G о разногласиях в команде: «Конфликт хоть и утомляет, но это двигатель прогресса»

Тренер Virtus.pro Сергей 'G' Брагин в интервью «Тинькофф Журнал» рассказал о поколениях в Dota 2, сравнил форматы сезонов, а также высказал мнение о том, что иногда конфликты мнений в команде полезны, потому что помогаю прогрессировать.

[Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации источника]

О поколениях в Dota 2

Сложно уловить, в какой момент в дисциплине меняются поколения. Не исключено, что их уже несколько — с точки зрения игровых аспектов. Но касательно вхождения в киберспорт, пожалуй, можно выделить два. Первое начинало играть за идею, потому что нравилась игра и сообщество вокруг. Второму, безусловно, игра тоже нравится, но уже вполне осязаемо — в том числе из-за денег.

Раньше все было романтичнее: благодаря эмоциям, которые я получал на местных турнирах, и появилось невероятное желание продолжать играть и развиваться. Если такая атмосфера на маленьких соревнованиях с 20 игроками, то каково оказаться в одном помещении с тысячей людей, которые так же горят и любят эту игру? Это было моей основной мотивацией попасть на профессиональную сцену.

О форматах сезонов

Киберспорт развивается в верном направлении, и в Dota 2 были периоды лучше, чем на старте моей карьеры. Особенно в конце десятых, когда в течение сезона было несколько мейджоров с крупными призовыми и неплохой системой отборочных и самого турнира. После коронавируса все сильно изменилось и, если честно, нынешний подход мне не особо нравится.

Раньше ты мог играть в свое удовольствие и в течение сезона заявляться на турниры, которые были удобны тебе и команде. Сейчас система почти лишает тебя выбора и отдыха: нужно оставаться в тонусе все время, сезон состоит из регулярных отборочных и больших турниров. Это похоже на длинный марафон, который не все хотят бежать.

Особенно это проблема для коллективов с игроками разного возраста. Одно дело в 18 лет на одном энтузиазме бесконечно поддерживать форму. А после 30 лет нужно и на физиотерапию походить, и рыбалкой отвлечься.

О проблеме возраста в профессиональной Dota 2

[...] Киберспорт настолько молод, что еще нет действительно возрастных игроков, про которых можно сказать: «Вот тут уже точно пора». По моим наблюдениям, после 30 лет уходят не потому, что реакция ухудшилась: им просто игра приелась. Dota 2 все еще интересна, но нет желания поддерживать форму бесконечно, как ты делал десять лет назад или как сейчас это делают молодые ребята.

В жизни происходит много разных интересных вещей. А если ты с 18 лет в киберспорте, скорее всего, эти вещи проходят мимо тебя. Со временем что-то хочется восполнить. При этом Dota 2 — очень конкурентная среда. Каждый может тренироваться дома, уделять этому больше времени, чем ты — и в итоге стать лучше.

Если человек может справиться с соблазнами вокруг, если он находится в гармонии с собой, он будет играть на профессиональном уровне и после 30 лет. В Dota 2 есть хорошие примеры игроков, которые выступают на главном турнире сезона, даже в гранд-финале. Да, может, они не основные звезды своих коллективов, но многое дают партнерам в плане опыта и морали.

О задачах тренера в Dota 2

Каждый коллектив ставит перед тренером разные задачи. Кому-то нужен человек, который будет вовлечен во все процессы команды. У многих специалистов основная задача — драфт, то есть они просто подбирают героев, подходящих игрокам. Кто-то ищет тренера, который создаст атмосферу в коллективе и не будет мешать устоявшимся процессам. Победители двух последних мейджоров Европа Gaimin Gladiators как раз взяли такого человека — просто задавать настроение в команде.

За полтора года в роли тренера я сменил четыре клуба, и в каждом мои обязанности менялись в зависимости от нужд команды. Бывало, что я приходил, получал одни указания, но со временем они менялись. Как правило, задач становилось больше: что-то могли не учесть изначально или забывали про какой-то аспект.

Еще одна важная функция тренера — трезвая оценка игры.

О разнообразии мнений в команде

В команде сейчас мало разногласий — если честно, меньше, чем хотелось бы. Конфликт хоть и утомляет, но это двигатель прогресса. Важно, чтобы в коллективе было несколько разных мнений: во-первых, это самый простой способ находить верные решения, а во-вторых, это позволяет развиваться в разных направлениях.

Правила игры постоянно меняются: это как если бы в футболе каждый год ворота становились то чуть больше, то чуть меньше, менялась бы форма мяча. Попытаться угадать, что будет важным в ближайшее время, и развивать этот аспект — можно, но хочется быть просто сильной командой, которая останется такой после любого обновления. А это путь многих мнений, которые в конце концов сформируют разносторонний коллектив.

Пусть и мало, но мы тоже спорим — это радует. Как тренер я стараюсь влиять на это: становлюсь раздражающим фактором, если его нет, или выступаю в роли шерифа. Условно говорю: «Ты прав и ты прав. Вы оба говорите о похожих вещах, но учтите еще это и это». Конфликт — это полезно, нельзя все сводить в мир, где все идеально.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Комментарии
Форум