Нужны ли постоянные изменения баланса в Dota 2?

Для любой соревновательной дисциплины баланс — важнейший фактор, который определяет восприятие игры со стороны спортсменов, фанатов, организаций и даже, в конечном итоге, спонсоров и инвесторов. Так сложилось, что именно представители жанра MOBA меняют баланс относительно регулярно. А иногда делают это и вовсе кардинально.

В нашем материале мы попытаемся разобраться, почему так происходит, и возможно ли достижение окончательного «идеального» баланса, когда разработчикам больше не пришлось бы его править.

Что такое баланс и зачем он нужен?

Само понятие означает степень равновесия между элементами игры, которые не зависят от навыка игроков. Конкретно в случае Dota 2 есть множество факторов, которые должны быть сбалансированными. Герои и их способности, предметы, стороны карты, расположение вышек, лесных лагерей, формулы получения золота и опыта, основные стратегии (раннее давление, сильные массовые способности, рассредоточенная осада и другие). Сбалансированными должны быть буквально все элементы, иначе рано или поздно появится способ достижения победы, намного эффективнее других. А это раздражает и отталкивает обычных игроков.

На соревновательной сцене отсутствие баланса приводит к резкому снижению разнообразия. Это в свою очередь понижает интерес к просмотру профессиональных матчей, так как они становятся слишком предсказуемыми и скучными. Именно поэтому разработчики следят за состоянием баланса и пытаются исправить его, когда он явно нарушен.

Всегда ли мета — признак дисбаланса?

Невозможно обсуждать баланс соревновательной игры, не рассмотрев понятие «мета». Все мы много раз слышали это слово и интуитивно понимаем его значение. Кто-то считает, что «метовый» значит «популярный». Другие же связывают это как раз с имбалансностью. На самом деле это аббревиатура от Most Effective Tactics Available (самые эффективные тактики из всех возможных).

Отсюда возникает вопрос: если есть самые эффективные способы достижения победы, значит ли это, что баланс отсутствует? На самом деле, нет. Наличие определенной меты может быть связанно с рядом других факторов. Например, популярность тех или других героев, сборок и стратегий делает эффективными способы игры, которые успешно им противодействуют. Популярность может быть вызвана не только положительным процентом побед, но и более интересным геймплеем, новизной, влиянием про-игроков и влиятельных стримеров.

Рано или поздно эффективные стратегии становятся популярными, и успеха первыми достигают игроки, сумевшие найти контригру новой мете. То есть, процесс становится цикличным, и мета меняется без изменений баланса со стороны разработчиков. Тревожным звоночком для создателей игры становится «застой меты», когда игроки не могут найти способ противодействовать самой эффективной тактике, героям, комбинациям и сборкам, даже когда они набрали популярность.

Необходимо ли сразу изменять что-то в такой ситуации? Разработчики решают это основываясь на множестве факторов, в том числе и загруженности персонала, но в идеале нужно оценить три вещи:

  1. Насколько большой дисбаланс? Практика показывает, что общий процент побед больше 60% или меньше 40% заставляет вносить правки моментально.
  2. Оценка разрыва в эффективности на разных уровнях. Например, если герой слишком силен на низких рейтингах, но его успешно «контрят» на высоких, то разработчики скорее всего дадут время первым скопировать игру вторых.
  3. Тенденции. Если со временем процент побед определенных стратегий хотя бы немного падает, значит есть шанс на естественное изменение меты. Если наоборот — стратегии дисбалансны, и нужно вмешательство.

Нужны ли изменения в условиях баланса?

Итак, мы выяснили, что такое баланс, и почему он нужен. Теперь нас интересует вопрос: нужно ли разработчикам вносить глобальные изменения в игру после того, как им удалось достичь более-менее стабильного баланса, при котором эффективность различных стратегий отличается не критично, а мета сама меняется с течением времени? Представить это сложно, но в условиях слишком затянувшихся «номерных» глобальных патчей большое количество «буквенных» с минорными изменениями баланса рано или поздно приведут к подобному состоянию.

Ответить на этот вопрос трудно не только по причине того, что игроки имеют разное мнение на этот счет, но и из-за того, что Dota 2 существует в двух разных измерениях: матчмейкинг и киберспорт. То, что хорошо для одного, может быть губительным для второго, и наоборот.

Профессиональная сцена

С одной стороны, соревновательная дисциплина должна быть стабильной. Игроки и команды, которые много тренируются, обретают отточенные навыки и стратегии, за счет чего побеждают оппонентов. Помните патчи незадолго перед важными турнирами? Игроки публично выражали недовольство, потому что часть наработанных связок становилась «неиграбельной». После выхода обновления усердно готовившиеся на буткемпах команды становились такими же неосведомленными в соревновательной мете, как и все остальные. Разве это справедливо?

С другой стороны, сильные игроки и команды должны уметь быстро разбираться в патчах и адаптироваться. Этот навык делает их конкурентоспособными в любых условиях. А тренировки должны оттачивать личные навыки и командное взаимодействие, а не искать имбалансные стратегии.

Оба мнения имеют право на жизнь, но решать в любом случае будет разработчик. Естественно, он сделает выбор, который привлечет большую аудиторию к киберспортивным мероприятиям. И именно вариант с изменениями вызывает больший ажиотаж, даже если часть его — негатив.

Матчмейкинг

Что же касается обычных игроков, им угодить сложнее всего. Сообщество вполне оправдано требует нормального баланса, но даже когда он относительно в порядке, игроки ждут новый патч, как праздник. Пользователи возлагают надежды на то, игра будет развиваться, нововведения улучшат геймплей, их любимые персонажи станут сильнее или просто всколыхнется мета, которая успела наскучить.

Это же сообщество критикует каждый патч: минорный — разработчики просто меняют «циферки» туда-сюда, глобальный — это уже не Дота. Вспомните, сколько игроков ушло (их по крайней мере заявило об этом) после выхода Reborn, 7.00 или 7.23 с нейтральными предметами. Пользователям, которые не посвящают игре много времени и сил, сложно быть в курсе частых изменений. Они просто могут не узнать любимого героя, если зайдут в игру спустя год. Многих это пугает и отталкивает. Но основная часть игроков более активна, и ей регулярно нужен новый контент, в том числе и в плане баланса, чтобы не потерять интерес.

Таким образом, изменения поощряют активную часть сообщества, в то время как отсутствие патчей на руку только игрокам, которые слишком слабо влияют на онлайн. Выбор разработчика снова очевиден.

Стоит ли ждать идеального баланса?

Очевидно, что нет. Даже если по каким-то причинам Valve не сможет выпускать крупные патчи долгое время, и баланс благодаря мелким правкам приблизится к идеальному (многие называют нынешний патч — 7.27d — самым балансным в истории Dota 2), в любом случае компания будет готовить глобальные обновления, чтобы освежить интерес игроков. Выход новых героев, предметов и абсолютно новых механик — именно то, ради чего все мы готовы терпеть временное разрушения баланса, баги и бесконечные обновления, с помощью которых разработчики пытаются все это устранить.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя

>(многие называют нынешний патч — 7.27d — самым балансным в истории Dota 2)
????
У ньюсмейкера проблемы с башкой?
Самыми балансными патчами можно назвать ласт до 7.00 (6.88c вроде как)
И патчи после 7.07, где уже более-менее отбалансили таланты и двухнедельными патчами пытались привести всё в постоянный баланс.
Потом у Айсфрога появилось новое видение игры и он просто начал делать изменения ради изменений. (Ботинки с фиксированным мсом, потом с процентным, потом опять с фиксированным, ботинок за 400, потом за 500, потом за 450, потом опять за 500 и прочее говно)

Аватар пользователя

Не обижай Ньюса! PepeBruh.png
Он скорее всего взял новость из другого источника, а не сам придумал.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Источник и автор не указаны, а значит Ньюс с 1700 птс и есть создатель новости-блога о Доте и ее балансе.
Человек, который не может отличить ренж крипа от обсервер варда, рассказывает вам как играть в эту игру. Ага. hmm.gif

Аватар пользователя

Да самый балансный патч был точно до 7.00 там еще на инте было сыграно практически всеми героями, кроме минера и еще кого то

Аватар пользователя

Потом после 7.20 он решил отбалансить тьму но сделал только хуже, а потом после 7.23 или 7.24 точно не помню, решил аншентов Света в большой лес поселить, чтобы слить Свет по винрейту

Аватар пользователя

Твой 6.88 балансен для керри. Но не для саппорт-игроков.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Нужны изменения в подсчëте ммр. Нельзя всем давать одинаково, если челики потеют по-разному. И снимать за луз тоже одинаково нельзя. Вот где нужен баланс.

Аватар пользователя

кор: саппорт засейви меня
сап: ну ..., я сдохну и потеряю птс

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Если этот абуз делает игроков активными, а не крипофармерами - почему нет?

Аватар пользователя

Как раз таки он сделает игроков крипофармерами. И получишь ты ораклов времен, когда его хил с 3-го считался при каллибровке. Либо фениксов/зевсов/тинкеров, которые просто хотят нанести максимум урона.
Пропадет стремление к победе.

Аватар пользователя

Нет, просто саппортов оценивать по ассистам и кол-вам вардов, Керри по фарму и крону (как и мировой), хардеров по впитанному крону и тд.

Это так, набросок.

Аватар пользователя

Хардлайнер не обязан впитывать урон, так же как и не всякий керри должен наносить по героям.

Аватар пользователя

тогда я буду забирать фарм у кери, чтобы купить варды
а в сапы брать героев, которые могут получить больше ассистов, например зевс

Аватар пользователя

Очень трудно оценить импакт отдельного игрока, это могут сделать только игроки которые с ним играли. Банальный пример, бх треками или магнус эмпауером бустил всю команду, четвёрка развлекала команду противника пока керри фармил. Кто-то будет просто делать киллы или наносить урон, а кто-то нанёс когда нужно и убил кого нужно(в паблике и так много кто бездумно на кда играет)

Аватар пользователя

автор украл мою тему https://dota2.ru/forum/threads/tekuschaja-situacija-idealna.1394847/page-2#post-24574762

Аватар пользователя

в доте повелось, что патч - это как новое дыхание для поднадоевшей игры, чисто подогрев интереса публики, которая зайдет что-то новое потестить. но хорошая киберстпортивная игра нуждается исключительно в балансе, в то время, как ее вообще не должны касаться глобальные изменения. вот с патча, когда wings взяли ТІ, когда на турнире было задействовано максимальное количество героев и стратегий нужно было перестать добавлять что-то новое (вносить хаос в игру), а наоборот оттачивать баланс и уравнивать героев и их связки, чтобы поощрялось и сложное исполнение и накопленный опыт, в игре должно быть много непростых, но постоянных нюансов, знание и умение которых дает игроку преимущество (какой может быть опыт, если игра меняется каждые пол года), чтобы игрок мог выучить игру полностью, чтобы у игроков был пул в 30-40 героев, тогда игроки не искали бы имбу после патча, а действительно оттачивали бы скил. зачем освежать игру двумя новыми героями или кардинальными изменениями только на период привыкания, если можно сделать игру, которая не будет терять актуальность? представьте игру, в которой сбалансированы свыше ста героев, сколько могло бы быть связок и стратегий, если бы все герои были актуальны и сила стратегии бы зависела не от набора героев, а от тонкости их применения и исполнения, утопия к которой valve никогда не пытались приблизится

Аватар пользователя

Может кто-то сказать, когда последний патч баланса был? То есть не "+1 армора СФа", а такой чтоб прям тиры героев менялись. Одни и те же войды, врки, ораклы, пуджы. Ну пудж ладно, он вне меты и времени, так сказать - он над ней.

Аватар пользователя

Для того, чтобы менять баланс, нужно, чтобы он изначально был, а у доты с этим большие проблемы. Первое - Вальвам пофиг, второе - никто не захочет играть в сбалансированную игру, третье - в игре уже столько намутили, что ее не забалансить уже никак.

Аватар пользователя

- в игре уже столько намутили, что ее не забалансить уже никак -ДА
- никто не захочет играть в сбалансированную игру - БРЕД
никто не хочет играть в игру, в которой работает только мета, а все остальное многообразие бессмысленно, потому что оно слабее, чем мета - балансный Контр Страйк не нужно постоянно менять патчами, Варкрафт3 - гениальная игра, которая всегда стремилась к балансу и была не далеко от него, шахматы - отличный пример близкой к балансу популярной нестареющей игры

Аватар пользователя

а и не должно быть идельного баланса, должен быть просто баланс с постоянно меняющейся метой

Аватар пользователя

если существует мета, значит не существует баланса

Аватар пользователя

идеального баланса никогда не существовала и не будет
тем более мета определяется не только силой персонажа, но и умением на нем играть (не все задры инвокера), баланс подобен перетиканию на весах воды, если весы постоянно колебаются

Аватар пользователя

Идёт фармежка отрицательного рейтинга, ставьте дизлайк на этот пост и проходите мимо.

Аватар пользователя

Весь этот баланс призрачен. Один герой актуален 90% времени игры, второй - актуален при 10005000 условий.

Аватар пользователя

О, отлично, 2к ммр ньюсмейкер за касарь теперь высирает полотна о том в чем не разбирается.

Аватар пользователя

Нет, айсфрог уже не на баланс давно целится а просто на изменения ради изменений чтобы казуалам не надоела игра.(чтобы деньги капали дальше)

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Давно пора перестать вводить глобальные патчи. Дота стала большим спортом. Можете себе представить, чтобы в шахматах или, скажем, в теннисе правила менялись каждые полгода? Невозможно организовать школы, академии по киберспорту в условиях, когда всё так меняется. К патчу 7.23 было чрезвычайно тяжело привыкнуть: как киберспортсмены, так и обычные работяги месяца три пытались разобраться, что к чему.

Аватар пользователя

Да не нужны эти бесконечные правки баланса с одними и теми же героями, которых апают/нерфят/апают/нерфят. Лучше бы новых персонажей бы вводили нормально, а то изменений никаких почти нет, только флуд скинами и два героя в год, причём в этом году походу без героя. Зато с тонной скинов!

Аватар пользователя

А можно медальку автора к таким статьям лепить?thinking.gif

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

есть игра, где учитывают мнение вечно кукарекающих недовольных подпивасов, называется ворлд оф тутлс, хз кста почему вы все еще не там

Аватар пользователя

Такие посты должны валв писать. Как близард.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Пробегаю глазами по первым словам всех абзацев "бла-бла-бла вода-вода" и тут - бац! - вишенка на торте, суть в чистом виде, оцените это как если бы вы прочли только это - заголовок последнего абзаца и его первое предложение)

Аватар пользователя

"Итак, мы выяснили, что такое баланс"
Самое большое вранье в статье.

Аватар пользователя

Меня эти балансы на +-1 к броне/МС/ас/дамагу уже достали, сколько можно

Аватар пользователя

я вот подумал тут на днях: как хотелось бы поиграть на карте, где не было бы большого леса и маленького, или они были мы симметрично. Больше хочется увидеть изменения баланса карты.

Аватар пользователя

О каком балансе может идти речь в игре с кучей рандома вроде миссов/критов/башей и прочего + лесные шмотки? Не прокнет в критический момент = проиграл. Новые герои, артефакты и фичи всё равно будут вводить, так что балансить доту и менять мету они не перестанут.

Аватар пользователя

баланс в том, что игроки могут рассчитывать на вероятный баш/крит/мис, к примеруделать тп на мортред перед условным войдом намного резоннее, чем на герое без мисов, или подраться с лоу хп на той же мортред против условного найкса может быть хорошей идеей, в то время как на свене это будет плохая идея, это все обычный игровой опыт, но вот лесные шмотки/таланты и все остальное, что делают с дотой в последние годы - это да, полный бред, который никогда с балансом не имел ничего общего

Комментарии
Форум