В ходе московского пабстомпа финала Riyadh Masters 2023 нам удалось пообщаться с популярным стримером Александром 'VooDooSh' Шальчиновым. В большом интервью нашему порталу он попытался раскрыть секрет популярности Dota 2, поделился впечатлениями от возвращения в игру и рассказал о ближайших планах на трансляции.
Вы начали активные стримы по Dota 2 с апреля. Что на это подтолкнуло, как пришло решение попробовать новую игру, причем такую необычную.
Смотрите, я за Дотой следил давно, и всегда она для меня была интересной дисциплиной. Я смотрел все The International, общаюсь со множеством профессиональных игроков… то есть в дотерской тусовке, как ни крути, давно находился, хотя сам каким-то игроком я не являлся.
Что отпугивало раньше? Отпугивал высокий порог вхождения, потому что я играл в Dota 2 очень давно, а затем она сильно изменилась, и было тяжеловато вернуться: я не понимал, что в ней происходит. А потом вышел глобальный патч 7.33, так называемая «Dota 3» — и я подумал, что вот сейчас самое время попробовать, вкатиться вместе со всеми, изучить эту игру, заново открыть ее для себя.
Когда я смотрел ваши стримы, мне показалось, что Дота добавила на них какой-то совершенно новый уровень эмоций — хотя, казалось бы, у вас большой опыт в самых разных играх. Что такого особенно дает Dota 2, чего нет в других играх?
Дота — это в каком-то смысле кладовая эмоций. Взаимодействие с оппонентами и тиммейтами, от которых ты очень сильно зависишь, важность решений, ошибки, динамика... Она действительно дарит какие-то совершенно новые эмоции, которые не дают другие игры.
Это, знаешь, некие такие эмоциональные качели, некая эмоциональная разгрузка. Не знаю, мне определенно заходит вся эта история. Дота с точки зрения эмоционала — это прям кайф.
Да, только вот большая часть этих эмоций — обычно негативные.
Ну нет, почему же? Я бы не сказал, что это негативные эмоции. Это просто часть элемента некого шоу. Это же все исключительно в рамках игры! Я к большим уважением отношусь ко всем игрокам, желаю всем успеха и считаю, что Дота подходит для всех. И для новичков, и для продвинутых игроков, и каждый играет так, как ему нравится — я это прекрасно понимаю.
А эмоции, которые бывают в Доте — они негативные только в рамках того самого матча, той игры. Но это никак не выливается, знаешь, в какое-то реальное отношение к этому человеку. Это просто такая игра, которая позволяет выговориться, возможно, выплеснуть какие-то негативные эмоции.
Кто-то, может быть, для этого ходит в спортивный зал и бьет грушу, а мне по кайфу зайти в Доту. Где-то, может быть, покричать на тиммейтов, или чтобы они на меня покричали, где-то затащить катку, а где-то заруинить. Все это — Дота, и это прекрасно.
Можно ли сказать, что это одна из причин популярности игры вообще в целом? Насколько бы все могло пойти по-другому, если бы Valve действовали как Riot Games?
Я думаю, что Дота в целом именно под наш СНГшный менталитет подходит. Мы все это понимаем, относимся к этому с юмором. Для нас это, опять же, не несет какого-то серьезного эмоционального посыла. Дота — это как отдельная Вселенная, со своей терминологией, со своим отношением к тиммейтам, к игре. И это уже даже стало таким неким мемом, что ли. Людям периодически нужна такая разрядка, выплескивание эмоций, и здорово что Дота дарит такую возможность.
Если сравнивать VooDooSh в Доте три месяца назад и сейчас — что поменялось?
Три месяца назад я прям совсем зеленый залетал. Не знал даже, что такое Терзатели, как работают Aghanim's Scepter и Aghanim's Shard. Я не понимал механики большинства героев.
Сейчас я, по крайней мере, уже достаточно неплохо понимаю, почему я где-то умер, или почему нет. Более-менее разобрался с новыми артефактами, с новыми талантами, различными объектами на карте. Да, я не являюсь профессиональным игроком и не стремлюсь туда, для меня Дота — это по-прежнему способ получения удовольствия и создания контента. Хотя есть такая небольшая цель — взять ранг «Легенда».
Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу взгляда на развитие игры в целом. Насколько нравится то, как она движется, куда она движется — например, по сравнению с другими онлайн-играми и их моделью.
Мне тяжело говорить на тему баланса или развития, все-таки я не эксперт в этой области. Та Дота, которая есть сейчас, мне очень нравится, потому что большое влияние на результат имеют все участники команды. Можно затащить и на пятерке, и на четвертой позиции. Безумно важна хорошая тройка… Дота переросла в такую прямо полноценную командную игру. И в этом смысле, на мой взгляд, она находится на некоем пике баланса геймплея, если говорить о том, что насколько большой вклад каждый вносит в результат.
Насколько интересно следить за соревновательной Дотой киберспорта? Можно ли, например, назвать The International или мейджор таким хорошим современным развлекательным продуктом на уровне топовых сериалов или YouTube-шоу?
Думаю, что не только можно, а нужно. Доту безумно интересно смотреть, причем для этого в нее не обязательно нужно играть. Необязательно проводить в ней тысячи часов, но посмотреть The International или другие топ-турниры, поболеть за наши команды — это всегда здорово, очень эмоционально и очень интересно.
Это можно сравнить с топовыми футбольными матчами, с какими-то другими соревнованиями. Я сам большой фанат, смотрел все The International, и каждый раз они дарили мне потрясающие эмоции — как и сейчас, когда я слежу за Team Spirit в финале Riyadh Masters 2023.
Какой матч можно посоветовать человеку, чтобы завлечь его в Доту?
На самом деле, я бы брал именно актуальный контент, который производят сейчас. Возьмем вот этот турнир: он ведь подарил огромное количество сумасшедших матчей, от сильнейших команд, в борьбе огромный призовой! Я бы рекомендовал смотреть текущие турниры, чтобы быть в теме. Нет смысла смотреть какие-то старые матчи, правильно? Они же совсем про другую Доту, про другую игру.
Вопрос, который часто задают про Dota 2, я хотел бы задать про вашу основную игру. За счет чего «Герои»? почти не меняясь, даже спустя столько лет дарят такие эмоции и уникальный игровой опыт?
На самом деле игра, может быть, и не меняется, но за счет генератора рандомных карт ты постоянно играешь на случайной карте. Представьте, если бы было такое в Доте — раз, и Рошан там где-то в другом месте, какие-то линии поменялись местами. «Герои» живы за счет вот этого рандома, за счет непредсказуемости, за счет тысяч и тысяч вариаций розыгрышей!
Плюс, конечно, за счет определенной доли ностальгии — очень много заходит ребят, которые играли в детстве и хотят посмотреть, как игра развилась до текущего уровня. Ну и потом, в «Героях» не за горами релиз нового замка. Мы все ждем крупнейшего обновления, и я уверен, что оно приведет новых зрителей, принесет какие-то новые идеи и так далее.
Кажется, вы были под большим впечатлением от Diablo 4 на релизе… но потом она как-то пропала со стримов. Не получилось у Blizzard сделать игру, в которую можно играть постоянно, как они хотели?
Многие не совсем поняли, что я имел ввиду. В Diablo 4 мне безумно понравился сюжет и его подача. Я считал, что Diablo 4 сильно скакнула в этом аспекте относительно предыдущих частей. Катсцены, куча квестов, множество диалогов — то, что мне так не хватало в Diablo 3, в Diablo 2. Открытый мир, коммуникация с другими игроками, элементы MMO — игра стала более социализированной.
Но для меня Diablo и вообще подобные игры это вопрос скорее какого-то одного прохождения: мне было безумно интересно пройти ее, посмотреть весь контент, завершить ее. И в этом плане она очень хороша! Однако, что касается эндгейм-контента, что касается баланса, сезонов — в этом, конечно, Blizzard еще работать и работать. Будем надеяться, что они исправят те проблемы, которые существуют сейчас.
Если говорить о ближайших релизах (например, до конца года) если какие-то игры которые вы больше всего ждете, которые точно будут на стримах?
Из ближайших — я очень плотно подумываю насчет нашумевшего Baldur's Gate 3 [Интервью было записано 30 июля. — Прим. ред.]. Безумно хочется поиграть, но отпугивает количество часов, которые нужно провести в этой игре. Есть риск, что это совершенно не зайдет аудитории.
В сентябре мы ожидаем Mortal Kombat 1. Я большой любитель файтингов и уже играл в открытую бету, тренировался — готов врываться в эту дисциплину именно как, не побоюсь этого слова, спортсмен. Планирую плотно засесть, выигрывать различные турниры стримеров и так далее.
Это если говорить про август-сентябрь. Дальше уже сложнее, надо смотреть по графику…
Lies of P?
Lies of P, на самом деле, меня не сильно впечатлил. Я из тех людей, которые лучше лишний раз пройдут Bloodborne, нежели пробовать что-то новое. Lies of P, может, буду проходить на стриме, но пока не впечатлен.
Еще DLC к Atomic Heart из ближайшего.
Да, конечно, хотя там контента, если не ошибаюсь, всего на несколько часов — это один стрим. Но я фанат Atomic Heart, постоянно общаюсь с разработчиками, жду DLC и, конечно, буду поддерживать эту игру.
О стриминге. Сейчас есть такое ощущение, что просмотровый контент, Just Chatting и подобное становятся все популярнее, вытесняя игровой контент. Это не демотивирует?
На самом деле я думаю, что каждому свое, и каждый зритель находит своего стримера. Я все-таки представитель именно игрового сегмента, и для меня игры — это все. Я по-прежнему кайфую с них, играю со всеми эмоциями, которые у меня есть. Я очень ценю это чувство, когда ты играешь и получаешь от игр реальное удовольствие, а не потому что это твоя работа.
А вообще я считаю, что неважно, какой ты стример — все равно нужно развиваться и пробовать себя в разных направлениях. Я, допустим, игровой стример, но это не мешает мне подрубить Just Chatting, посмотреть какое-то видео и выдать на него реакцию.
Я сейчас это практикую периодически: у меня есть разговорные стримы, покерные стримы, где мы много общаемся. Так получилось, что у меня очень плотная связь со своей аудиторией, мы отвечаем на сотни вопросов каждый эфир, и я думаю, это одна из причин, почему мои стримы популярны.
Напоследок такой немного философский вопрос, как стримеру с опытом: как изменились трансляции и сама индустрия за время вашего пути? Как меняется стриминг и насколько вам это нравится?
Тут стоит отметить повышенное внимание к стримингу из разных областей. К нам стали относиться намного серьезнее: стало намного больше рекламных контрактов, совместных проектов, каких-то поездок. Стримеров чаще хотят видеть на различных мероприятиях, как инфлюенсеров или как шоуменов.
Здорово, что на нас стали обращать более пристальное внимание, понимать, что это действительно работает. И, собственно, я рад быть тут, все это дело продвигать. Плюс, наверное, стоит отметить, что сейчас все чаще появляются всякие коллаборации, оффлайн-ивенты, где зрители могут увидеть стримера вживую, какие-то различные совместные стримы.
Такие проекты дают второе дыхание или что-то в этом духе?
Для меня любое участие в каком-то таком проекте — это некий выход из зоны комфорта. Это творческий поиск. Я всегда отношусь к этому как некому испытанию, с радостью берусь за такие вещи и готов рисковать, пробовать себя в чем-то новом.
Планируется ли что-то такое в ближайшем будущем?
Из крупных анонсов — это Winline Media Poker, который планируется в сентябре. Это уникальная коллаборация комиков и стримеров, когда мы играем в покер в Сочи. Прикольный турнир, совершенно новый кейс… Из крупных проектов, точно анонсированных — пока вот это. Но есть и другие, о которых пока не могу говорить, так что, возможно, еще что-нибудь увидим.
Большое спасибо! Может, какие-то пожелания зрителям, читателям, комьюнити Dota 2?
Ребята, будьте добрее, будьте счастливы, будьте здоровы! Не забывайте про реальную жизнь, не забывайте, что игры прежде всего созданы для того, чтобы получать в них удовольствие. Ну и всех вам благ! Спасибо громадное, что смотрите!
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: