Интервью с комментатором американской студии Beyond The Summit Дэвидом 'GoDz' Паркером от наших коллег с сайта dota.2p.com.
Привет, Дэвид. Спасибо за то, что согласился дать нам это интервью. Возможно, среди наших читателей есть кто-то, кто не знает тебя, так что, пожалуйста, представься.
Привет всем! Меня зовут Дэвид Паркер, но в Сети я больше известен как GoDz, профессиональный комментатор DotA и Dota 2.
Прошло уже два года с тех пор, как сообщество помогло вам основать BTS, и с тех пор вы достигли огромных успехов как в комментировании, так и в организации турниров. Как ты прокомментируешь ваш подъём?
Это просто невероятно. Я всегда чувствовал, что мы в BTS связаны с сообществом какими-то особенными узами, мы не просто делаем контент, а создаём его для людей, в чьих интересах принимаем непосредственное участие. За несколько лет мы выпустили огромное количество различного контента, которое в своём большинстве было создано нашими же зрителями.
Раз уж мы заговорили о развитии. Многие считают, что BTS - студия-монополия в комментаторской среде. Как вы решаете, что комментировать, а что нет? Есть ли у вас какие-то правила и принципы, или же вы просто плывёте по течению?
Я считаю, что это всё пустые придирки. У нас есть как и очень занятые периоды, так и времена затишья. Я поражаюсь людям, которые утверждают, что мы отнимаем работу у студии joinDOTA. Если вы посмотрите более внимательно, то увидите большое количество турниров, которые освещаются именно ими. Да, возможно, они не такие престижные как StarLadder/The Summit/DAC, которые проходили в январе-феврале этого года, но всё же они комментируют игры. К тому же, недавно они объявили о сотрудничестве с такими турнирами как MLG и ESL.
Что касается BTS, то мы в отдельности рассматриваем каждый турнир, и, разумеется, у нас есть требования, которым он должен соответствовать. Мы не хотим забивать и без того нагруженное расписание европейских турниров, а заняться развитием киберспорта в Америке и Юго-Восточной Азии, где профессиональные соревнования - большая редкость. Мы надеемся, что своим участием помогаем этим регионам развиваться.
Что отличает BTS от студий-конкурентов вроде joinDOTA, DotaCinema, HeflaTV и т.д. помимо объёма освещаемых турниров?
Хм, я думаю, мы многое делаем по-особенному. Пожалуй, самое главное отличие - The Summit. Кроме того, мы проделали большую работу по развитию комментаторского искусства, и сейчас на наших играх учится множество молодых комментаторов.
3-4 года назад, когда в индустрии не было ни одной студии комментирования, кроме jD, мало кто платил комментаторам за их работу. Комментировать мог кто угодно, даже профессиональные игроки типа syndereN, Puppey, и всё, что они получали - было так называемое "профессиональное развитие". Это абсолютно сбило меня с толку, когда я понял, что комментировать матч вместе с syndereN гораздо интереснее, чем сидеть комментировать одному.
BTS стали первыми, кто начал настаивать на зарплатах комментаторам, и сейчас мы добиваемся не просто появления талантливых комментаторов, художников и мувимейкеров, а чтобы их талант также достойно оплачивался.
Изначально студия BTS насчитывала около пяти человек. Со временем студия развивалась, и вам пришлось нанять ещё какое-то количество людей. Сколько человек насчитывает студия теперь и чем вы руководствовались, пока выбирали их?
Кроме меня и LD, наша студия насчитывает ещё 6 человек, которые работают с нами в Лос-Анджелесе, а также некоторое количество людей работают на нас удалённо. Мы оцениваем активность людей, их креативность и ответственность.
Мы работаем в индустрии, которая никогда не стоит на месте, поэтому сложно набрать определённый штат людей, которые бы специализировались на чём-нибудь одном. Мы нанимали Брайана ( kpoptosis) как статиста, который бы участвовал в создании контента - сейчас он отвечает за продукцию из Steam Workshop для наших турниров, а также занимается нашими финансовыми делами.
"Лучше, чем Сумерки"С кем веселее всего работать? Кто самый серьёзный из вашей команды, а у кого по твоему мнению самый большой потенциал для работы комментатором/аналитиком?
Одного сложно выбрать! Всё зависит от случая. С Брайаном приятно общаться вне работы о музыке и прочем искусстве (потому, что мы оба хипстеры, полагаю). С LD весело выпивать после тяжёлого рабочего дня (или недели... или месяца), а со всеми остальными парнями весело и работать, и дружить в обычной жизни.
Мы отлично ладим как на работе, так и за её пределами. А самый большой потенциал комментатора я думаю, что у Дакоты ( KoTLGuy), он очень харизматичный и всегда знает, что говорить, а также очень естественно себя ведёт.
В последнее время популярность набирает комментатор под ником ODPixel. Ты видишь его будущее в комментировании? Может, вы планируете взять его к себе?
Его появление на сцене напомнило мне появление Дакоты, он делает что-то отличное ото всех, и в то же время новое, а ещё у него огромная харизма. Думаю, он далеко пойдёт как комментатор.
Вспоминая необычных комментаторов, ещё приходит на ум Lysander. Как ты думаешь, у него получится сделать карьеру? И какие различия ты видишь между ним и ODPixel?
Для Lysander задача усложняется, ведь он живёт в Сингапуре, где сцена не так развита по сравнению с другими регионами. Сейчас он пытается найти своё "я" и ударился больше в комедийное комментирование, но это не то, чем надо пробивать свой путь на большую сцену.
Теперь давай поговорим о ваших организационных талантах. Вы проводите успешный турнир под названием The Summit. Он появился как продолжение HomeStory Cup, что наталкивает меня на вопрос: что вдохновило вас на идею такого турнира, который фактически противопоставляется таким крупным чемпионатам как ESL, MLG и т.д.?
Если говорить открыто, то в первую очередь - это наши возможности. У нас не было никакого опыта в организации мероприятий, и на первом The Summit всё было далеко от идеала. В настоящем и будущем мы уверены, что именно отсутствие опыта поможет нам правильно провести все будущие турниры.
Совсем скоро начнётся уже третий по счёту The Summit, и мы можем видеть, как призовой фонд растёт от сезона к сезону. К тому же, его постоянно пополняет коммьюнити, что позволяет фонду расти ещё быстрее. Как вам это удаётся? Ведь у таких крупных ивентов как DreamLeague, MLG Pro League, ESL и т.д. всегда возникают проблемы с пополнением призового фонда с помощью зрителей.
У нас другая модель турнира. Сбор денег для призового фонда и обеспечение игрокам и командам нормальные условия - наши основные задачи. С финансовой точки зрения наш турнир сильно зависит от косметики, даже больше, чем MLG, потому что у них есть своя платформа для трансляции игр, больше, чем ESL, у которого куча спонсоров. Им нет нужды вкладываться в вещи из мастерской Dota 2. Наша цель - создать настолько качественный продукт, чтобы у зрителя появился интерес к турниру, и он смог поддержать как само мероприятие, так и художников из Мастерской.
В последнее время все очень сильно критикуют StarLadder за задержки выплаты призовых денег, которые возникли ещё до русско-украинского кризиса. BTS задали свою собственную планку в 90 дней (все призовые с турниров BTS были выплачены в течение месяца). Что ты скажешь по этому поводу? Есть ли у тебя советы для организаторов?
Единственное, что я могу посоветовать - это разобраться со всеми проблемами заранее, а не после окончания турнира. С нашими стандартами я могу лишь согласиться; вся тяжесть забот о выплате призовых лежит полностью на LD, который всегда очень ответственно подходит к этому вопросу.
Продолжая тему StarLadder, недавно они переместили свои ланы в Румынию на Dreamhack Bucharest. Как ты оцениваешь этот ход?
Теперь командам будет намного проще попасть на ланы. Принципы турнира это вряд ли изменит, разве что он станет чуть больше интернациональным, ведь английский язык станет приоритетным для живой аудитории. В Украине главным был русскоязычный стрим, теперь же он немного отойдёт на второй план.
BTS были заявлены как официальные англоязычные комментаторы Dota 2 Asia Championship. Почему вы не смогли приехать туда, как обещали организаторы, а вместо этого комментировали онлайн в собственной студии?
Мы уже не раз объясняли причины, по которым мы не смогли попасть на DAC. Их было большое множество, но в основном это были проблемы с визами у многих наших сотрудников, к тому же мы не получили должной поддержки от организаторов (они были больше озабочены приездом команд).
EG прошли весь турнир до победного конца через сетку лузеров. Каковы были твои прогнозы на DAC, и как ты оцениваешь игру Suma1l? Как ты думаешь, были ли шансы на победу у Team Secret?
Разумеется, Team Secret могли выиграть, равно как и Vici Gaming. EG не были самой сильной командой на чемпионате, но они были сильны в важных для них играх. Они взяли себя в руки в нужный момент. Среди тройки EG, Secret и VG победителем мог стать каждый, всё зависело от того, кто первее раскусит другого.
Недавно прошедший Major All Stars подвергся жёсткой критике из-за плохой организации. В частности своё недовольство турниром и в особенности первым днём выразили v1lat и Zyori. Если бы не ребята из Mineski, турнир был бы обречён. А как ты оцениваешь MAS?
Лично мне всё понравилось, ведь я посетил интересную страну, встретил кучу фанатов и ел вкусную еду. Однако нельзя не признать многочисленные ошибки организаторов. К счастью, всё закончилось хорошо, и 2 и 3 дни запомнились только отличными играми для живых зрителей и посетителей онлайн трансляции. Единственное, что меня расстроило, это организация трансляций - были моменты, которые сложно передать через Интернет, и выходит, что они прошли мимо наших онлайн зрителей.
Team Redemption были забанены самими Valve на всех турнирах, к которым они приложат руку. Если мне не изменяет память, то BTS также запретили этому коллективу участвовать в своих чемпионатах. Считаешь ли ты бан команды на всех турнирах от Valve, включая The International, справедливым? Не слишком ли это жестоко?
BTS запретили Arrow Gaming участвовать в своих чемпионатах на год. Этот запрет длится по сей день. Я не могу судить о справедливости решения Valve, ведь я совсем ничего не знаю о том, как они сотрудничают с коллективами. Redemption участвовали на TI4, поэтому я могу лишь догадываться, что это решение основано на предыдущем опыте общения Valve и игроков.
Многие начинают думать, что The International 2015 станет последним крупным турниром в истории Dota 2, а затем индустрия начнёт приходить в упадок. Даже v1lat выразил беспокойство в своём недавнем интервью и заявил, что лишь небольшое количество больших турниров должны иметь доступ к компендиуму, а небольшие турниры должны проводиться без них, т.к. они "ущемляют большие турниры". Согласен ли ты с его точкой зрения?
Я считаю, что в ближайшие несколько лет индустрии ничего не угрожает. Люди начинают паниковать из-за пустяков. Да, возможно, на данный момент у многих чемпионатов нет стабильного призового фонда, а количество зрителей начнёт уменьшаться. А возможно и нет. В любом случае, я слежу за Dota ещё со времён WC3, когда чемпионаты и турниры существовали независимо, а также знаю о силе и привлекательности этой игры для аудитории, поэтому не думаю, что Dota 2 умрёт в ближайшие 5 лет. Что касается компендиумов и конкуренции турниров с лан-финалами и онлайн чемпионатов, то этот вопрос решается легче, чем думают люди.
TI5 ближе с каждым днём, равно как и квалификации на него. Какие команды по твоему мнению получат прямое приглашение, а какие попадут на отборочные?
С учётом, что у Valve есть всего 11 прямых приглашений, я бы отдал их EG, Team Secret, Team Empire, Cloud9, Vici Gaming, IG, LGD, Newbee и Rave. Последние два приглашения я бы отдал либо EHOME, либо Alliance, либо Na`Vi, либо NiP, либо ASUS.Polar, всё зависит от их дальнейших результатов. Мы ждём инвайтов уже около месяца, и многие команды в надежде на них поменяли свои составы. Но думаю, что Alliance и NiP заслуживают прямого попадания на турнир больше остальных. Кто знает, может, Valve вообще решат изменить свою систему приглашений и квалификаций.
Достигнет ли призовой фонд TI5 15 миллионов долларов?
Мы можем только догадываться. Всё зависит от того, что в этом году Valve придумают со своим компендиумом и шапками. Я всё же считаю, что нет, но думаю, что для нас готовят нечто действительно крутое.
Пока наше интервью не превратилось в бесконечный марафон вопросов, я думаю, что нам надо закончить. Однако прежде я хочу узнать, что на твой взгляд нужно, чтобы игра процветала долгое время?
Позитивный настрой и готовность к инновациям. Она не умирает, с каждым днём всё больше и больше людей начинают ею интересоваться. Нужно не только стабилизировать конкретные области нашей индустрии, главное - это позитивный настрой ото всех, начиная с игроков и заканчивая зрителями. Я всё равно буду играть, смотреть и любить Dota 2, даже если через 5 лет не останется крупных турниров с призовым фондом больше $1,000,000.
Готовите ли вы сюрпризы на грядущий The Summit 3? Если да, то какие?
Определённо, мы что-нибудь придумаем! Так как это будет лето, думаю, что нам пора снова вытащить бассейн на задний двор.
Хорошо, Дэвид, интервью подошло к концу. Было приятно с тобой пообщаться, спасибо за то, что уделил мне время, несмотря на свой плотный график. Хочешь что-нибудь сказать напоследок?
Нет, пожалуй, это всё. Люди, которых я люблю и обожаю, уже знают об этом. Спасибо моей семье за поддержку во всех моих начинаниях.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: