С каждым годом киберспорт становится все более популярным направлением, но огромные темпы роста отрасли привлекли к ней внимание не только поклонников компьютерных игр, спонсоров и новых профессиональных геймеров, но и людей, желающих заработать на договорных матчах.
По данным Bet ON – сайта, изучающего индустрию ставок на спорт и киберспорт, за последние годы сумма денег в индустрии киберспорта только возрастала, и в 2018 году достигал отметки в 2 миллиарда долларов при аудитории, вовлеченной в мир киберспорта в 500 миллионов человек. Понятное дело, что такая быстрорастущая индустрия как ставки на киберспорт не могла не привлечь внимание разного рода мошенников и любителей легких денег.
Такие популярные дисциплины в киберспорте как Counter-Strike, League of Legends, Overwatch и Dota2 в последние годы пережили несколько громких скандалов с договорными играми. Один из самых громких инцидентов произошел в Южной Корее в 2016 году, когда звезда киберспорта Ли Сын Хён, более известный как игрок в Starcraft II "Life" был арестован и, в конечном счете, привлечен к ответственности за участие в двух договорных матчах. Он был приговорен к трем годам лишения свободы, штрафу в 70 000 000 вон и пожизненной дисквалификации в корейском киберспорте.
"Если вы посмотрите на спортивную целостность игры в киберспорте – вы действительно увидите, что проблема мошенничества и договорных матчей тут представляет собой большую угрозу", - говорит Иан Смит, британский юрист и комиссар по целостности игры в Esports Integrity Coalition (ESIC) – организации, стремящейся защитить киберспорт от всех видов мошенничества. В 2016 году он подсчитал, что нелегальные ставки в киберспорте могут составлять сумму в районе 2 миллиардов долларов.
"В общих чертах все работает точно так же как и в других видах спорта. Но это невероятно распространено в киберспорте, так как тут пока что присутствует хаос в организации турниров. Эпицентр популярности киберспорта это Юго-Восточная Азия – в частности Китай, Южная Корея, а также – США. Все сигналы о подозрительных ставках, которые мы получаем, в основном исходят оттуда", - говорит Смит.
По словам Смита в основном схема организации договорных матчей в киберспорте проходит по двум сценариям:
- договорные матчи низкого уровня, когда между собой договариваются отдельные игроки или команды, видя возможность сфальсифицировать результат игры или отдельного раунда;
- активность высокого уровня, связанная с участием подпольных игорных синдикатов, подкупающих игроков.
В любом случае, сейчас мошенничество практически любого уровня не является невидимым. В рамках своей компетенции ESIC проводит мониторинг подозрительных ставок, а букмекерские конторы всячески готовы помогать этой организации, так как именно они теряют свои деньги на договорных играх в киберспорте. ESIC способна отреагировать на резкий всплеск ставок или неожиданно крупную ставку беттора, который ранее не отличался большим объемом ставок на киберспорт.
"Это не значит, что каждый из попавших под подозрение матчей является договорным, но в киберспорте действительно много подозрительных ставок. Есть убедительные доказательства мошенничества, но все еще нет юридической базы для фиксации нарушений".
Как и во многих других видах спорта, активность мошенников зависит от уровня соревнований. По словам представителя БК Pinnacle Сэма Гомерсолла – "чем дальше вы уходите с профессиональной сцены – тем больше подозрительных ставок и матчей". С другой стороны – букмекеры сами провоцируют договорные матчи на таком низком уровне тем, что готовы сейчас принимать ставки на турниры любого уровня.
Гомерсолл: "Как правило, у нас нет проблем с турнирами, которые проводят сами разработчики игр. В последние годы мы наблюдаем лишь устойчивый рост подозрительных ставок на турнирах низкого уровня, с участием полупрофессиональных киберспортсменов, которые не получают больших гонораров".
Главной проблемой для выявления случаев мошенничества является не только отсутствие юридической базы для предъявления обвинений в мошенничестве, но и хаос, который до сих пор царит в турнирной сетке киберспорта. Есть масса турниров, по которым невозможно отслеживать прозрачность ставок и честность спортивной составляющей этих соревнований. Также большая проблема в том, что ставки на киберспорт можно делать не только на деньги, но и на игровые элементы – вещи, скины, артефакты. Они имеют не только виртуальную, но и материальную ценность и могут быть монетизированы, потому – также становятся предметом интереса у организаторов договорных игр в киберспорте.
В отсутствие общего руководящего органа в киберспорте организовать системную борьбу против договорных игр очень сложно. Но в последние годы ситуация все же меняется к лучшему. Громкие скандалы и санкции, наложенные на некоторых известных игроков стали уроком для профессионалов, которые не хотят рисковать всей карьерой ради сиюминутной прибыли. Можно говорить, как минимум о том, что лучшие из лучших в мире киберспорта соревнуются честно, так как им есть что терять даже в случае отлучения от участия в больших турнирах.
Известны случаи, когда организаторы крупных турниров отказывались заявлять команды, которых касалась подозрительная ставочная активность. Именно таким образом мир киберспорта может контролировать целостность игры. Кроме того – чем больше будут гонорары и призовые профессиональных игроков, тем меньшим будет соблазн связываться с мошенниками или организовывать договорные матчи самостоятельно.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: