Гайд по написанию гайдов, by Lega. тактика Dota 2

Гайд по написанию гайдов, by Lega.

Открыть все споилеры
Вступление.

Не так давно в доте 2 появился Goblin Shredder, и практически в тот же день появилось 17 гайдов на этого героя. Качество вы можете оценить самостоятельно. Так же выходят новые гайды и на старых героев, и многие из них оставляют желать лучшего... Я решил написать своего рода пособие, для более качественных последующих работ. Только на данном сайте я написал четыре гайда, каждый из которых занимает первое место по своему герою, так что думаю, мое мнение имеет вес.

Знание игры в целом.

Для написания хорошей статьи необходимо знать механику игры в целом, хотя бы общие аспекты. Как отрастают деревья, с какой периодичностью воскрешается рошан, как стакаются криты, как появляются руны, как стакаются орб-эффекты, какие бывают типы брони и как они помогают против различных типов урона... Тысячи мелочей, из которых и состоит игра. Понимание основ, помогает понять героя, его "стезю и место", а так же не даст написать ложную информацию, уменьшит вероятность технических ошибок в гайде.

Знание героя, понимание героя, и умение им играть.

Пожалуй, самый важный пункт, который я разделил на три подпункта.

1. Знание героя.

Вы должны знать особенности и тонкости всех скилов героя, даже те, которые не прописаны в описании. При желании можно найти самую подробную информацию о каждом. Даже если вы уверены что все знаете, все равно не ленитесь поискать дополнительную информацию. Часто попадаются нюансы, способные удивить даже ветеранов первой доты.

2. Понимание героя.

Понимание героя приходит с опытом игры за и против него. Не стоит думать, что вы освоили героя после пары партий игры за него. Настоящее понимание придет позже. Вы должны осознать роль героя в команде, его слабые и сильные стороны, плюсы и минусы. В доте НЕТ слабых или бесполезных героев, так же как и "неконтрящихся". Просто у каждого своя роль, в которой он действительно силен, роль, в которой он абсолютно бесполезен, и роли, в которых он может и не ноль, но весь потенциал не раскроет. Поняв роль в команде, плюсы и минусы, уже можно говорить о том, что конкретно собирать и качать, и в какой последовательности.

3. Умение играть. То, о чем вы пишете в гайде, вы должны уметь сами, и активно проверять на практике. Так отсеиваются интересные в теории, но неиграбельные на практике идеи, и появляются новые. Прежде чем чем писать информацию в гайд, проверьте ее в игре.

Стилистика, орфография и пунктуация.

Желательно хорошее знание русского языка, и хотя бы азы литературного русского языка. Умение подавать информацию внятно, связно, последовательно и без орфографических ошибок всегда сыграет вам на пользу. Не забывайте о знаках препинания, наверняка многие смотрели в детстве мульт "казнить нельзя помиловать"?. Неправильно поставленная запятая зачастую меняет смысл текста. Не забывайте перечитать написанное. Так же не забывайте, что гайд пишется не для себя, а для других людей. И должен быть понятен в первую очередь новичкам, не знакомым с жаргоном и игровыми терминами. Либо избегайте жаргона в гайде, либо добавьте словарик с терминологией.

Вежливость. Аргументация.

Вежливость.

Слово, забытое многими молодыми пользователями интернета... В основном это связано с тем, что по интернете нет опасности получить выговор в личное тело. И беспомощный в реальной жизни человек, грубит, хамит и оскорбляет оппонентов в интернете, самоутверждаясь хоть таким способом. Хотите, чтобы вас считали таким? Нет? Тогда соблюдайте простые правила.

1. Не оскорбляйте тех, кто критикует или просто не согласен с вашим гайдом. Особенно не стоит начинать и заканчивать этим гайд. Этим вы НИЧЕГО не докажете, просто устроите никому не нужный срач. Даже в ответ на прямые оскорбления, намного эффективнее ответить вежливым доводом, тем самым подчеркивая разницу между вашими уровнями развития. Хотя порой удержаться от перехода на личности действительно сложно...

2. Не стоит использовать унизительные и уничижительные обращения в духе: "специально для нубья", "ракам я отдельно скажу", "несогласные идиоты могут идти на" и им подобные. Намного лучше "я опишу, что не стоит делать", "почему не качаем на первом уровне? Потому что" и в таком же духе. Помните, все мы когда-то были совсем слабыми игроками. И всегда найдется тот, кто играет лучше нас. И не только Денди с АртСтайлом. =)

3. Не используйте мат в чрезмерных количествах. Да, в зависимости от стилистики, мат может вполне органично вписаться в текст. Но нет необходимости писать его через слово, да и модераторы скорее всего не пропустят.

Аргументация.

Главная задача гайда - не написать, что качать и собирать, а ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ надо так качать и собирать конкретно эти вещи. Не нужно писать прямо - качайте то, собирайте это - и затащите игру. В ответ вам выдадут столько своих вариантов - читать устанете.Стоит сначала дать описание скилам, объяснить как они работают, как и в каких ситуациях их лучше применять. После этого становится понятнее роль героя (сапорт, прокастер, дизейблер, инициатор, ДД, смешанный - много их). Затем объясняем, каковы главные задачи героя в игре. А уже после, объясняем, что, когда и почему качать, что, когда и почему собирать, какие могут быть варианты. Даже если потом ситуация в игре будет не рассмотренной в гайде (а только так оно и бывает ^_^), игрок сможет самостоятельно сориентироваться и понять, что же ему делать.Объяснения должны быть подробными, логичными, внятными, и иметь под собой основу, желательно не оспариваемую. Хотя, как показала практика, всегда найдутся люди, которых что-то не устроит. Но чем лучше будет аргументация, - тем меньше будет таких людей.

Основные разделы.

Ошибка удручающего большинства гайдов - основной упор делается на разделы: итем билд, враги, союзники, скил билд... Так вот. Основные разделы гайда - это "Комментарии к скилам героя" и "тактика". В совсем эпичных гайдах я видел как раздел коментариев пропускался или копипастился с описания героя, а раздел тактики либо ограничен парой абзацев, либо сводился к повторению итем билда... Новички твердо знали что собирать, но собрать почему-то это не могли.

"Комментарии к скилам героя" - раздел целиком и полностью посвящаем матчасти и микроконтролю. Особенности скилов и особенности их применения. Полезная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ теория и практические советы. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ С ОПИСАНИЯ ГЕРОЯ! Люди не идиоты, и способны самостоятельно прочесть описание. Перечитывать одно и то же никто не хочет.

"Тактика" - макроконтроль, роль героя и тимплэй. Причем раздел должен быть разделен хотя бы на три этапа - начало, середина, конец игры. Многие герои кардинально меняют свою роль на этих этапах, желательно, чтобы было расписано, что и как желательно делать на каждой стадии. В отличие от раздела комментариев к скилам, здесь не нужно давать конкретные цифры. Разные игры проходят по разному, и заранее что-то рассчитать сложно. Тут должна быть вся основная информация, которая не вошла в раздел "коментарии".

Оформление.

Желательно (но вовсе не обязательно) разделять разделы гайда цветом, или прятать под спойлеры - так проще по ним ориентироваться, да и смотрятся поприличнее. Желательно подбирать цвета по двум параметрам: чтобы они подходили герою и не резали глаза.

В конструктор гайдов входит вполне адекватный автоматический список разделов. По желанию можете его изменить, но информация должна быть логично распределена, чтобы не было смысловой каши.

Не перегружайте гайд картинками, особенно большого размера.

Используйте по мере необходимости bb коды.

Критика и критики.

Ох уж эти критиканы...

Для начала, виды критики.

1. Конструктивная. Наиболее редко встречаемый (в нормальном гайде) вид. И самый интересный.

Информацию, подкрепленную логичными и верными аргументами необходимо принимать к сведению. Зачастую она несет очень полезные советы по улучшению гайда, и за нее стоит поблагодарить и поставить лайк (если она без оскорблений), а информацию, идеи и дополнения внести в гайд. В основном ее вносят ветераны первой доты, подбирая слова так, чтобы она не звучала обидно и принесла пользу. Ибо многие уже вышли из школьного возраста, разбираются в игре и не по наслышке знают, какие бессмысленные холивары разгораются порой на ровном месте.

2. Псевдо-конструктивная. Довольно часто встречается.

Подражает конструктивной, пытается под маскироваться под нее. Полезной информации не несет, но всегда преподносится с апломбом и уверенностью, зачастую использую те самые уничижительные обороты в обращениях. Зачастую горе-критики цепляются к определениям, шрифту, цвету, нестандартным решениям, да к любой мелочи. Поиграв пару месяцев, посмотрев стримы Вилата, и заучив по одной тактике и закупу на каждого героя, считают что знают все лучше всех, и свысока поплевывают на все мнения, не вписывающиеся в канон. Если такой игрок проигрывает - виновата тима раков, если выигрывает - только благодаря ему. Спорить с ними - смысла особого нет, ибо зачастую спор ведется из серии: что вкуснее, апельсин или банан? Разве что если прикопались к определениям, - можно дать действительно правильную трактовку, как правило уходят сами.

Главное отличие "конструктивников" от "псевдоконструктивников" - первые хотят сделать гайд лучше, вторые хотят блеснуть хоть какими-то знаниями.

3. Ошибочная. Встречается довольно редко.

Бывает, игрок свято в чем-то уверен, а в гайде написано наоборот. То есть, либо вы, либо он ошибается. Тут поможет знание матчасти, при необходимости детали уточняем в инете. Хотя, если гайд уже написан, такие детали вы должны уже знать. Если выясняется, что вы были неправы, то критика из разряда конструктивной, читаем первый пункт. Если не прав оппонент - докажите его неправоту, при необходимости кинув ссылку на источник информации.

4. Оскорбления гайда и автора, без указания конкретных причин. Встречается все реже, но все равно регулярно.

Обычно наполнены матом и оскорблениями. Пишут их два вида людей - действительно неразвитые интеллектуально люди (меньшая часть) и самые толстые троли, которые недалеко от них ушли (большая часть). Мотив первых мне неведом, а вторые просто хотят вызвать банальный срач, и посмеяться над результатом. Да, есть люди, которые до сих пор прутся просто при виде того, как те же школьники кроют друг друга матом и грозятся вычислить друг друга по айпи. ^___^ Когда то подобные диалоги забавляли, потом умиляли, затем надоели. Отвечать на подобные перлы нужно без оскорблений и мата, с юмором и иронией. Ибо чтобы отвечать в том же духе, нужен уровень развития повыше, чем имеющийся у толстого троля. Существует так же тонкий тролинг, но его я палить не буду. XP Тем более его суть - использовать новые ходы, так что все равно не поможет.5. Критика от невнимательности. Тоже довольно частая.Горе критик прочел гайд по диагонали/картинки посмотрел/посмотрел только ИБ или СБ. Просто копипастим в ответ пласты гайда.6. Критик - долдон. (баран) Встречается редко. И слава богу.Коментатор тупо повторяет одно и то же, в ответ на любые доводы и тезисы. Обычно тоже толстоватый тролинг, но бывают и реальные уникумы. Спорить и что-то доказывать строго противопоказано, опасно для нервной системы.

Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст. Копипаст.

На сайте много гайдов, читать которые так же интересно, как название раздела. Перед написанием гайда, убедитесь, что таких на сайте еще нет. Если разница в вашем и уже существующем гайде только в (сначала базиль, а потом топорик) - лучше напишите совет в комментариях. Если различий мало, они несущественны, разница в арте на шестой слот, разница в выборе скила на первом уровне, - опять же, лучше комментарий оставьте. Не нужно строчить одно и тоже. Не несущий ничего нового гайд вполне заслуженно заминусуют, ибо зачем он вообще нужен?

Копипаст. Копипаст. Копи... Заключение. =)

До этого была общая информация, а сейчас мое ИМХО =)

1. Пишите гайды на тех героев, которыми вам действительно нравится играть, такие гайды всегда получаются лучше!

2. Гайды на сапортов и тактических героев писать намного интереснее, чем на однокнопочных ДД.

3. В процессе написания гайда знания систематизируются и появляются новые идеи - улучшается и собственный игровой скил =)

4. Не стесняйтесь писать даже полную, на первый взгляд, чушь. Главное, сначала эту чушь проверить в игре, а потом грамотно аргументировать. Возможно именно благодаря нестандартности ваш гайд и запомнится людям.

На этом вроде все, может на свежую голову еще чего-нибудь вспомню =)

Здесь гайд hefe, на эту же тему. Отличается куда большей лаконичностью, и удобной привязкой раздел - особенности его написания ==>>> https://dota2.ru/guides/1265-kak-pravilno-pisat-gajdy/

А тут список моих гайдов, если кому интересно.

https://dota2.ru/guides/151-by-lega/ - m_icon.jpg

https://dota2.ru/guides/173-by-lega/ - m_icon.jpg

https://dota2.ru/guides/297-by-lega/ - m_icon.jpg

https://dota2.ru/guides/1192-by-lega/ - m_icon.jpg


Ну, и традиционное:GL&HF ALL =)

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Комментарии
Форум