Стример Владислав 'Petushara' Козловский в интервью нашему порталу в рамках Открытых киберспортивных студенческих игр в Сочи порассуждал о мете, а также высказался о конфликте ATF и SoNNeikO и ситуации вокруг ухода dyrachyo из Gaimin Gladiators. Кроме того, киберспортсмен предположил, что из-за Deadlock разработчики стали уделять меньше внимания своим популярным проектам — Dota 2 и Counter-Strike 2.
Привет! Давай начнём с первых впечатлений о турнире, о городе, об ивенте в целом.
Город прикольный. Я первый раз в Сочи вообще — кроме Москвы, в России я нигде не был. Вчера погуляли — небольшой, уютный город, много всяких заведений, очень красиво. Сам ивент — довольно хорошо, уровень высокий. Меня позвали сюда на роль кастера, хотя я где-то уже год не работал комментатором, аналитиком. Чувствую себя немного неуверенно, но, в принципе, камбэкаю.
Что можно сказать об уровне игры на ОКСИ-2024, учитывая, что тут играют студенческие команды?
У меня 11 000 MMR, и здесь есть игроки, с которыми я попадаюсь в пабликах — в некоторых командах есть, наверное, игроки с 12–13 тысяч. Есть MikSa`, Ethereal из Казахстана, asdekor_r, который был в Yellow Submarine. Ещё, наверное, кто-то был, может, кого-то не вспомнил. По какому принципу проходят соревнования, большинство в команде должны быть студентами?
Как я понимаю, все пять должны быть студентами.
Когда я начинал карьеру, такого не было. Что-то было в рамках универа, какие-то локальные соревнования — но масштабных, с LAN, с официальной частью, с призами от губернатора, с неплохим призовым не было. А тут очень масштабно, много разных команд — и не только ближнее зарубежье, но Аргентина, Колумбия, Монголия. Это прикольно, что такие LAN проводятся.
Такие LAN-турниры действительно помогают сделать первый шаг в карьере — или можно просто играть в онлайне и ждать, что тебя возьмут на тест?
Если ты метишь в тир-1 или тир-2 Доту, то любой LAN-экспириенс для тебя очень полезен. Когда ты приезжаешь на LAN, у тебя совершенно другое восприятие: ты слышишь комментаторов, кто-то говорит, звук по-другому воспринимается. Если у тебя не очень хорошая звукоизоляция (а она всегда будет не очень хорошей, как правило), ты будешь слышать посторонние звуки, и к этому надо привыкнуть.
Бывает, что человек в онлайне очень хорошо играет, а приезжает на LAN, и у него там не идёт, особенно перед зрителями. Вот эта вся атмосфера может давление оказывать, и если на парочке таких турниров сыграть, то это в будущем тебе наверняка в плюс сыграет.
Насколько отличается в плане меты то, что показывают ребята тут, от тир-1 сцены?
По керри — всё пикают по мете. Керри и саппорты идут по мете, а вот мидеры и «тройки» вообще не по мете, то есть берётся очень много отсебятины. На любом мейджоре мы видим Bristleback, Beastmaster, Primal Beast — тут их практически нет. То же самое с мидерами: Puck не то чтобы много наблюдаю, Invoker тоже.
Ну, так, 50 на 50, по некоторым позициям — по мете, по некоторым — нет. Тут же, очевидно, игроки довольно молодые, кто в универе учится, им там до 22 где-то лет, у них, возможно, ещё нет такого обширного пула, просто не играют, так совпало.
Если говорить о твоей профильной третьей позиции. Я например, часто тут видел Dawnbreaker, она и на BetBoom Dacha Belgrade 2024, кстати, стала появляться — хотя в вашем тир-листе оффлейнеров герой был, по-моему, довольно низко.
Я не особо вижу применение этому герою. На самом деле, на «Даче» он был популярен из-за Ace, тот всегда задротом был на Dawnbreaker… Pure ещё одну игру сыграл, по-моему, ещё китайцы играли, Yakult's Brothers. Но не каждая тир-1 команда, играет — топовые Team Falcons не играют, Tundra Esports не играет, Team Spirit не играет. BetBoom Team играют, но на позиции 1.
Как так вышло, что Dragon Knight совсем выпал из меты? Именно на позиции 3.
Исключительно из-за нерфа аспекта, потому что у тебя очень слабый зелёный аспект и очень слабый синий аспект, ты практически не можешь брать. У меня есть извращённая идея насчёт ДК-«пятерки» с ледяным аспектом и коррозией, но это вряд ли будет реализовано.
С зелёной и синей формой ты просто не фармишь, а с красной у тебя герой становится намного слабее, чем старый DK. Раньше ты покупаешь Aghanim's Scepter — у тебя есть сплэш, у тебя есть замедление, у тебя есть периодический урон. Сейчас покупаешь — у тебя только сплэш. То есть, по сути, героя исключительно понерфили, хотя чуть-чуть сильнее на линии стал, потому что у него пассивка теперь просто встроена в героя, ты можешь стан качать. Как-то так.
Может, я не совсем понимаю, но как будто, учитывая его характеристики, он как оффлейнер неплохо подходит, чтобы реализовывать то, что другие герои делают.
Ну, у него нет тимфайт-кнопки, только есть одиночный стан и довольно средний нюк. У него пассивка и ультимейт, который ничего ему как оффлейнеру не дает. Грубо говоря, сейчас ты обязан играть на Dragon Knight как керри, потому что аспекты у него безальтернативные: только сплэш, остальные два слишком слабые.
Хорошо, немного тогда о про-сцене. Первые матчи топовых команд в новых составах уже прошли — кого можно выделить с положительной или отрицательной стороны?
Мне понравилось, как играет Nightfall. Мне кажется, он такой чел, которому нужен авторитет, и для него 33 — авторитет, под которым он играет иначе. Раньше он играл оверсейвово, а сейчас… более раскованно, что ли. Понравился состав BetBoom Team, неплохие игроки стакнулись. Мне кажется, у них результаты будут получше, чем у предыдущего состава. Но это пальцем в небо.
Как будто Team Spirit неплохо играют.
Нормально, да. Satanic очень хорошо играет, Malik тоже неплох. Насчёт «четверки» — он, в принципе, нормально вписался, результаты неплохие. Я не смотрел последние игры, возможно, он привык, это его второй ЛАН, по-моему, за карьеру. Он там проседал, где я видел, но, возможно, у него были и сильные игры, я просто их не застал. Он high rank, к нему вопросов нет.
Liquid, очевидно, ушли в минус решафлов. По поводу watson в Gaimin Gladiators... Я пару раз видел его стримы, и он не то чтобы много говорит, а вот dyrachyo, мне кажется, говорил очень много. Мне кажется, они просто кикнули своего коллера, и у GG там, возможно, очень мало говорят теперь люди, просто инфы не хватает в катке. Некому повести за собой игру. В индивидуальном плане watson, скорее всего, сильнее, но из-за совокупности факторов мне кажется, это в минус сыграло по итогу. Как дальше будет — хз.
Сейчас многие обсуждают то, как кикнули dyrachyo из GG. Какое к этому может быть отношение?
Это вообще бред. Ты человека кикаешь «в крысу», при этом ему ничего не говоришь. Мне кажется, если ты недоволен чем-то, то проще сказать в лицо. То, что им нужны были изменения, атмосфера уже была не лучшая в команде, это очевидно, но по результатам — вообще не нужны. Они выиграли Riyadh, на онлайн-турике там что-то не пошло [на FISSURE Universe: Episode 3. — Прим. ред.], и второе место на «Инте». Это же великолепный результат. Зачем решафлиться в такой ситуации и кикать чела, с которым ты добился успеха? Мне не совсем понятна логика.
Что watson делать в такой ситуации? Он просто перешел в другую команду и сразу стал объектом критики.
Да он не стал объектом критики, я не видел ни разу.
Ну вот я заходил в его Telegram-канал после вылета с BetBoom Dacha, и там очень много комментарием по типу «Антоха бы выиграл», «Ну что, как поиграли?».
Скорее, это в сторону команды. Я не думаю, что на него это учитывая, что он стримил, и в Entity он тоже то выигрывал, то проигрывал. Просто его позвали в команду выше уровнем — Entity была где-то тир-1,5 командой, а Gaimin Gladiators — это ярко выраженный тир-1, который заходит в топ-2 или в топ-3 практически на каждом турнире. Очевидно, для него это повышение в карьере, поэтому любой игрок, думаю, на его месте принял бы схожее решение.
По другому скандалу — с ATF и SoNNeikO. Одни резко против физического контакта — другие говорят, что нужно отвечать за слова…
Я поддерживаю такое мнение, что, если ты хочешь на кого-то *** [выругаться] в ММ, ты говоришь исключительно о его игровых качествах. То есть, допустим: ты плохо играешь, у тебя там хреновый ранг. Ты можешь критиковать его игровые качества, и в этом случае вопросов нет — он тебе в игре должен доказать обратное: выиграть тебя в лобби, типнуть тебя, допустим, тогда ты как бы будешь наказан за свои слова. А ATF пишет человеку, что он braindead, еще всякие гадости… Потом SoNNeikO к нему подошел IRL, и он в лицо говорит то же самое.
Если бы мне чел сказал такое… Нет, я бы его не ударил, но точно что-то похожее сказал бы ему в ответ. Опять же, угрожать физрасправой я бы не стал. Если какой-то гуль на меня начнёт *** [наезжать] и скажет, что IRL даст мне *** [тумаков], допустим, конечно, я ему скажу: «Окей, давай встретимся IRL». Но я никогда никому не буду угрожать.
В пабликах сейчас много проблем: переливеры, читеры и так далее. Можно ли это вообще как-то исправить? Есть ли шансы на это?
Я бы ещё добавил, что две недели на Западной Европе нельзя было игру найти, а на хай-MMR только Западная Европа регается. Переливеры фиксятся очень просто: убираете даблы [Жетоны удвоения рейтинга. — Прим. ред.] и убираете party queue. То есть чтобы в пати ты не мог зарегать, потому что есть челы, которые втроём регают и крашат сервера — они просто дисконнектятся одновременно, попадался периодически на таких. Либо вы регаете, допустим, вдвоем, либо впятером.
С читаками сложнее. Насколько я понимаю, когда овервульферов забанили, Overwolf начал больше делать, чтобы искупить вину: чтобы те, кого забанили, могли какие-то преимущества получать. Я встречаюсь с читерами, и они видят стату до драфтов, каких игроков брать, у кого хороший винрейт, могут видеть пулы героев, героев в бане. Ещё стримснайперы зачастую на хай-MMR очень неприятные, но я не думаю, что это можно пофиксить. В том же CS полно читеров. В любой соревновательной игре будут читеры. Это, я думаю, не фиксится.
Насколько верно мнение, что Valve подзабила сейчас на игру на фоне Deadlock?
Я видел по новостям CS и по новостям Доты — там уже даже банально до того доходит, что сервера не работают. Это же бред. Когда настолько пофиг… Counter-Strike, по-моему, топ-1 игра по онлайну, Dota 2 возможно, топ-2 или топ-3. Две свои самые популярные игры…
То есть Valve просто переключились на Deadlock, когда в изменениях нуждается Dota 2?
Я думаю, да, потому что, скорее всего, у них штаты сотрудников один и тот же на эти игры. И учитывая, что Deadlock имеет механики MOBA, скорее всего, над ним работают те же люди, и поэтому на Доту подзабили. Насколько это правильно? Для меня как для дотера это неприятно. Игра нуждается в патчах, и не столько в игровых, сколько связанных с матчмейкингом, связанных с серверами — нужно что-то менять.
Что по изменениям геймплея — я миллион раз говорил, что мне не нравится огромная карта, я считаю, что её нужно сделать старой или как-то иначе изменить, но уменьшить. Но в остальном — окей, есть несколько ярко выраженных OP-героев, по мете тоже есть замечания, но в целом ничего критичного. В любой мете будет несколько OP-персонажей: Luna, Morphling, Bristleback, Shadow Fiend, Beastmaster, Puck. Muerta вроде сейчас всплыла жесткая и какой-нибудь Clockwerk. Пожалуй, все — может только каких-то саппортов забыл. Вот восемь героев, они тир-S, которых нужно нерфить.
Открытые киберспортивные студенческие игры 2024 прошли с 23 по 25 октября в Сочи. В рамках турнира по Доте 16 национальных сборных разыграли 5 миллионов рублей, победила команда Сербии с MikSa`.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: