Вчера киберспортивное сообщество сотряс блог AZavoloka на sports.ru, который еще раз поднял тему слишком высоких запросов отдельных киберспортсменов. v1lat также не остался в стороне, высказав свою позицию. Кто прав и что делать? Постараемся разобраться ниже.
Суть в том, что для достижения результата нужно выйти из зоны комфорта. Я лишний раз повторюсь, но сейчас игрокам слишком просто зарабатывать деньги, и они не понимают их цену. Они свято уверены в том, что организаторы турниров должны вокруг них бегать на задних лапках, но это не так. Должно быть взаимное уважение, и без него никак.
AZavoloka, sports.ru.
Выход из зоны комфорта — центральная идея обоих блогов.
Все вы знаете Джеки Мао, более известного, как EternaLEnVy. И да, он очень требователен. Есть, конечно, и другие игроки, но ярчайшим примером того, что киберспорт порой уходит в шоу-бизнес, является именно Джеки. Стоп. Шоу-бизнес? — «Да!», говорим мы, порой его запросы напоминают нам поп-звезд, но никак не спортсменов. Автор блога на sports.ru осуждает такое отношение и приходит к глубокомысленному выводу: слишком много денег на сцене приводят к тому, что игроки начинают купаться в собственном эго, требуя то, что обычные спортсмены, прошедшие долгий путь к своему становлению, никогда бы не стали.
Блог произвел должный эффект. Кажется, всё то, что накопилось за долгое время, начало изливаться наружу. Не обошел эту тему и v1lat, ранее и сам организовавший не один и не два турнира. Cначала он ответил в блоге Azavoloka, а затем выпустил и свой. Ознакомьтесь, это очень интересно.
По Вашему требование Team Secret на Дримхак Бухарест чтобы им выделили личный туалет - это нормально? Ну чтобы вот совсем ТОЛЬКО им принадлежал.
Его манифест таков: новое поколение киберспортсменов пришло уже на «большие деньги».
Энви, также как и ppd например, являются игроками НОВЫМИ на сцене. И когда я говорю новыми — я имею ввиду они появились тогда, когда появились бабки. Эти люди не знают, что такое ночевать на полу на Дримхаке, эти люди не знают, что такое ездить на АСУС в тамбуре поезда из Киева в Москву. Они не знают как спать вшестером в одном номере на ESWC 2010. Эти люди пришли на все готовенькое. И эти же товарищи УМУДРЯЮТСЯ наезжать на ESL или на Starladder или на DreamHack из-за столов/отелей/стыковок самолета/еды/туалета...
(SK Gaming на ASUS Open)
Помните, что было вначале, у истоков? А мы вам подскажем. Достойно прожить, играя в DotA, было практически невозможно. Не было стримов, на которых игроки могли бы заработать, а призовой фонд того же ASUS OPEN, отведенный на DotA — 100 тысяч. Даже если ты победил, то прожить на все это в течение года — нет, это было просто невозможно. Все наши любимые старички: Loda, Fear, Maelk, NS, Smile — все они прошли через этот этап становления киберспорта, и они прекрасно понимают, что то состояние сцены оставило сильнейших (слабым там места не было) — тех, кто действительно может называть себя спортсменом. DotA для них — всё. Они многим пожертвовали, чтобы побеждать в ней и многое повидали.
Уверен, они и сами хотели тогда того самого КОМФОРТА, только вот его им никто предоставить не мог. Денег не было.
Сейчас уже другие времена. Не стоит, однако, говорить, что EternaLEnVy было легко. Человек сознательно отказался от образования, все свои силы приложив к тому, чтобы стать лучшим в Dota 2. Проделанный им путь также был тернист, но сейчас он является одним из самых известных игроков в мире. Не обращать внимания на его мнение — ошибка. Да и всегда ли Джеки только хает турниры? — Нет, часто он рассказывает и о том, чем остался доволен. Тут всё упирается в вожделенную зону комфорта, но отказаться от неё он не в силах, да и зачем это?
Вначале это было очень «тяжело», я знал, что расстраиваю своих родителей, а люди вне киберспорта думали, что я ненормальный (теперь так думают в интернете), у меня и денег то не было совсем (я никогда не заботился об этом, у меня была лишь вера в самого себя и успех)... Из блога EternalEnvy про MDL
Другая часть блога v1lat'a всецело отдана описанию процесса организации киберспортивного ивента на примере условного DreamSLTV One (DreamLeague+SLTV+ESL ONE. Ваш капитан). Прочитать всё это уместнее в оригинале, но мы можем предложить вам основные выдержки и тезисы:
- Воркшоперы забирают от 60 до 80 процентов от продаж своих сетов.
- Система VALVE работает так, что со стоимости сундука организатор может отдать в призовой любой процент, и этот же процент ВАЛВЕ удваивают.
- Цена сундука 5 долларов. С каждой продажи организатор зарабатывает 0,625 доллара.Но не забываем, что изначально 60% принадлежат воркшоперам. Так, с каждой продажи сундука организатор зарабатывает 0,25 доллара.
- Реклама на Twitch-канале приносит доход, но он сильно уменьшается вами. Стоит Adblock? Организатор не получает ничего, а стоит он у большинства.
- Подготовка места проведения - дело очень накладное и нервное. Организатор делает всё, чтобы игроку было комфортно, что обходится в копеечку.
- Разместить всех игроков и менеджеров дело также непростое. Ведь гостиница должна быть расположена вблизи от места проведения.
- Подсчитав все расходы на турнир, v1lat пришёл к тому, что единственный способ выйти хотя бы в ноль - спонсоры. Труд организаторов турнира непрост (особенно если они профессионалы и делают действительно качественный ивент), но некоторые игроки всегда найдут то, к чему можно придраться.
(Кадр из фильма "Dota - We, the Community")
Итак, что мы имеем на выходе?
Взаимное уважение организаторов и игроков — один из центральных выводов блога AZavoloka. Но что оно включает в себя? Рискнем предложить следующее: организаторы обязаны обеспечить максимально возможные условия для комфортной игры и тренировок. Да, зону комфорта, из которой, как гласит блог, нужно выйти. Но игрокам должно быть удобно спать, играть и тренироваться, ведь именно это в конечном счете скажется на их результате. Да, наши Dota-ветераны многое прошли, но вернуться к тем зачаткам и плацкартам 2007 никто бы точно не захотел. Сейчас уже другое время, многое должно решаться самими менеджерами организаций, например, свежие фрукты для игроков или интернет.
Любое мероприятие высокого уровня должно этот самый уровень оправдывать, но только в конструктивном диалоге с игроками это и становится возможным. Да, без турниров не было бы и команд, но где оказался бы Dreamhack, SLTV и другие именитые ивенты, если бы не популярность игр и люди, играющие в них. Мы все находимся в одной упряжке. Да, ВСЕ, и только совместные усилия организаторов и игроков, зрителей и журналистов двигают наш киберспорт. Но куда несётся он? Зависит только от нас. Любите турниры? Будьте любезны отключить adblock на их странице и поддержать СВОЙ спорт. Любите игру и свое дело? Делайте его качественно.
А каково ваше мнение? Уверены, вы выскажете его в комментариях.
Ну а ниже еще раз представлены ссылки на нашумевшие блоги:
http://cyber.sports.ru/tribuna/blogs/azavoloka/817690.html
http://v1lat.tv/o-komfort-zone-v-kibersporte/
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: