Тренер Talon Esports Пак 'March' Тай-вон в интервью руководителю проекта Dota2.ru Глебу 'About' Брехову на FISSURE PLAYGROUND 1 - DOTA рассказал о том, на чем сосредоточен в своей работе, а также порассуждал о забытой практике награждать лучших игроков на турнирах дополнительными ценными призами.
Ты был свободным агентом, но в начале декабря присоединился к Talon Esports. Почему выбрал именно эту команду и были ли другие варианты продолжения карьеры?
Ты спрашиваешь, не рассматривал ли я вариант играть? Я завершил карьеру очень давно и с тех пор не рассматривал возвращение. Я искал работу только в качестве тренера. Если честно, возможностей у меня было не особо много.
Я получил предложение от
Nouns Esports, был частью команды. К счастью, незадолго после моего присоединения, они распались. К счастью,
Talon Esports вышла на меня с предложением, и потом мы начали работать вместе.
Насколько сложно начинать работу в уже устоявшемся составе? На момент твоего прихода в Talon Esports уже был готовый ростер (насколько я помню, присоединился лишь
Natsumi-). Это труднее, чем собирать состав с нуля?
Я думаю, присоединяться к составу, который уже довольно хорош, значительно проще. Я считаю, что начинать с нуля гораздо сложнее. У них уже была построена определенная химия, и это легко, потому что кое-что уже работало. Я пришел в качестве свежего взгляда со стороны. Я легко могу увидеть что-то, что у них не работает, и помочь им стать еще лучше.
Каковы цели Talon Esports на сезон и на этот турнир в частности? Какой результат ожидаете? Может, топ-3, попадание в гранд-финал или чемпионство?
Лично я верю в то, что результат — это следствие того, как хорошо ты тренируешься. Нам не важно, выиграли ли мы или проиграли. Нам важно как мы выиграли и как мы проиграли. Мы хотим смотреть, как мы выступили даже в проигранных играх, как мы выступили в выигранных, и продолжать совершенствоваться. Пока что я думаю, что мы удовлетворены тем, как мы побеждаем и как мы проигрываем.
Ты тренировал команды из Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. Как ты считаешь, есть ли отличия в игровом стиле команд из разных регионов? И если да, то какой больше всего тебе подходит?
Уже очень много времени прошло с момента моего пребывания в Америке. И тогда я играл, я еще не был тренером. Думаю, тогда я был очень молодым игроком. Так что я был очень эмоциональным, значительно более эмоциональным, чем сейчас. Я был в далеко не лучших командах, но повзрослев, мой подход к Доте стал куда более уравновешенным. Так что, я думаю, сложно сравнивать опыт из разных времен.
Будучи игроком, ты получил звание MVP на ESL One Hamburg 2019 и был награжден автомобилем от Mersedes. Он все еще есть у тебя? Часто ездил на нем?
Нет, я постоянно путешествую. Я тогда оставил машину дома, и мой отец взял ее себе, чтобы пользоваться.
Что вообще думаешь о практике вот таких дополнительных призов на турнирах? Как по мне, выиграть хорошую машину довольно круто. Хотел бы, чтобы подобные награды вернули на современные турниры?
Думаю, выиграть машину было лучше, чем выиграть турнир, если переводить в деньги. Так что, конечно, было круто иметь подобные дополнительные плюшки. Но я тренер, мне они все равно не достанутся. Так что нет, не хотел бы (смеется).
Справедливо. В Южной Корее Дота была довольно популярна какое-то время. Но после поколения MVP Phoenix в игре больше нет топ-игроков из твоей страны, не появляются новые лица. Как считаешь, почему Дота стала совсем не интересна корейцам? Может ли появиться больше новых игроков из страны в будущем?
К сожалению, League of Legends слишком популярна в Корее, а корейцы в ней. Думаю, это главная причина. Много друзей просто играют в League of Legends больше, чем в Доту, вот она и умерла. Я не думаю, что будет новое поколение корейских дотеров, к сожалению.
У большинства команд в Доте есть только один тренер, иногда тренер и аналитик. Как считаешь, каковым должен быть размер тренерского штаба в топ-командах, чтобы получать максимальный результат? Например, у Team Liquid три тренера. У вас один?
Да, только я.
И все же, как считаешь, каким должен быть тренерский штаб?
Пока у вас есть одно направление и все понимают, что нужно поддерживать чью-то одну идею, вы можете иметь сколько угодно людей. Но обычно у каждого тренера и аналитика свои собственные идеи, и различия в них приводят к разногласиям. Вывод: пока вы можете двигаться в одном направлении, не важно, сколько у вас людей в тренерском штабе.
Есть два основных аспекта работы тренера в Доте — спортивная составляющая и психологическая. Лично ты какой предпочитаешь и чем больше занимаешься в Talon Esports?
Конечно, я занимаюсь обоими аспектами. В начале своей карьеры я был больше сосредоточен на первом — занимался преимущественно пиками и драфтами. И это и правильно, и неправильно. Думаю, я немного отошел от этого, так как у меня уже не настолько высокий рейтинг, как раньше. Я больше доверяю игрокам, потому что они больше играют. Они лучше чувствуют игру, так как имеют больше практики. Я больше их слушаю, больше смотрю. Я стараюсь делать выводы по данным, которые я получаю таким образом, а не посредством игры в пабликах.
По этой причине я менее вовлечен в пики и драфты, чем раньше. Однако из-за того, что у меня больше опыта, я больше знаю о правильном психологическом настрое и о том, как ты можешь выступать лучше. Так что да, я сосредоточен... Я занимаюсь обоими аспектами. Я все еще могу сказать, что много занимаюсь драфтами и внутриигровыми штуками, но я также очень серьезно отношусь и к психологическому аспекту.
Ты упомянул паблики. Сейчас в Европе с ними проблемы из-за злоупотребления двойными ставками и все, что с ними связано. Расскажи про паблики в Азии. Они такие же ужасные или получше, чем в Европе?
Они точно так же ужасны.
Может, ты слышал о том, что Resolut1on запускает свою закрытую лигу. Как считаешь, Dota 2 нужны проекты на подобие FACEIT в CS?
Resolut1on запускает лигу?
Да, что-то вроде FACEIT, где про-игроки могут играть вместе. Вместо пабликов это должны быть игры высокого качества с модерацией и без проблем матчмейкинга.
Я из той эры, когда были подобные лиги, где играли такие игроки, как
Smile,
NS и другие. Я тоже с ними играл, было очень весело. Потом я видел, что многие пытались запустить подобные соревнования и там играть.
Но я не уверен, что подобные лиги будут сейчас так же успешны, как в прошлом. Там ведь должны играть все, правильно? Все хотят играть, но кто-то просто хочет играть в рейтинговый подбор. Нужно убеждать играть там
Yatoro,
Nightfall — всех этих крутых игроков. Возможно, тогда больше людей заинтересуется игрой на лиге.
Можешь поделиться мнением о текущей мете? Сейчас все ждут патч, а каких глобальных изменений ожидаешь ты? Должна ли игровая экономика измениться с выходом патча?
Если честно, я все еще получаю удовольствие от этого патча. Как я уже говорил, я не так много играю в паблики, так что я от них и не устал. Я никогда особо не думал о том, какой патч я бы хотел. Я просто вижу патч — приспосабливаюсь к нему и пытаюсь играть лучшим, что в нем есть.
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: