонаж в Биошоке вообще один (Тененбаум). В ДС "помощников" больше, но абсолютно все они в итоге либо умирают, либо становятся врагами. В общем, и там, и там тотальное одиночество и безысходность.
10. Даже концовки похожи, суть которых сводится к тому, чтобы исполнить "предназначение" или забрать власть себе.