Чет я поздновато на темку наткнулся.
Вообще, эт интересно, ибо читал много, многое из уже ранжированых читал, Что-то валяется в шорт-листе "к ознакомлению в скором времени"
Промежуточный топ на текущий момент(причём рейтить буду, наверн, по времени в книге, а не в виде классического топа):
1) 451 градус по Фаренгейту(Рэй Брэдбери). Тут уже было про неё сказано, крутая вещь, которая уже более чем запускает свои корни в настоящее. Видел и Хаксли, и Оруэлла, но что то, что это на мой субъективный вкус как-то уж слишком фентезийно. В фентезийную антиутопию лично я верю куда меньше, читается больше как сказка. Про Брэдбери этого сказать не могу.
2) На западном фронте без перемен(Эрих Мария Ремарк). Очень люблю Ремарка, многое из него читал, но все равно именно эта книга меня больше всего зацепила. Я прям чувствовал на протяжении почти всей книги эту усталость почти физически. За такое погружение всегда любил. Это, наверное, единственная книга из всех мной прочитанных, в которых я действительно прочувствовал войну, а не воспринимал ее несколько отстраненно. Много раз упомянутая здесь "Триумфальная арка" нравится куда меньше из-за, как ни странно, Жоан. Слишком много вокруг нее вертится. Примерно этого же периода хорошие вещи, как ни странно, советские - "Овод" и "Как закалялась сталь". Но "Овод" просто довольно тяжело воспринимается, а "Как закалялась сталь" с моей точки зрения немного хуже именно по самому сюжету произведения. Скачки по историям немного выбивают из ощущения "железной поступи времени". Хотя тоже сильная книга, тут не отнять.
3) Трудно быть богом(Аркадий и Борис Стругацкие). Являюсь большим поклонником их творчества, видел, что здесь упоминался предок сталкера и "Град обреченный" - хорошие вещи, но они у меня(как и почти все творчество Стругацких) вызывают дичайший диссонанс из-за того, что авторы - практически неисправимые оптимисты. Из-за чего мне больше всего нравится у них "Дьявол среди людей"(но это больше повесть(или большой рассказ?), чем полноценная книга) и "Хромая судьба"(которая не попала в топ все по тем же причинам - неисправимо оптимистичные концовки - как "Гадких лебедей"(романа ГГ), так и самой книги в целом). Трудно быть богом же имеет ряд привлекающих обстоятельств: очень реалистичный показ условного "средневековья"(хоть и через призму будущего) - всегда раздражало, насколько же все прилизанное в этом отношении у того же Вальтера Скотта или Александра Дюма; а также сама концепция книги, где нет хорошей концовки как таковой - ГГ просто съезжает с катушек и режет всех подряд.
4) "Мятеж на Эльсиноре"(Джек Лондон). Среди произведений, описывающих так называемое "Новое Время" - тот же Жюль Верн, Луи Буссенар, Майнд Рид, Фенимор Купер, Стивенсон - слишком много "приключенческих", направленных на подростковую аудиторию. Оттуда ряд недостатков в моих глазах - снова все та же чрезвычайная "прилизанность", кровь не воспринимается кровью, а сами произведения легкие и все время подгоняют тебя вперед, не оставляя время на подумать. Джек Лондон среди всего обилия выгодно выделяется реалистичностью. Видел упоминания "скитальца" его же авторства - читал ее под другим названием, тоже крутая вещь, но слишком уж сумбурная(что, впрочем, более чем оправдано самой концепцией истории). "Мартин Иден" - лет в 10 я был от него в восторге, но уже через лет 5 разочаровал. Слабые люди(даже сам моряк морально слабый). Считаю, что у Лондона в первую очередь крутейшие рассказы, но некоторые из них действительно стоящие.
5) Одиссей, сын Лаэрта(Генри Лайон Олди). Книга, конечно, фантастичная(впрочем, как и все, что я читал у этого дуэта авторов), но сама история Одиссея переделана настолько органично и гладко, что невольно веришь в то, что так было на самом деле. Про древность читал не так много, но тот же "Диомед, сын Тидея" куда слабее по самой истории, а та же "Клеопатра" Хаггарда более тяжелая, при этом тоже фантастичная и не в лучшую сторону.