Уже в эту пятницу начнется самый крупный в истории России киберспортивный турнир – Epicenter XL. Пока команды тренируют стратегии и решают, на что потратить победный куш, кратко напоминаем вам тернистый путь соревновательной Dota на отечественной сцене.
Зарождение киберспортивной Dota
Первой популярной соревновательной стратегией в мире стал оригинальный Starcraft, релиз которого состоялся в 1998 году. Игра получила множество пользовательских модификаций, одна из которых напрямую связана с появлением Dota.
Речь, конечно, идет о карте Aeon of Strife. Суть ее состоит в обороне базы от волн крипов, за убийство которых дают деньги, а победа достается стороне, которая первой разрушит ключевые постройки соперника, либо уничтожит всех его героев.
После выхода Warcraft 3 в 2002 году пользовательская модификация перенеслась в новый проект Blizzard. Функционал мастерской новой игры был обширнее, а карта получила название Defense of the Ancients, что сокращается как DotA.
Официальные соревнования по ней начали устраивать спустя еще 2 года, когда свет увидела DotA Allstars с патчем версии 5.84. Стоит ли говорить, что уже до этого дополнение стало хитом в компьютерных клубах и любительских с серверах?
Россия и Dota: первое знакомство
Крупные турниры по дисциплине в РФ начались с 2005 года. Тогда Dota впервые была включена в программу популярнейшего Asus Open, который в то время проходил в Москве. В турнире участвовали такие знаковые для российского киберспорта команды, как MaGe и Say_PLS, в которых в свое время состояли Ярослав 'NS' Кузнецов, Сергей 'Smile' Ревин, Иван 'ArtStyle' Антонов.
После Asus Cup Winter 2007 Dota стала постоянной дисциплиной серии турниров, а уже к весне того же сезона в список призеров первенства ворвались Virtus.Pro, чей первый состав по Dota был подписан в мае 2007.
Другое соревнование, знакомое каждому искушенному дотеру нулевых — это MYM Prime Defending. Турнир хоть и не проводился на территории России, но вывел Dota на мировой уровень и в очередной раз укрепил ее популярность на СНГ-просторах – из более чем сотни команд в числе призеров раз за разом оказывались наши коллективы.
К 2008 году MYM начали проводить международные первенства. Так Prime Nations 2 принес победу сборной России и второе место украинцам.
Dota 2 и временное затишье
Очередной взрыв популярности Dota как в России, так и в мире произошел после анонса Dota 2 и победы украинской команды Na’Vi на первом The International.
К сожалению, после переезда Asus в Киев, на территории России некоторое время не проводилось крупных состязаний с солидным призовым фондом. Но россияне играли и достигали успехов. Хороший тому пример — коллективы Moscow 5, RoX.KIS, Virtus.Pro.
Тем временем на СНГ-арене появился Starladder, принимаемый Киевом с 2012 года и пришедший на замену морально устаревшему Asus. Россия же проводила локальные и не особо значимые турниры типа TechLabs Cup в Москве, либо мелкие полупрофессиональные, например, Battle Hall Dota 2 в Казани.
К 2013 году Федерация компьютерного спорта решает провести серию еженедельных онлайн-турниров, поощрением за победу в которых были скромные 6 тыс. рублей и желанный инвайт на «Битву четырех» — LAN-турнир в Москве с участием Virtus.Pro и RoX.KIS. Но конкуренции не возникает — новичкам сцены не удается даже создать иллюзию борьбы с профессионалами.
В 2014 году отечественное киберспортивное сообщество ждал Uprise Champions Cup с LAN-финалом в Кирове. В противостоянии приняла участие любительская команда YellowSubmarine, позже победившая на открытых квалификациях TI5.
Более значимым событием должен был стать Excellent Moscow Cup, в котором на тот момент участвовали два состава Na’VI и VP. Но, ввиду плохой организации и технических проблем, игры часто переносились, а финал и вовсе вместо LAN-события прошел онлайн.
В 2015 году на российской сцене произошли сразу несколько крупных ивентов. Во-первых, это анонс регулярной Game Show League. Во-вторых, проведение Dreamhack Moscow, с призовым фондом в размере $ 330 тыс., где как раз и были сыграны финалы первого сезона соревнования. Среди прочих, в событии приняли участие Team Empire и MVP.Phoenix.
Эпоха Major и Epicenter
И вот пришел 2016 год. Был анонсирован Epicenter – детище Epic Esports Events, компании в составе ESforce под руководством Антона Черепенникова. Призовой фонд был немыслимым для СНГ и составил $500 тыс. Таких сумм отечественный киберспорт до этого турнира не знал.
Игроков и болельщиков поразил не только ивент, но и его организация. Многие представители коммьюнити отметили, что хозяева турнира подготовились наивысшим образом, и по уровню событие превосходит только TI.
.@epicentergg is the best tournament to come to the Dota 2 scene outside of maybe The International. Valve Majors don't even compare so far.
— David Parker | Godz (@BTSGoDz) 16 мая 2016 г.
Прошел год. За это время состоялся первый турнир от Valve на территории СНГ – Kiev Major. Сложно переоценить колорит этого события – во время игр команд-соотечественников зал буквально взрывался, а каждый следящий за ивентом, вероятно, помнит того самого «заводилу» толпы.
Epicenter образца 2017 года повторил успел предшественника. Главной задачей турнира стало показать, что и без статуса мейджора и поддержки Valve возможно провести соревнование первоклассного масштаба. Со стороны болельщиков фидбек был хуже – посетители были недовольны новым местом проведения, размером подарков, который с прошлого года уменьшился, небольшому количеству игр на сцене. Однако в целом турнир прошел гладко и мало отличался от предыдущего.
Подводя итог следует отметить, что Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальной дисциплиной. Произошло это в 2001 году. Однако спустя 5 лет, в 2006, его вычеркнули из списка ввиду несоответствия признакам: представлению в более чем половине субъектов государства и наличию официального объединения игроков. Теперь, когда в 2016 году киберспорт был снова внесен в реестр видов спорта, ФКС начала проводить регулярный чемпионат России.
До следующего Epicenter осталось совсем немного. И можно не сомневаться, что его организаторы учтут прошлогодние проблемы, а значит, зрителей вновь ждет большое количество подарков и интерактива. Остается надеяться, что турнир положительно выделится среди остальных ивентов текущего сезона и привлечет внимание Valve к России.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: