Нужны ли постоянные изменения баланса в Dota 2?

Для любой соревновательной дисциплины баланс — важнейший фактор, который определяет восприятие игры со стороны спортсменов, фанатов, организаций и даже, в конечном итоге, спонсоров и инвесторов. Так сложилось, что именно представители жанра MOBA меняют баланс относительно регулярно. А иногда делают это и вовсе кардинально.

В нашем материале мы попытаемся разобраться, почему так происходит, и возможно ли достижение окончательного «идеального» баланса, когда разработчикам больше не пришлось бы его править.

Что такое баланс и зачем он нужен?

Само понятие означает степень равновесия между элементами игры, которые не зависят от навыка игроков. Конкретно в случае Dota 2 есть множество факторов, которые должны быть сбалансированными. Герои и их способности, предметы, стороны карты, расположение вышек, лесных лагерей, формулы получения золота и опыта, основные стратегии (раннее давление, сильные массовые способности, рассредоточенная осада и другие). Сбалансированными должны быть буквально все элементы, иначе рано или поздно появится способ достижения победы, намного эффективнее других. А это раздражает и отталкивает обычных игроков.

На соревновательной сцене отсутствие баланса приводит к резкому снижению разнообразия. Это в свою очередь понижает интерес к просмотру профессиональных матчей, так как они становятся слишком предсказуемыми и скучными. Именно поэтому разработчики следят за состоянием баланса и пытаются исправить его, когда он явно нарушен.

Всегда ли мета — признак дисбаланса?

Невозможно обсуждать баланс соревновательной игры, не рассмотрев понятие «мета». Все мы много раз слышали это слово и интуитивно понимаем его значение. Кто-то считает, что «метовый» значит «популярный». Другие же связывают это как раз с имбалансностью. На самом деле это аббревиатура от Most Effective Tactics Available (самые эффективные тактики из всех возможных).

Отсюда возникает вопрос: если есть самые эффективные способы достижения победы, значит ли это, что баланс отсутствует? На самом деле, нет. Наличие определенной меты может быть связанно с рядом других факторов. Например, популярность тех или других героев, сборок и стратегий делает эффективными способы игры, которые успешно им противодействуют. Популярность может быть вызвана не только положительным процентом побед, но и более интересным геймплеем, новизной, влиянием про-игроков и влиятельных стримеров.

Рано или поздно эффективные стратегии становятся популярными, и успеха первыми достигают игроки, сумевшие найти контригру новой мете. То есть, процесс становится цикличным, и мета меняется без изменений баланса со стороны разработчиков. Тревожным звоночком для создателей игры становится «застой меты», когда игроки не могут найти способ противодействовать самой эффективной тактике, героям, комбинациям и сборкам, даже когда они набрали популярность.

Необходимо ли сразу изменять что-то в такой ситуации? Разработчики решают это основываясь на множестве факторов, в том числе и загруженности персонала, но в идеале нужно оценить три вещи:

  1. Насколько большой дисбаланс? Практика показывает, что общий процент побед больше 60% или меньше 40% заставляет вносить правки моментально.
  2. Оценка разрыва в эффективности на разных уровнях. Например, если герой слишком силен на низких рейтингах, но его успешно «контрят» на высоких, то разработчики скорее всего дадут время первым скопировать игру вторых.
  3. Тенденции. Если со временем процент побед определенных стратегий хотя бы немного падает, значит есть шанс на естественное изменение меты. Если наоборот — стратегии дисбалансны, и нужно вмешательство.

Нужны ли изменения в условиях баланса?

Итак, мы выяснили, что такое баланс, и почему он нужен. Теперь нас интересует вопрос: нужно ли разработчикам вносить глобальные изменения в игру после того, как им удалось достичь более-менее стабильного баланса, при котором эффективность различных стратегий отличается не критично, а мета сама меняется с течением времени? Представить это сложно, но в условиях слишком затянувшихся «номерных» глобальных патчей большое количество «буквенных» с минорными изменениями баланса рано или поздно приведут к подобному состоянию.

Ответить на этот вопрос трудно не только по причине того, что игроки имеют разное мнение на этот счет, но и из-за того, что Dota 2 существует в двух разных измерениях: матчмейкинг и киберспорт. То, что хорошо для одного, может быть губительным для второго, и наоборот.

Профессиональная сцена

С одной стороны, соревновательная дисциплина должна быть стабильной. Игроки и команды, которые много тренируются, обретают отточенные навыки и стратегии, за счет чего побеждают оппонентов. Помните патчи незадолго перед важными турнирами? Игроки публично выражали недовольство, потому что часть наработанных связок становилась «неиграбельной». После выхода обновления усердно готовившиеся на буткемпах команды становились такими же неосведомленными в соревновательной мете, как и все остальные. Разве это справедливо?

С другой стороны, сильные игроки и команды должны уметь быстро разбираться в патчах и адаптироваться. Этот навык делает их конкурентоспособными в любых условиях. А тренировки должны оттачивать личные навыки и командное взаимодействие, а не искать имбалансные стратегии.

Оба мнения имеют право на жизнь, но решать в любом случае будет разработчик. Естественно, он сделает выбор, который привлечет большую аудиторию к киберспортивным мероприятиям. И именно вариант с изменениями вызывает больший ажиотаж, даже если часть его — негатив.

Матчмейкинг

Что же касается обычных игроков, им угодить сложнее всего. Сообщество вполне оправдано требует нормального баланса, но даже когда он относительно в порядке, игроки ждут новый патч, как праздник. Пользователи возлагают надежды на то, игра будет развиваться, нововведения улучшат геймплей, их любимые персонажи станут сильнее или просто всколыхнется мета, которая успела наскучить.

Это же сообщество критикует каждый патч: минорный — разработчики просто меняют «циферки» туда-сюда, глобальный — это уже не Дота. Вспомните, сколько игроков ушло (их по крайней мере заявило об этом) после выхода Reborn, 7.00 или 7.23 с нейтральными предметами. Пользователям, которые не посвящают игре много времени и сил, сложно быть в курсе частых изменений. Они просто могут не узнать любимого героя, если зайдут в игру спустя год. Многих это пугает и отталкивает. Но основная часть игроков более активна, и ей регулярно нужен новый контент, в том числе и в плане баланса, чтобы не потерять интерес.

Таким образом, изменения поощряют активную часть сообщества, в то время как отсутствие патчей на руку только игрокам, которые слишком слабо влияют на онлайн. Выбор разработчика снова очевиден.

Стоит ли ждать идеального баланса?

Очевидно, что нет. Даже если по каким-то причинам Valve не сможет выпускать крупные патчи долгое время, и баланс благодаря мелким правкам приблизится к идеальному (многие называют нынешний патч — 7.27d — самым балансным в истории Dota 2), в любом случае компания будет готовить глобальные обновления, чтобы освежить интерес игроков. Выход новых героев, предметов и абсолютно новых механик — именно то, ради чего все мы готовы терпеть временное разрушения баланса, баги и бесконечные обновления, с помощью которых разработчики пытаются все это устранить.

Нашли ошибку в материале? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Другие интересные новости

Комментарии

Правила
На данный момент в комментариях у нас действуют следующие правила: https://dota2.ru/forum/rules/ (срок бана выдаётся на усмотрение модератора).
>(многие называют нынешний патч — 7.27d — самым балансным в истории Dota 2)
????
У ньюсмейкера проблемы с башкой?
Самыми балансными патчами можно назвать ласт до 7.00 (6.88c вроде как)
И патчи после 7.07, где уже более-менее отбалансили таланты и двухнедельными патчами пытались привести всё в постоянный баланс.
Потом у Айсфрога появилось новое видение игры и он просто начал делать изменения ради изменений. (Ботинки с фиксированным мсом, потом с процентным, потом опять с фиксированным, ботинок за 400, потом за 500, потом за 450, потом опять за 500 и прочее говно)
Не обижай Ньюса!
Он скорее всего взял новость из другого источника, а не сам придумал.
Можешь просто последний абзац прочитать, если такая проблема.
Источник и автор не указаны, а значит Ньюс с 1700 птс и есть создатель новости-блога о Доте и ее балансе.
Человек, который не может отличить ренж крипа от обсервер варда, рассказывает вам как играть в эту игру. Ага.
Потом после 7.20 он решил отбалансить тьму но сделал только хуже, а потом после 7.23 или 7.24 точно не помню, решил аншентов Света в большой лес поселить, чтобы слить Свет по винрейту
Да самый балансный патч был точно до 7.00 там еще на инте было сыграно практически всеми героями, кроме минера и еще кого то
Там даже Минёр был, причём в грандфинале Инта. Патч TI6 был самым балансным в истории.
Твой 6.88 балансен для керри. Но не для саппорт-игроков.
Верните рики с ультой вич доктора
И героя с ультой, бьющей от количества голды.
Нужны изменения в подсчëте ммр. Нельзя всем давать одинаково, если челики потеют по-разному. И снимать за луз тоже одинаково нельзя. Вот где нужен баланс.
кор: саппорт засейви меня
сап: ну ..., я сдохну и потеряю птс
Если этот абуз делает игроков активными, а не крипофармерами - почему нет?
Как раз таки он сделает игроков крипофармерами. И получишь ты ораклов времен, когда его хил с 3-го считался при каллибровке. Либо фениксов/зевсов/тинкеров, которые просто хотят нанести максимум урона.
Пропадет стремление к победе.
Нет, просто саппортов оценивать по ассистам и кол-вам вардов, Керри по фарму и крону (как и мировой), хардеров по впитанному крону и тд.

Это так, набросок.
Хардлайнер не обязан впитывать урон, так же как и не всякий керри должен наносить по героям.
Очень трудно оценить импакт отдельного игрока, это могут сделать только игроки которые с ним играли. Банальный пример, бх треками или магнус эмпауером бустил всю команду, четвёрка развлекала команду противника пока керри фармил. Кто-то будет просто делать киллы или наносить урон, а кто-то нанёс когда нужно и убил кого нужно(в паблике и так много кто бездумно на кда играет)
тогда я буду забирать фарм у кери, чтобы купить варды
а в сапы брать героев, которые могут получить больше ассистов, например зевс
автор украл мою тему https://dota2.ru/forum/threads/tekuschaja-situacija-idealna.1394847/page-2#post-24574762
Может кто-то сказать, когда последний патч баланса был? То есть не "+1 армора СФа", а такой чтоб прям тиры героев менялись. Одни и те же войды, врки, ораклы, пуджы. Ну пудж ладно, он вне меты и времени, так сказать - он над ней.
в доте повелось, что патч - это как новое дыхание для поднадоевшей игры, чисто подогрев интереса публики, которая зайдет что-то новое потестить. но хорошая киберстпортивная игра нуждается исключительно в балансе, в то время, как ее вообще не должны касаться глобальные изменения. вот с патча, когда wings взяли ТІ, когда на турнире было задействовано максимальное количество героев и стратегий нужно было перестать добавлять что-то новое (вносить хаос в игру), а наоборот оттачивать баланс и уравнивать героев и их связки, чтобы поощрялось и сложное исполнение и накопленный опыт, в игре должно быть много непростых, но постоянных нюансов, знание и умение которых дает игроку преимущество (какой может быть опыт, если игра меняется каждые пол года), чтобы игрок мог выучить игру полностью, чтобы у игроков был пул в 30-40 героев, тогда игроки не искали бы имбу после патча, а действительно оттачивали бы скил. зачем освежать игру двумя новыми героями или кардинальными изменениями только на период привыкания, если можно сделать игру, которая не будет терять актуальность? представьте игру, в которой сбалансированы свыше ста героев, сколько могло бы быть связок и стратегий, если бы все герои были актуальны и сила стратегии бы зависела не от набора героев, а от тонкости их применения и исполнения, утопия к которой valve никогда не пытались приблизится
Для того, чтобы менять баланс, нужно, чтобы он изначально был, а у доты с этим большие проблемы. Первое - Вальвам пофиг, второе - никто не захочет играть в сбалансированную игру, третье - в игре уже столько намутили, что ее не забалансить уже никак.
а и не должно быть идельного баланса, должен быть просто баланс с постоянно меняющейся метой
если существует мета, значит не существует баланса
идеального баланса никогда не существовала и не будет
тем более мета определяется не только силой персонажа, но и умением на нем играть (не все задры инвокера), баланс подобен перетиканию на весах воды, если весы постоянно колебаются
- в игре уже столько намутили, что ее не забалансить уже никак -ДА
- никто не захочет играть в сбалансированную игру - БРЕД
никто не хочет играть в игру, в которой работает только мета, а все остальное многообразие бессмысленно, потому что оно слабее, чем мета - балансный Контр Страйк не нужно постоянно менять патчами, Варкрафт3 - гениальная игра, которая всегда стремилась к балансу и была не далеко от него, шахматы - отличный пример близкой к балансу популярной нестареющей игры
Идёт фармежка отрицательного рейтинга, ставьте дизлайк на этот пост и проходите мимо.
Такие посты должны валв писать. Как близард.
есть игра, где учитывают мнение вечно кукарекающих недовольных подпивасов, называется ворлд оф тутлс, хз кста почему вы все еще не там
Да не нужны эти бесконечные правки баланса с одними и теми же героями, которых апают/нерфят/апают/нерфят. Лучше бы новых персонажей бы вводили нормально, а то изменений никаких почти нет, только флуд скинами и два героя в год, причём в этом году походу без героя. Зато с тонной скинов!
Нет, айсфрог уже не на баланс давно целится а просто на изменения ради изменений чтобы казуалам не надоела игра.(чтобы деньги капали дальше)
О, отлично, 2к ммр ньюсмейкер за касарь теперь высирает полотна о том в чем не разбирается.
Весь этот баланс призрачен. Один герой актуален 90% времени игры, второй - актуален при 10005000 условий.
Давно пора перестать вводить глобальные патчи. Дота стала большим спортом. Можете себе представить, чтобы в шахматах или, скажем, в теннисе правила менялись каждые полгода? Невозможно организовать школы, академии по киберспорту в условиях, когда всё так меняется. К патчу 7.23 было чрезвычайно тяжело привыкнуть: как киберспортсмены, так и обычные работяги месяца три пытались разобраться, что к чему.
Меня эти балансы на +-1 к броне/МС/ас/дамагу уже достали, сколько можно
Пробегаю глазами по первым словам всех абзацев "бла-бла-бла вода-вода" и тут - бац! - вишенка на торте, суть в чистом виде, оцените это как если бы вы прочли только это - заголовок последнего абзаца и его первое предложение)
"Итак, мы выяснили, что такое баланс"
Самое большое вранье в статье.
я вот подумал тут на днях: как хотелось бы поиграть на карте, где не было бы большого леса и маленького, или они были мы симметрично. Больше хочется увидеть изменения баланса карты.
О каком балансе может идти речь в игре с кучей рандома вроде миссов/критов/башей и прочего + лесные шмотки? Не прокнет в критический момент = проиграл. Новые герои, артефакты и фичи всё равно будут вводить, так что балансить доту и менять мету они не перестанут.
баланс в том, что игроки могут рассчитывать на вероятный баш/крит/мис, к примеруделать тп на мортред перед условным войдом намного резоннее, чем на герое без мисов, или подраться с лоу хп на той же мортред против условного найкса может быть хорошей идеей, в то время как на свене это будет плохая идея, это все обычный игровой опыт, но вот лесные шмотки/таланты и все остальное, что делают с дотой в последние годы - это да, полный бред, который никогда с балансом не имел ничего общего
Хейт Вихи
85
Хейт Вихи
Автор: Juice WRLD
Киберспорт: матчи, турниры, команды и игроки
Проснулся я и решил зайти на свой любимый сайт посвящённый моей любимой игре в которую не играю уже как года 2, и что я вижу ?  Новость про W33, где он очень позитивно ответил на вопросы интервьюера. И...
Нигма оверхайпед тир2 стак
35
Нигма оверхайпед тир2 стак
Автор: sh_katakuri
Киберспорт: матчи, турниры, команды и игроки
Охх чувствую фуру дизлайков от фанатов, но я не знаю почему под каждым постом в киберспорте под нигмой пишут что они достаточно сильный соперник, я че-то припомню только то-что они и на пике в 2020 в канаве...
сколько ща читеров в мм ?
14
сколько ща читеров в мм ?
Автор: тупа рэп
[CS:GO] Общие вопросы и обсуждения
кароче как-то давно играл в кс го, забил, теперь вот скачал, понравилось, вопрос такой, как с читерами дела обстоят на рангах от беркута в мм ? помню в свое время забил именно из-за них, ща вроде какие-то...
[Warhammer 40K] Обсуждение всего(флудилка)
250
[Warhammer 40K] Обсуждение всего(флудилка)
Автор: Voksi
Таверна
Создал тему-обсуждалку специально для Вахи.Считаю давно пора было это сделать.Здесь вы можете говорить вообще обо всем,что связано с Вахой,флудить(но по теме,оффтопиков попрошу не делать,для этого есть...
кто нужен тим сикрет на кэри?
3
кто нужен тим сикрет на кэри?
Автор: meliodas demon king
Киберспорт: матчи, турниры, команды и игроки
очевидно, даже щас не хватает кэри тир-1. тоесть на инте это будет провалом. если они даже щас сосут и играют плохо. конечно, ниша хорош. но в соло в доту не выиграть. им бы еще тир-1 кэри и можно будет...
За день
Всего мемов: 1
KDA: 24
24
За месяц
Всего мемов: 16
KDA: 88
1414
Kristallo
17