Тренер Team Spirit Айрат 'Silent' Газиев в интервью рассказал, какие обязанности у тренера команды по Dota 2, вспомнил, как собирался первоначальный ростер под тегом Yellow Submarine и подвел итоги DPC-сезона.
[Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации источника]
О том, изменилась ли жизнь после победы на TI10
На самом деле нет. Приятно, что многие звонят и поздравляют, но, кроме этого, ничего не изменилось. Ощущения, что я теперь звезда, нет. И это касается каждого в команде. Есть лишь приятное чувство удовлетворения.
О том, чем занимается тренер в Доте
Для нашего спорта это понятие новое. Команды стали назначать тренеров только второй-третий сезон. Пока у данного направления нет какой-то определенной структуры, стандартов. Мне приходится ориентироваться на свой опыт. Вообще, я пытаюсь улучшить всё, до чего могу дотянуться, начиная от игровых моментов, коммуникации, стратегических аспектов. Беру на себя какие-то задачи менеджмента, разбираю ошибки команды, просматриваю игровые модели и предлагаю их команде. Игра во многом строится на коммуникации — например, как люди реагируют на ошибки тиммейтов. Важно сохранять хладнокровие, я стараюсь работать над этим. Также я отвечаю за атмосферу в коллективе, она должна оставаться дружественной и рабочей. Не говорю, что все должны быть братьями, но всем должно быть комфортно.
О сборе состава Yellow Submarine
Со мной связался менеджер Дмитрий Белов и сказал, что настроен собрать новый коллектив. Мне стало это интересно. У Димы изначально был большой пул игроков — у него в целом хорошие скаутские данные. Всех киберспортсменов нужно было отсмотреть, чем мы и занимались: у кого какие взаимодействия, у кого больше потенциал, кто лучше подойдет. Хочется отметить, трое победителей The International оказались в самом первом составе команды. [...]
Старых игроков, которые проявили себя на профессиональной сцене, мы тоже просматривали, но все же больше работали на перспективу. В этой игре очень важны взаимоотношения в коллективе. Все стараются брать людей, в которых уверены, что с ними можно договориться, сработаться. Поэтому кому-то может показаться, словно берут исключительно друзей. Просто кто-то может бояться пригласить незнакомого человека в команду. Мы хотели взять разношерстных игроков и превратить их в команду. Наверное, у нас получилось. Но и спасибо ребятам, они были готовы работать.
О выстраивании отношений в команде
Месяца два. Причем первое время приходилось просить ребят, чтобы они обращались друг к другу по именам, а не по никнеймам. Нужно было выстраивать отношения. Плюс имелись и некоторые культурные различия. Магомед Collapse — дагестанец, Илья Yatoro — с Украины, Torontotokyo — тувинец, я татарин. Конечно, все мы из СНГ, но разница в воспитании имела место быть. В целом у нас не возникало каких-то противоречий. Можно сказать, что Dota сближает. Мы были сосредоточены на игре.
Об отношении родителей к работе в киберспорте
Конечно. Я думаю, все встречались с непониманием родителей. Дело ведь не конкретно в Dota. Мама и папа не разбираются, что ты там делаешь, — им просто не нравится, что ты играешь. Ведь нужно больше времени уделять учебе. Были и классические истории, когда мама, уходя на работу, забирала шнур от компьютера. Помню, у меня забрали клавиатуру, и я играл на одной мыши. А чтобы зайти на Battle.net, копировал буквы и вставлял их в поля логина и пароля. Играл только мышкой. [...]
Все меняется, когда ты начинаешь зарабатывать деньги. Мама радовалась, говорила, что я молодец, но всегда хотела, чтобы я получил образование. Она считает, что киберспорт не может продолжаться вечно.
О том, чем занимался до того, как стал профессиональным игроком
Я работал на стройке, на автомойке, у дяди через знакомых работал при проведении ЛЭП. Ездили за город и ставили эти столбы. Понятное дело, я не залезал, а просто подавал инструменты более опытным товарищам. Все-таки я был молодым, у меня было здоровье и время, хотелось иметь карманные деньги. Поэтому часто искал подработку.
О последнем DPC-сезоне
Это касается не только The International, а в целом сезона. У меня такое чувство, что мы больше полугода суммарно были в разъездах — куда чаще, чем дома. Например, мы принимали участие в DPC league. У нее такой формат, что матчи проходят раз в неделю, длится это все дней 40. Чтобы хорошо в ней выступить, приехать нужно чуть раньше для подготовки. Проводили эту лигу во время буткемпа, а период сейчас такой, что на многое влияет коронавирус. Потому по регламенту нам никуда нельзя было выходить, мы находились в закрытом доме и ни с кем не виделись.
Потом мы остались в буткемпе на несколько дней и отправились на турнир Major, вернулись домой на четыре-пять дней, затем поехали играть квалификацию The International, и только потом был небольшой отдых. После него вновь случился буткемп, небольшая пауза в 10 дней, дальше — финальный буткемп до The International. Просто не было времени видеться с родными.
О текущем уровне СНГ-команд
На The International показали очень хороший уровень: мы победили, а Virtus.pro заняли 5–6-е место. Отличный результат, который в последний раз был, наверное, 10 лет назад. Не сказал бы, что команды из СНГ фавориты на любом из турниров. У нас достаточно высокий уровень, но в результат это выливалось не очень часто. Хотя для этого все есть: сильные киберспортсмены, неплохие команды. Но вот на крупных турнирах не получается показать свою игру.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: