В новом сезоне Dota Pro Circuit для команд Восточной Европы в студию освещения вернулся известный в прошлом про-игрок, стример и аналитик Александр 'Santa' Колтан. Мы нашли свободное время в плотном графике Paragon и пообщались с Александром — о первой DotA, его личной мотивации и впечатлениях от старта DPC 2023.
Привет! Рад вновь видеть тебя в медийном поле! Рассказывай, как настроение в новом году, какие планы?
Привет! А я очень рад в этом поле оказаться. Настроение на миллион долларов, вот без шуток. Накануне я слетал в Таиланд, перезагрузился, подправил майндсет и будто заново родился. Последние пару лет я плотно работал над собой и давно мечтал оказаться на студии, чтобы себя проявить, так что поступившее предложение было сродни новогоднему подарку.
Ты возвращаешься в официальный каст после большой паузы. Расскажи, как ощущаешь себя в студии Paragon?
Да, пауза была велика. В последний раз я кастил «Доту» на RuHub аж в 2019 году. Но это не помешало мне чувствовать себя в студии как дома. Поначалу переживал, не был уверен в том, что уровень моих знаний достаточно хорош — но буквально с первых минут эфира я понял, что мое волнение напрасно. Моя основная задача — создавать вайб и «разгонять» людей, с чем я, по моему скромному мнению, неплохо справляюсь.
Я нереально кайфую от происходящего, заряжаюсь сам и заряжаю окружающих людей. Ну в самом деле: анализировать доту самого интересного региона на старте сезона, да ещё с такой прекрасной командой — что может быть лучше? А еще у нас суперкостюмы! Не ожидал, что мне столь идет кожа. В своем наряде я чувствую себя персонажем фильма, похож на Клерика из «Эквилибриума» или Иглоголового из «Восставших из Ада». Это так круто!
Поделись по секрету, кто твой любимый сокастер или партнер по аналитике. С кем работать в эфире легче?
Я довольно воздушный человек, мне комфортно абсолютно со всеми. Так уж выходит, что в общении или я постепенно подстраиваюсь под человека, или он под меня, в зависимости от психотипа. Ну уж совсем по секрету (только никому, ладно?), то мне по кайфу с 9pasha, он очень легок на подъем и ловит вайб буквально на лету, к тому же совмещает гигантский аналитический багаж с простотой, непосредственностью и рофлами. Интересный микс.
Мне нравится работать с Merryf, ее юность меня заряжает. Она открытая, добрая и смешная, часто говорит глупости (в хорошем смысле). Мы с ней чем то похожи. В кадре она часто разгоняет меня, а я ее. У нас с ней одинаковые роли — патимейкеры. Мне классно с Maelstorm: оно и понятно, у нас схожие характеры, к тому же мы добрые друзья.
Ну и, конечно, мне по кайфу с JAM, Eiritel и CrystalMay. У нас с этими бандитами долгая история — я работал с ними ещё при Царе Горохе, будучи совсем другим человеком. Смотря на них в рабочей атмосфере я подсознательно напоминаю себе, как мне повезло оказаться там, где я есть. Это мотивирует не сходить с пути.
Насколько лично для тебя трудно загонять себя в рамки студийного комментирования? Есть ли какие-то сложности по сравнению со стримами или неофициальными ивентами уровня стримхат?
Мне по жизни довольно легко создавать для себя рамки. Медитация помогает. К тому же у нас формат довольно свободный, благодаря чему и получается такой вайб, сложностей вообще никаких. Да и сравнивать стримхаты с кастом из студии не стоит, форматы слишком отличаются.
Недавно NS сказал, что формат стримхат мертв, и таких ивентов больше не будет. Насколько ты согласен с ним? Принял бы участие в чем-то подобном, если бы пригласили снова (к примеру, на время мэйджора)?
Ага, а ничего, что последние стримхаты назывались «ластецкая» и «ультраластецкая»?) Конкретно стримхату сейчас сложно организовать, людей разбросало по миру. Но никогда не говори «никогда». Конечно я бы ворвался к Ярику, с двух ног бы влетел. Соскучился.
Среди про-игроков, особенно молодых, часто возникает пренебрежение к комментаторам и их работе — всякие острые высказывания и так далее. Что ты, как экс-игрок и действующий кастер, можешь об этом сказать?
Молодые на то и молодые, что часто с пренебрежением относятся к вещам, которые сами не пробовали и в которых не разбираются. Это нормально, все там были. Я считаю, что важно создавать контент. Главное, чтобы большинству зрителей было интересно смотреть, про-игроки — все же не целевая аудитория.
А ведь это целая команда, человек 15 с учетом тех, кто за кадром. И каждый вносит свою лепту, как в мозаику, привносит кусочек к итоговому шедевру. В кадре два комментатора, три аналитика, и каждый делает свою работу. Сухая аналитика тоже никому не интересна, как и неконтролируемый цирк — важен баланс, порой на грани, и этот баланс достигается всеобщими усилиями со временем, потому что людям надо друг друга прочувствовать.
Ты играешь в DotA с 2005 года, и как к олду тебе сразу несколько вопросов. Во-первых, многих подобное невероятно удивляет: как за почти 18 лет игра не надоедает?
«Дота» — слишком большая часть моей жизни, чтобы мне надоесть. Впрочем, у нас довольно сложные отношения: мы как бывшие супруги, которые вечно сходятся и расходятся. И чем чаще это происходит, тем я четче понимаю, что это навсегда. За каждым падением будет взлет, ибо все циклично.
Если брать игру, с которой ты познакомился, и ее современное состояние — это скорее та же самая игра или уже совсем другая? Что из изменений тебе нравится больше, а что — меньше всего?
Ощущение, будто душа та же, а оболочка другая. Будто «Дота» умерла и возродилась в другом теле. Визуально игра совсем другая, но эмоции те же.
Мне не нравятся нейтральные предметы, так как они провоцируют людей больше фармить лес. Изменилась экономика, и грамотно фармить сейчас выгоднее, нежели искать фраги. Мидер может пойти гангать, сделать пару убийств, а его оппонент с нескольких пачек крипов будет иметь тот же нетворс. Раньше такого не было, и играли куда агрессивнее.
Из того, что нравится — рандомный тайминг на Рошана, игра стала более непредсказуемой. Да и в целом камбечить сейчас проще, нежели в Defense of the Ancients, это плюс. Сейчас гораздо проще увидеть в матче какой-то американский боевик с переворотами.
На твой взгляд, куда Dota 2 будет двигаться дальше? И что хотел бы увидеть ты в следующих обновлениях?
Говорят, IceFrog вернулся. Хочется в это верить и надеяться на лучшее. Думаю, будет много балансных патчей. На что они будут направлены — это только «ледяной жабе» известно. Но лично мне кажется, что Dota 2 по тихой грусти будет перенимать лучшее от своей более популярной доченьки League of Legends. Лично мне хотелось бы увидеть переработку Black King Bar, новые точки интереса на карте и увеличение наград за фраги.
Как думаешь, способны ли сейчас лучшие игроки твоего поколения показать результаты на высоком уровне сейчас?
Я верю в то, что для целеустремленного человека нет ничего невозможно. Все упирается в цену, которую он заплатит за достижение своей цели. Чем человек старше, тем выше цена за игру на про-уровне. Большинству игроков моего поколения подобный бартер просто не интересен, потому что есть масса более интересных вариантов, как потратить свое время. Пять олдов могут хоть The International выиграть, если действительно захотят — вот только они не захотят.
Примеры Puppey и Solo не доказали, что возраст влияет на карьеру слабее, чем предполагалось ранее? Помнится, когда-то были мысли о том, что заканчивать можно уже в 25.
Эти зубры — исключения из правил. Дотеры стареют быстро, как коты по человеческим меркам, защита древних изнашивает и тело и душу. Падает моторика, реакция, скорость принятия решений, мотивация, а главное — каждое крупное поражение оставляет незаживающие раны. А уж что творит кик из команды… В 25+ лет стоит взвесить все «за» и «против», оценить свой дотерский путь и честно ответить себе на вопрос: «Верю ли я в себя?». Если ответ хоть немного отличается от твердого «да», то стоит что-то менять. Как минимум — игровую позицию.
Как относишься к Dendi и его попыткам? Способен ли он когда-то снова выиграть The International или мэйджор?
Мы с Dendi начинали играть в доту в одно время, сражались друг с другом на турнирах, довольно хорошо общались. С одной стороны, я восхищаюсь его целеустремленности и силе воли, а с другой… Данила ведь мог уйти на пике, остаться в памяти безоговорочной легендой на все времена. С его медийкой он мог построить колоссальную карьеру в любой области киберспорта.
Но он игрок, фанатик, влюбленный в «Доту» и эта любовь до гроба. Для Dendi повесить мышку на гвоздь — все равно что сдаться, а он никогда не сдавался. Как игрок я его прекрасно понимаю. Мы, завязавшие про, в свое время убили игрока внутри себя, потушили пламя. Как же это было тяжело, черт побери! Я до сих пор иной раз чувствую внутри себя искры, искры того самого огня.
Но пламя Дани настолько велико, что никогда не погаснет, пока «Дота» жива. Он способен выиграть The International вновь, в этом я не сомневаюсь. Но выиграет ли? Dendi нужна полная перезагрузка и команда, в которой он будет себя чувствовать молодым. Тогда он заиграет как раньше.
Уже очень много сказано о том, как сильно отличается киберспорт современный от времен, когда на про-сцене выступал ты. Но как смотришь на это ты: деньги больше помогли сфере или испортили ее?
Деньги ничего и никого не портят, а лишь проявляют. Рано или поздно все это и так бы произошло, пусть и в меньших масштабах. Сообщество стало хуже, раньше люди попроще да подобрее были, но произошло это отнюдь не из-за финансов. За киберспорт можно только порадоваться — сама сфера разрослась, как на дрожжах. Как развитие может что-то портить? Кстати, забавно, но лет десять назад я ответил бы иначе.
Расскажи о своих впечатлениях от первой части сезона DPC EEU 2023 Tour 1: Дивизион I. Что стало для тебя главным сюрпризом?
Замес в первом дивизионе Восточной Европы напоминает марвеловский фильм «Мстители: Война бесконечности». В роли Таноса — BetBoom Team, они играючи выносят героев (все остальные коллективы) вперед ногами, устраивая чуть ли не танцы под фонтаном. А самые сильные стратегии и потуги команд покрепче вынуждают Таноса лишь сказать «И все это ради капли крови» перед щелчком перчаткой. Наблюдать за этим довольно интересно.
Приятно удивили HellRaisers, не ожидал такой прыти от Лехи и его бригады. «Депрессивный кот» — просто монстр, это будущий Miracle-, попомните мои слова. Неприятно же удивила Nemiga Gaming, я ожидал от них большего. Все таки они полгода играют вместе и по праву могут называться командой, а остальные коллективы — пока еще миксы.
На твой взгляд, что с ними случилось? Может ли что-то измениться до конца этого сезона?
Чтобы точно ответить на этот вопрос мне нужно находиться у ребят на буткемпе. Исходя из того, что я увидел — в глаза бросился узкий пул героев и повторы в драфтах. Если они забирают карту, то могут на следующей взять почти идентичный пик. Но посмотрите с кем они сражались: Team Spirit, Darkside, HellRaisers. Это очень крепкие ребята. Я бы не списывал белорусский коллектив со счетов, у них есть все шансы остаться в первом дивизионе.
Что, на твой взгляд, не хватает Team Spirit? Это можно исправить со временем, чтобы вернуться на прежний уровень?
В каком смысле? У них четыре победы в четырех матчах [Интервью было взято до вчерашней победы Team Spirit над HellRaisers. — Прим. ред.]. Всего им хватает. Почему они не играют как на The International 2021? Ну, может, потому, что это уже другая команда с другим составом? Замена даже одного игрока превращает команду в микс. Миксу нужно время, чтобы стать командой.
На прежний уровень Team Spirit никогда не вернутся, потому что прежних «спиритов» больше нет и не будет, примите это как данность. Это новая команда у которой будет свой уровень. Выше или ниже прежнего — покажет время.
Пожалуй, ты согласишься, что BetBoom Team уже точно вышла на The Lima Major 2023. А что она может там показать?
У BetBoom Team прослеживаются проблемы с коммуникацией и дисциплиной. К тому же каждая команда на пути Таноса нет-нет, а выявляет слабые места.
Уже из других регионов начали присматриваться к BetBoom Team — состав действительно зверский, потенциал у него колоссальный. И все же пока что это всего лишь микс, им нужно сыграться. И это не мои слова, а тренера BetBoom, если что.
Какими бы сильными ни были игроки в плане индивидуального скилла, с крепкой командой, которая к ним подготовится, у них возникнут серьезнейшие проблемы. А как будут справляться пять звездных игроков с первыми неудачами — непонятно. История показывает, что ничем хорошим подобное не заканчивается.
Большое спасибо за интервью! Время передавать приветы и пожелания, и, если можно — посоветуй какое-нибудь аниме, чтобы посмотреть его после этого вью.
Вам спасибо за интересные вопросы. Привет всем добрякам. Читающим — желаю найти свой путь и советую посмотреть «Боец Баки», самое мотивирующее аниме.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: