Как выигрывать в DotA. Часть 2 - Фарм. тактика Dota 2

Как выигрывать в DotA. Часть 2 - Фарм.

Открыть все споилеры
Введение

Всем привет!

Я продолжаю цикл статей с целью ответить на вопрос, который рано или поздно задают себе все игроки: «как стабильно выиграть в Доту?». Несмотря на то, что каждая игра уникальна, есть основные принципы игры, и действия повторяются из раза в раз.

Спойлер: Для кого эта статья?
Конечно, прежде всего статья рассчитана на игроков, которые недавно играют, но уже кое-чему научились. Я так же уверен, много достаточно скиловых ребят подчерпнут для себя кое-что интересное в этой статье. Здесь не будет "мега" тактик в стиле «Морта килл любова». Здесь вообще очень мало будет уделяться внимания техническим моментам - это задрачивается нарабатывается со временем. Зато, если вы из раза в раз отыгрываете хорошо, но что-то не даёт вам стабильно побеждать – возможно этот цикл статей вам поможет.

Если разбить игру на части, в хронологической последовательности ваши действия выглядят следующим образом:

1. Грамотный пик (выбор персонажей).

2. Создание преимущества (тактического либо материального) и его реализация

3. Пуш (снос вышек, бараков и трона)

Про пуш вы можете прочитать в моей предыдущей статье:

https://dota2.ru/guides/3989-kak-vyigrat-v-dota-chast-1-push

Сегодня я буду рассказывать про экономическую сторону игры. Сильную команду от слабой очень легко отличить по тому, как они фармят. Даже в ПРО-играх это заметно. Стоит ли говорить о пабах - там за счет умения фармить можно выигрывать игры вплоть до 3-4к рейтинга. Конечно, деньги не заменят вам умение драться, но имея пару лишних слотов в инвентаре можно себе позволить сносить врага райткликом.Так что не буду долго тянуть, поехали!

Золотые правила фарма.

1. Фарм должен быть эффективным..

Крипов на карте появляется ограниченное количество - и это основной ваш ресурс. Важно научиться использовать его по максимому, забирая всё, до чего успеваете дотянуться.

2. Преимущество должно быть материально.

525 золота в кошельке - не преимущество. s_bracer.jpg в кармане - преимущество. То же касается и преимущества в опыте. Оно чувствуется только тогда, когда вы обгоняете соперника минимум на 1 уровень.

3. Преимущество должно быть реализовано.У каждого артефакта или навыка есть своё применение. К примеру s_blink_dagger.jpg очень хорошо подходит для того, чтобы неожидано нападать на врага. Если вы нафармили Блинк и остались фармить дальше - вы зря купили Блинк. За те же деньги вы могли фармить с s_hand_of_midas.jpg .

Ресурсы в игре. Где брать и как делить.

Начну я гайд вот с этих ссылочек:

http://dota2.gamepedia.com/Gold/ru

http://dota2.gamepedia.com/Experience/ru

Там вы сможете найти подробные данные про золото и опыт. Большинство этих данных и так интуитивно понятны, но для общего развития почитать стОит. Особенно про устойчивое и неустойчивое золото. А теперь едем дальше.

Нам надо поделить между 5 игроками весь фарм. Если вы будете делить его равномерно, то артефакты у вас появятся позже, и противник наверняка сумеет этим воспользоваться. Поэтому обычно выделяют три основных персонажа (керри, мидер и оффлейнер), которым отдают весь фарм, и двух саппортов, которые довольствуются тем, что осталось. Преимущество этой тактики в том, что основные персонажи получают возможность собирать дорогие и мощные артефакты достаточно быстро, тем самым накапливая силу, как снежный ком.

Вобще то деление это условное. Кого вы сделаете керри, кого саппортом - решать вам. Просто старайтесь помнить, что фарма на всех не хватит. Именно поэтому в команде должны присутствовать герои, которые могут обходиться малым количеством золота.Не забывайте про саппортов, господа!

Как обогнать врага по фарму

Так уж получается, что количество ресурсов в игре ограничено. И в конечном счете важен не сам фарм, а разница в фарме между командами. Так что будем учиться использовать ресурсы на полную и не отдавать ничего врагу.

Ну, хватит лирических отступлений. Поехали!

Спойлер: Ластхит

Первое, что вам надо натренировать. Фармить без навыка ластхита - все равно, что носить воду в решете. Золото с крипа вы получаете только в том случае, если нанесли последний удар по нему. Кроме того, важно добивать своих крипов, отнимая у врага часть опыта.

А еще надо следить за состоянием линии в процессе ластхита. Вот вам краткий экскурс от ПРО.

[SPOILER=Гайд от NS'а]

Для ластхита можно также использовать заклинания, это значительно упрощает дело.[/spoiler]
Спойлер: Лесник

Лес - это дополнительный источник дохода. К тому же при этом лесник уходит с линии, а значит не ворует там опыт у союзников. Правда далеко не каждый герой может эффективно фармить лес с 1 уровня.

Стоит заметить, что на линии опыта и денег можно получить ощутимо больше, поэтому в лес лучше отправлять саппорта или семи-керри.

И еще, если у вас есть лесник, то на линии у вас не хватает одного героя. Возможно, враг сумеет этим воспользоваться. Поэтому не стоит забывать, что самый лучший лесник, это тот, который может вовремя выйти из леса.

Для тренировки стоит попробовать m_icon.jpg , m_icon.jpg , m_icon.jpg и m_icon.jpg , чтобы почувствовать разницу между лесниками.

Как контрить лесников?.

Можно блокировать респауны крипов, ставя туда варды. Можно устаивать ганги в лес. Можно пользоваться отсутствием лесника на линии и напрягать эту самую линию. Можно самим фармить вражеский лес. Вот пожалуй и все.

Спойлер: Отводы

Это еще один способ фармить лес. При этом делать отводы может любой герой, что несомненно хорошо.

Суть приема в том, что вы отводите своих крипов в лес, драться с лесными крипами. При этом вы лишаете врага пачки своих крипов, а себе забираете лесных. И все довольны.

Способы отвода есть разные, пара примеров на видео.

[SPOILER=Гайд от NS'а]

Контрить отвод можно, заблокировав респаун крипов вардами, саммонами или своей тушкой. А еще можно воровать крипов с отвода.[/spoiler]
Спойлер: Мультиспауны

Если отвести крипов с точки их респауна в нужный момент, то там появится еще одна пачка. Очень удобная штука, и очень полезная. Я бы сравнил это с тем, как деньги кладут в копилку. А потом эти деньги сможет забрать тот, кто в них больше всего нуждается - ваш керри.

[SPOILER=И снова NS вам в помощь]Смотрите до конца, есть полезные фишки.

Приучите себя следить за временем и делать стаки при любом удобном случае. Ну например вы ставите вард рядом с древними нейтралами - не поленитесь и сделайте стак. Поверьте, это очень полезная привычка, в том числе и для керри героев.

Еще не стоит забывать, что стакать крипов могут саммоны, илюзии и прочая нечисть. Вы при этом не будете отвлекаться от дел. Классика жанра - собирать себе s_helm_of_the_dominator.jpg , переманивать лесного крипа и стакать древних нейтралов.[/spoiler]

Спойлер: Навыки

Есть герои, которые за счет своих навыков могут обогнать врага по опыту/деньгам.

m_icon.jpg - s_ability3.jpg

m_icon.jpg - s_ability4.jpg

m_icon.jpg - s_ability1.jpg

m_icon.jpg - s_ability3.jpg

Помимо этого выжны АОЕ навыки, чтобы быстро забирать крипов ( s_ability1.jpg , s_ability2.jpg , s_ability3.jpg ...). За счет них также можно сильно разогнаться в фарме.

Спойлер: Артефакты

s_quelling_blade.jpg

Полезен не только тем, что улучшает ваш ластхит вначале, но и тем, что значительно ускоряет убийство крипов. Особенно актуален, если собираетесь много фармить лес.

s_hand_of_midas.jpg

Дает вам надежное золото. Этот артефакт особенно хорош, если собран до 7 минуты (плюс минус 2). Проблема в том, что его сборка немного отодвигает получение других артефактов, т.е. еще минут 10 вы будете уязвимы.

Не стоит забывать, что Мидас дает еще и дополнительный опыт, что также очень важно. Если вы хотите получить максимум опыта с мидаса - используйте его на больших нейтралов в лесу. Только убедитесь, что вы не теряете крипов на линии, иначе беготня по лесам не имеет смысла.

s_battle_fury.jpg / s_maelstrom.jpg

Позволяют значительно ускорить процесс фарма за счет того, что пачка крипов умирает гораздо быстрее.

s_battle_fury.jpg очень требователен к таймингу, желательно собирать в промежутке с 12-15 минут, не позже.

s_maelstrom.jpg больше расчитан на тимфайты, чем на фарм, поэтому не так требователен к таймингу.

Для тренировки попробуйте взять m_icon.jpg через ранний s_battle_fury.jpg .

s_radiance.jpg

И снова увеличивает скорость убийства крипов. Работает на иллюзиях, что позволяет одновременно фармить несколько линий. Сложно собрать, так что подумайте, стОит ли. Подходит немногим героям.

Идеальное время сборки с 15 по 20 минуту.

Для тренировки хорошо подходят m_icon.jpg и m_icon.jpg .

Спойлер: Призваные существа/иллюзии

Такие герои, как m_icon.jpg , m_icon.jpg , m_icon.jpg и др., славятся тем, что могут фармить несколько точек одновременно с помощю иллюзий и саммонов. Правда для этого требуется хороший контроль.

У саммонов есть один минус - за них тоже дают золото и опыт. Так что не отдавайте их врагу просто так.

Спойлер: Вышки / Рошан / Курьер
Помимо того, что это ключевые позиции в игре, это также серьезное усиление всей команды по золоту. И если курьера убить - это случайность, то забирать вышки и Рошана можно последовательно и методично, увеличивая тем самым свое преимущество.
Спойлер: Мобильность
На самом деле просто катострофическое количество времени приходится тратить на передвижения. Экономя это время можно увеличить скорость фарма. Я постараюсь вспомнить самые интересные примеры в плане геймплея.

m_icon.jpg - встроеный ТП по всей карте

m_icon.jpg - собираем s_boots_of_travel.jpg и получаем телепорт, который можно рефрешить ультом

m_icon.jpg - их 5, они могут телепортироваться друг к другу. Если собрать s_boots_of_travel.jpg , то можно давить сразу три линии.

m_icon.jpg - про него я уже говорил, связка блинк+БФ и в леса

m_icon.jpg - может неплохо кататься по лесам на волне, но не это главное. За счет ульты он может мгновенно оказаться в другой части карты.

m_icon.jpg m_icon.jpg m_icon.jpg -что их объединяет? Правильно, возможность быстро перемещаться или перемещать союзника. Т.е. керри может фармить где угодно, но как только начинается драка - он мгновенно в ней появляется.

Экономика ганга

Я здесь так много расписывал про экономическую составляющую игры, что совсем забыл про драки. А ведь это способ быстро сместить преимущество в вашу сторону. Главная проблема в том, чтобы не увести разговор далеко от экономики (про нее ведь гайд). А поэтому я по умолчанию буду считать, что вы прекрасно понимаете, как гангать, и умеете это делать.

Я не буду вдаваться в долгие рассуждения, ибо все ситуативно. Я продемонстрирую на выдуманых примерах, как выглядит экономика ганга. Примеры нарочно и очень сильно упрощены. Итак:

Спойлер: Пример №1
Два саппорта и керри убивают вражеского хардлайнера 6 уровня.

- 230 золота за убийство и 2х100 за ассисты получает ваша команда

- 180 золота штраф за смерть получает враг

- пока враг мертвый, он пропустит 1-2 пачки крипов (200-400 золота), а может и потеряет вышку.

Мораль: хорошая драка - очень выгодна. К тому же выгоднее гангать не одному, так вы получите больше денег. На начальных этапах лучше брать 2-3 человека. Чем выше уровень жертвы, тем больше людей можно брать.

Спойлер: Пример №2
Мидер идет на боковую линию, чтобы убить саппорта 6 уровня. На ганг мидер тратит 1 минуту, это потерянные 400 золота с крипов. В итоге:

- 230 золота за убийство

- 180 золота штраф за смерть (но это же саппорт, ему пофиг)

В итоге вражеский мидер обогнал вас на 170 золота, а вы загнобили саппорта.

Мораль: вибирайте правильную цель для ганга, иначе потратите больше, чем потеряете. Перемещения по карте съедают очень много денег, поэтому гангать лучше саппортам.

Спойлер: Пример №3
Саппорты идут гангать мид, но мидера просто так не отдают. Тут же 2 сейв ТП с триплы на мид.270 золота потрачено на телепорты. Уже хорошо. Мидера прохарасили, ему надо регениться, тоже not bad. Хардлайнер получил свободу, когда ушли саппорты. Он может активно фармить и мешать вражескому керри.

Мораль: не обязательно доводить дело до конца. Можно получить выгоду и от неудачной попытки ганга.

Спойлер: Пример №4
Мидер пошел гангать, а вражеский саппорт поставил варды. Итого имеем -150 золота у саппорта. При этом ганг запоролся, минута потеряна на передвижение, а это 2 пачки крипов -> 400 золота. А еще мидера можно встретить, скажем, втроем. Это 230 + 100 +100 за убийство, и минус 180 у убитого.
Мораль: ганг - это рискованая штука, можно и самому умереть. И кроме того, ганг можно предотвратить, поставив варды и написав СС в чат.К чему я это? Ситуации в игре бывают разные, и они гораздо более многогранны. Я специально упростил примеры до неприличия, чтобы они были наглядными. Так вот, учитесь оценивать свои действия, чтобы принимать наиболее выгодные решения.
Заключение

Ну и на последок, не увлекайтесь фармом слишком сильно ;-)

Деньги в кармане сами не убьют врага и не снесут бараки. На игру влияют много факторов - хороший микро и макро контроль, удачная позиция, правильно выбранная тактика и еще много всяких мелочей. Добавив сюда хорошую экономику, вы значительно увеличите ваши шансы на победу. Но экономика без всего этого врядли вам поможет.

Интересных вам игр, хороших союзников и сильных врагов!

P.S. Жду ваши комментарии, предложения и критику

P.P.S. И на закуску забавное видео. Посмотрите, как работает ПРО саппорт =)

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Форум