В первой части мы рассмотрели некоторые общие моменты пуша в современной Dota 2. В этой же статье мы продолжим углубленно изучать данную тактику. Под разбор попадут такие стороны пуша как обзор и командные артефакты.
Обзор
При пуше обзор территории возле вражеской башни дает огромное преимущество. Так вы сможете наверняка знать, прячется ли какой-нибудь саппорт за спиной у своего керри, и не готовится ли у башни засада. К тому же вы будете видеть, что кто-то телепортируется на деф и успеете вовремя ретироваться. Если у вас нет определенного плана на снос башни, например, стратегия с Drow Ranger, то сначала лучше быстро устранить 1-2 героев в защите, прежде чем к ним придут на помощь. И опять-таки без вижена ловко напасть с нескольких сторон вам не удастся.
Данные варды полезны и не только при пуше: некоторые отслеживают перемещения возле логова Рошана, другие на ранних минутах помогут убить вражеского курьера, третьи отследить и поймать оппонента в лесу.
Помимо вардов используйте разведывающие способности типа Wave of Terror Vengeful Spirit или ястреба Beastmaster. Для пресечения мансов вокруг башен ломайте деревья aoe способностями. Очень хорошо с этой задачей справляется Undying при помощи Tombstone.
Сломав башню, оцените свои силы, запасы здоровья, маны и кулдауны. Если враги уже стягиваются для дефа, то лучше отступить, потратить заработанные деньги и со свежими силами вновь ринуться в бой. Скорость является решающим фактором при пуше, так как время идет не в нашу пользу. Необходимо молниеносно менять вектор своего давления с линии на линию. Так неопытный керри врага будет вынужден отрываться от своего фарма, менять дислокацию, а возможно, решит и бой принять, где, скорее всего, подарит вам преимущество в сторону или две.
Хайграунд
Финальная стадия пуша требует особого внимания. Здесь уже не получится зайти в спину, да и фактор рельефа работает не в нашу сторону. Хорошей практикой является заполучение Aegis of the Immortal на кор персонаже, но и такого преимущества не всегда хватает. При стазисной осаде необходимо проявить свою волю и сдержанность и не пойти случайно фидить врагов. Рассредоточьтесь по линиям, растягивайте врагов. Опять-таки варды и здесь нам очень пригодятся.
Постарайтесь подловить героя при попытках отпуша, обязательно учитывайте выкупы (лучше записывать тайминг по аналогии с респауном Рошана). Достаточно вспомнить самую долгую игру в Dota 2, и вы поймете, что глупые ошибки проиграют вам самую несливаемую игру.
Сплит-пуш
Навык сплит-пуша является очень ценным, и немногие игроки владеют им по-настоящему. Для грамотного сплита необходим очень хороший макроконтроль, вы должны видеть карту насквозь, запоминать тайминги телепортов противников и выжидать. Сделать последнее намного сложнее чем сказать. Просидеть в лесу две или три минуты в такой игре, где можно сражаться с противниками нон-стоп - задача для усидчивых. Но постигнув эту тактику, вы сделаете невероятный прогресс.
Отдельно стратегия сплит-пуша уже рассматривалась на нашем портале, так что приятного чтения.
Ауры и эффекты
Начнем с общедоступных предметов. Все предметы, так или иначе пригодные для пуша, можно разделить на четыре группы по активируемым действиям артефактов или их аур:
- Аура или эффект дополнительной брони;
- Аура восстановления здоровья;
- Аура или эффект ускорения атаки/передвижения;
- Аура или эффект снижения брони.
Ниже в удобном виде представлены данные группы. Если у вашей команды есть какой-то план, и вы собираетесь его придерживаться, то договоритесь между союзниками о том, кто и когда будет приобретать тот или иной артефакт. Никогда не стоит ожидать всего и сразу от единственного саппорта в команде, но те же довольно дорогие Guardian Greaves может приобрести оффлейнер или лесник ( Dark Seer, Chen, Tidehunter), а Drum of Endurance герой в миде ( Dragon Knight, Invoker, Outworld Devourer). На всякий случай: эффекты от нескольких одинаковых аур не складываются.
Эффекты и ауры дополнительной брони
Дополнительная броня очень сильно повышает выживаемость ваших крипов. Так обычный крип-мечник умирает от тир-1 башни за 6 ударов. Любая аура на +2 к броне увеличит порог еще на один удар, а аура Vladmir's Offering позволит крипу принять уже 8 подач от башни.
Ауры восстановления здоровья Ауры ускорения атаки/передвижения
Регенерация здоровья крипам особо не поможет, а вот героям, осаждающим хайграунд, - очень даже. Особо хочу выделить Guardian Greaves. Думаю, все знают, но всё же, если у союзного героя уровень здоровья ниже 20%, то на него действует усиленная аура, восстанавливающая 15 единиц здоровья в секунду и увеличивающая броню на 15. Это очень большие цифры. К примеру, Assault Cuirass дает лишь +5 к броне союзникам, поэтому рецепт в 1700 золота стоит своих денег.
Pipe of Insight - не менее потрясающий артефакт. Из патча в патч артефакту снижали стоимость, усиливали и добавляли эффекты, но по-прежнему эта трубка - довольно редкий гость в Dota 2. Понятно, что данный предмет ситуативный, но благодаря магическому барьеру и Insight ауре (сопротивление магии +10%), Pipe of Insight является чуть ли не панацеей против Morphling, Zeus или Invoker. За 3100 золота этот артефакт дает, возможно, слишком много, поэтому есть смысл покупать его практически в каждой игре.
Следующая категория аур - ускорение. Она невероятно хорошо работает с призванными или подконтрольными юнитами. Волков Lycan, трентов Nature's Prophet, пауков Broodmother, зоопарк Chen или Enchantress Necronomicon превращает в могущественную армию за счет Archer Aura у приспешника-лучника. На самом деле, синий некрономикон не чуть не хуже красного брата, а при пуше опасности несет даже больше. На поздних стадиях игры Necronomicon стоит собрать и саппортам.
Drum of Endurance - это один из немногих артефактов, который можно иметь в команде в двух или даже трех экземплярах. Это обосновано тем, что барабан приобретается скорей из-за его активируемой способности Endurance, а 6 зарядов редко хватает на весь матч. Интересный факт, что заряды можно пополнить, просто купив еще раз рецепт данного артефакта. Еще один интересный, но менее полезный факт: если скорость передвижения вашего героя меньше 400, то улучшив Wind Lace (+20 к скорости передвижения) в Drum of Endurance (+5% к скорости передвижения) вы проиграете в итоговом мувспиде.
Ну и последняя в списке, но далеко не последняя по значимости аура или эффект снижения брони. Отмечу, что хоть Desolator и собирается из Blight Stone, эффекты от обоих артефактов работают одновременно. Но для этого они должны быть в инвентарях у разных героев.
Снижение брони
Суммарно, используя все три артефакта, можно снизить броню аж на 14 единиц, что уменьшит сопротивление физическому урону у тир-1 башен с 54% до 26%.
Помимо общедоступных артефактов есть и лесные крипы с крайне полезными аурами. Керри герои, которые собирают Helm of the Dominator, используют его обычно, чтобы стакать лагерь древних крипов, либо вовсе забывают о способности Dominate. Но почему бы не возомнить себя Chen или Enchantress и не приручить, например, Дикокрыла-потрошителя, получив при этом бонус к дополнительной броне +3? Возможность получить хорошую ауру всегда имеет и Doom благодаря способности Devour.
Выше я сгруппировал наиболее полезных нейтральных крипов. Сказать, что, например, Штормовая гарпия или Сатир-колдун бесполезные, я не могу, но их способности пригодны скорее для хараса или гангов, нежели для пуша.
Особо хотел отметить Древнего громозавра. Почему-то большинство игроков на Chen с приобретением Aghanims's Scepter судорожно начинают искать Гранитного голема. Соглашусь, что +15% к максимальному запасу здоровья - это хорошо, но вы когда-нибудь видели Drow Ranger под способностью Frenzy того самого громозавтра? Эта способность дает 75 единиц бонусной скорости атаки. К сравнению, способность Bloodlust героя Ogre Magi четвертого уровня прокачки дает лишь 60 дополнительной скорости атаки.
Древний дракон тоже превосходит Гранитного голема, так как бонусная броня оказывает практически такой же эффект, что и дополнительное здоровье. Допустим, для героя с 1000 здоровья и 0 брони аура дракона даст ~1180 единиц эффективного здоровья, а Гранитный голем - 1150. Более того, помимо выживаемости, дракон отлично справляется с волнами вражеских крипов за счет сплеш-атаки и огненного шара. Поэтому возьму на себя ответственность и заявлю, что Гранитный голем - худший из трех рассмотренных древних нейтралов, которых можно приручить.
От лица автора статьи хочу посоветовать каждому игроку учиться пушить. Такие игры проходят намного динамичнее и интереснее. На этом, пожалуй, всё. GL HF!
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: