Как улучшить свой вардинг в Dota 2

Вардинг – это ключевой аспект игры Dota 2, один из тех, который сильно недооценивают в играх на низком рейтинге. Сама концепция вардинга выглядит достаточно ясно, и игрок легко может увидеть конкретный результат своих действий после установления варда. Так или иначе, вардинг составляет целый мир, в котором можно и нужно практиковаться большое количество времени. Журналист Dotabuff Skim на днях опубликовал статью, в которой попытался выделить ключевые моменты для улучшения навыка контроля обзора на карте. Ниже предлагаем вам ознакомиться с переводом его материала.

Управление экономикой саппортами

Одна из составляющих вардинга – экономика саппортов, без средств они просто не могут их себе позволить. И хотя тогда, возможно, было бы проще передать функцию покупки вардов керри-персонажам, профессиональные команды нашли другой выход: всегда играть так, чтобы деньги у саппортов были.

Только в самых редких случаях персонажи поддержки действительно не имеют денег на варды, с пассивным увеличением золота со скоростью 91 ЗВМ у саппортов не может быть подобных оправданий. Даже когда деньги откладываются на покупку предмета, обзор на карте по-прежнему должен оставаться в приоритете. Вообще, про-команды обычно перекладывают ношу с вардами на шею двух игроков в коллективе, но реальность такова, что, как правило, только один из них полностью фокусируется на их покупке.

Умение управлять экономикой на персонаже поддержки – важный навык, требующий от игрока выдерживать баланс между покупкой вардов и умением без ущерба откладывать деньги на дорогие предметы.

Сохранение вардов до лучших времен

Среди профессиональных команд существует тренд, когда коллективы не используют сразу два варда в начальной стадии игры. Один из них они придерживают для того, чтобы в какой-то момент иметь три Observer Ward на карте одновременно. Результат прост, но эффективен: такая команда получает возможность предотвращать ганги эффективней, особенно в важное время первой ночи. Стратегия особенно хороша, когда такая команда с тремя вардами сталкивается с оппонентами, обладающими слабым ганг-потенциалом, т.е. где не стоит ожидать опасности от конкретного очень сильного героя.

Ошибка игроков в пабликах заключается в том, что первые варды зачастую расставляются там, где они абсолютно не нужны. Хотя, например, обзор на руне может быть важен, их контролем должен всегда заниматься саппорт: разбить/сохранить/подобрать или дать важную информацию о ней.

Team Liquid (Dire) имеют три OW на карте для обеспечения превосходящего обзора над IG. Источник - Dotabuff

Оффлейнерам также зачастую не нужны варды на первых минутах. Если противники не обладают сильными героями для убийства игрока на «сложной» или у оффлейнера есть способность на «эскейп» (например, Puck Puck или Batrider Batrider), то вард мог бы пригодиться для обзора, например, действий вражеских «четверки» или оффлейнера.

К тому же, если вы не поставите два варда с самого начала, вы можете привести врагов в замешательство. Это осложнит им задачу определить, где же находятся ваши варды, и впоследствии им еще труднее будет уничтожить сразу три источника обзора.

Если вы сохраните один вард, вы также получите возможность определить с идеальной точностью, где же все-таки вам нужен обзор. Установленные два варда сразу могут стать стопроцентным попаданием в точку, но могут быть абсолютно бесполезными, если противник вас перехитрил. Например, если вы заблокировали лагерь крипов для отводов, а саппорты противоположной команды и вовсе не пришли на линию, то такой вард, определенно, был неудачным. Таким образом, сохранение варда позволит вам лучше подстроиться под стратегию противника, тем самым, ослабив ее.

Тайминг – наше всё

Саппорты зачастую имеют свойство покупать варды реакционно, а не на упреждение. «Меня только что там убили, поэтому я поставлю Observer в этом место, и такое больше не повторится».

По сути, это неплохо, и выше мы описали преимущества реакционного вардинга для отслеживания движений игроков на определенных частях карты, но в Dota особенно важно не допустить сам факт этого первого убийства или сделать так, чтобы размен был удачным для вас. Поэтому всегда необходимо внимательно следить за фармом противника. Грамотная оценка сил врагов – это ценное умение игроков. Варды должны быть расставлены на опережение в тех местах, откуда Sand King Sand King или Batrider Batrider будут врываться с только что купленным Blink Dagger. Также в таком случае важно получить обзор в лесу противника в том время, когда это Blink вот-вот должен появиться. В случае, если вы обнаружите на этом месте вражеский Smoke, то имеете все шансы сделать первый ганг с Blink неудачным. Это, в свою очередь, может серьезно повлиять на игру в вашу пользу.

Не забывайте и о ночном времени суток. Такие герои, как Night Stalker NS или Luna Luna популярны во многом потому, что они дают дополнительный ночной обзор. Умение играть ночью (особенно в первые две) – важная задача для саппортов, так как именно тогда вражеские ганг- и роум-герои задают себе задел на следующую часть игры. В идеале варды должны быть поставлены прямо перед тем, как ночь начнется, чтобы обзор был вплоть до нового дневного цикла.

Обдуманные действия при вардинге

Саппорты, как и игроки на других ролях, не должны играть в режиме автопилота. Момент, когда игроку поддержки напоминают о том, что нужно улучшить обзор на карте, означает, что такой саппорт потерял уже много времени. Конечно, в паблике игроки могут не по делу спамить «Нам нужны варды» в общий чат, но, как говорится, дыма без огня не бывает.

Важно уметь делать обдуманные действия для расположения вардов. Про-игроки зачастую телепортируются с базы ровно в тот момент, когда игра началась для того, чтобы поставить вард и гарантировать своей команде более удачный обзор. Они используют потенциал ганг-атак или реализацию Smoke, для того, чтобы поставить Observer Ward, гарантирующий лучший обзор на вражеской территории.

Идея заключается в том, чтобы поставить вард, с одной стороны, незаметно, а с другой – параллельно помогая своей команде в ганге. Если враги видят саппорта, который перешел реку и тут же вернулся обратно, то становится понятно, зачем он приходил. Если же враги видят несколько героев, то они в первую очередь думают о ганге, что осложняет им задачу найти поставленный удачно вард.

Блокировка лагерей нейтралов

В идеале варды не должны уничтожаться врагом, именно поэтому в пабликах, как правило, игроки не блокируют лагеря нейтральных крипов. Заблокированный лагерь легко выдаст расположение Obs, что приведет к его обнаружению. В про-играх этот фактор часто не играет столь важную роль, так как заблокировавшей нейтралов команде было важнее иметь обзор именно в том месте, чем поставить более безопасный вард, но который при этом не дает такой хороший обзор в конкретной области.

Самый яркий тому пример – вард в Ancient Сamp между Roshan и Shrine команды Dire. Предоставляемый им обзор может означать успешную или неудачную драку для Radiant, в случае, если они пытаются забрать Roshan. Конечно, любой вард на возвышенности позволит команде сил Света иметь какое-то преимущество, но предложенный вариант позволит саппорту расположить качественный OW без отрыва от коллектива.

Ниже также представлены примеры другого безопасного расположения такого рода вардов, которые к тому же портят фарм вражеского оффлейнера или лесника.

Вардинг при обороне

Нахождение нужных точек для вардинга при продвижении вперед - достаточно прямолинейный процесс. В зависимости от того, как много вышек вы забрали, вардами необходимо давать обзор как можно более близкий к вражеской базе, чтобы видеть не только фарм нейтралов, но и любые шаги оппонента со своей базы. Такие варды, к слову, и ставятся легче, так как саппорты имеют больше пространства для того, чтобы сделать свое дейсвтие максимально безопасно.

В случае, если прижимают к базе вас, вариативность вардинга становится меньше, и противники сделают все, чтобы убить неосторожного саппорта, который пытается поставить Obs, или другого загулявшего героя. Ситуация особенно осложняется, когда все внешние вышки уже потеряны – вы едва ли сможете покинуть базу, так как оппонент в большинстве случаев будет иметь намного превосходящий ваш обзор. И хотя использование Smoke of Deceit поможет вам безопасно выйти за пределы базы, найти правильную позицию для «обсервера» по-прежнем будет сложно. Как выход из ситуации – обычные варды на линиях на подступах к базе или подальше в лесу, чтобы видеть готовящиеся шаги врагов.

Вардинг также должен учитывать то, насколько далеко команда может и должна зайти в данную минуту. Скажем, Storm Spirit Storm Spirit может фармить чуть агрессивней, чем Sven Sven, так как его мобильность выше. Это означает, что вам не стоит устанавливать обзор далеко на вражеской территории для того, чтобы Storm Spirit SS мог фармить и отпушивать линии. Sven Sven, в свою очередь, нуждается в обзоре своего леса, так как не сможет уйти от гангов так быстро, как Storm, особенно без Blink. Расстановка Observer Ward должна происходить с учетом интересов именно героев вроде Sven Sven, нежели Storm Spirit SS. Саппорты также должны находиться недалеко от их фармящих кор-героев, особенно, если вас давят, так как в этом случае они будут создавать дополнительный обзор на карте.

Обзор – это сила

И хотя обзор важен на всех стадиях игры, команды могут справиться с меньшим «виженом» в начале, так как смерти на этом этапе не так критичны, как впоследствии. Движения по карте тоже более предсказуемы, так как башни и крипы на линии предоставляют высокий уровень обзора ситуации. Но когда первые башни рушатся, а линии начинают толкаться в разные стороны, задача обеих команд сделать так, чтобы обзор на карте не уменьшался. Хороший вардинг выигрывает игры, и умение расставлять Observer Ward правильно позволит вам сильнее влиять на исход ваших игр.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя

Чтобы улучшить вардинг - нужно купить варды

Аватар пользователя

Противники не сломают твои варды если ты их не поставишь

Аватар пользователя

Не ставлю варды в начале игры - так до 40 минуты их в лавке 4

Аватар пользователя

Чтобы улучшить вардинг - нужно не только купить варды, но и дойти до места установки живым и вернуться оттуда не в фонтан.

Аватар пользователя
Аватар пользователя

А чем фишки от NS'a плохи, те что про вардинг? Для чего эта статья?

Аватар пользователя

Неделя до глобального патча, самое время селать пост про вардинг

Аватар пользователя

Эээ, в пабе вардить? Позавчера играл: у нас в миде СФ, у них бара и земеля. Поставил два варда так, что по одному видно как бара разбег взял, а по второму земеля заходит СФу со стороны. Но этот додик не смотрит на карту. Зачем? Зато потом - гг, фф, тима даунов, нет сс.

Аватар пользователя

Каждую карту начинаю с варда на миде под смоком - вроде, мидеры от ганков не умирают. Только 1х1, потому что у меня тп в кд, а у него руки из... roflanLico

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Конкретно по улучшению вардинга с целью вижена не сказано толком ничего.
Во-первых, саппорт с вардами должен хорошо сечь в макро и уметь предсказывать дальнейшие движения противников, чтобы заведомо поставить вард и получить выигрышную позицию.
Во-вторых, ставя варды защитные или агрессивные, нельзя смотреть только на драфт или стадию игры. Иногда даже при доминации лучше поставить защитный вард, а при отставании - далёкий и агрессивный. Вижен вообще редко бывает бесполезным. Какую-то информацию извлечь всегда можно. Скажем, поставили вард во вражеский лес, а там никого за пару минут не было - значит, все противники всё это время находились в другой части карты и перетянутся туда с какой-либо заминкой, что позволит занять лучшую позицию.
В-третьих, на старте сейчас крайне редко занимаются девардингом. Только если кто-то из противников спалил вард - в угадайку саппортам играть слишком затратно.

Аватар пользователя

вард оффлейнера стороны Света легко можно спалить - для этого надо сделать фаст тп на мид и поставить вард за сикретшопом - обычно оффлейнер не летит ставить быстрее вард (хотя потный оффлейнер мог бы это сделать) В итоге, он светится на варде, который идет ставить себе в лес справа от линии (ну или слева от руны Тьмы, чтобы понятнее было), там вы можете и фб сделать, можете просто понять расположение его.
Самому саппорту желательно встать где-то в лесочке, где встречаются крипы с 1 минуты, чтобы понимать примерную область возможности постановки варда. Не знаю, поняли вы или нет, но по этой схеме 9 из 10 вардов я ломаю за Тьму и это нужный девардинг, с помощью которого ты оффлейнера делаешь слепым. "Угадайка" тут тоже есть, но только если не повезет, ты не снимешь вард сразу.

Аватар пользователя

Ну, тут рассматривается ситуация неопытного в вардинге оффлейнера. Есть несколько вардов, которые дадут ключевой (по ситуации, офк) вижен и будут проблематично ломаться(до 2-3 сентрей на девардинг, потому что нестандартная позиция).

Аватар пользователя

Такая длинная простыня, а лайков - 0, вот незадача.

Аватар пользователя

Почитал комменты, в который раз разочарован нашим комьюнити. Все думают "я убиваю - значит я тащу", когда на самом деле тащит команда. Даже если команда так себе, а кор 15-0 бегает - всё равно без своей команды он - никто. Все думают что сапорт - это такая собака, которая бегает и служит тиммейтам. От того и не сапортит никто, дело, мол, постыдное, "почему я должен?". Но вот что я вам скажу: на самом деле собаки здесь коры. Я большинство игр отыграл на сапортах, а потом попробовал перепрофилироваться в кэрри (под давлением мысли о том, что тащить можно только на кэрри\мидере). Сыграв игр 10 я понял, что мне скучно. Ты фармишь. Фармишь. Начинается замес, сделал фраг, беги в лес, фарми дальше. Фарми ещё, замес, фарм, замес, снова фарм, фарм, фарм. Ты или фармишь, или дерешься, других задач нет. Иначе противник тебя перефармит и победит. В то время как на сапорте ты можешь вардить\девардить, делать стаки, роумить, прилетать на сейв тп, гангать противника, тырить руны, под смоком с кем нибудь залетать во вражеский лес за местной дно-легионкой. У сапортов реально больше задач на карте. И что бы не париться по поводу кда - надо просто принять для себя факт, что убивает только команда, если кор сделал фраг, то не "В САЛЯНАВА", а благодаря твоему дизейблу, а если кор нафармил - то только потому что ты обеспечил ему спейс для этого. Счастье не в кда, а в падающем троне противника, и вклад сапортов в это ни чем ни меньший, чем вклад кор игроков.

Аватар пользователя

Я как говорю. Каждая роль выполняет 20% работы на победу. В нормальной команде предполагается 2 саппорта. Соответственно, саппортинга на команду приходится 40%.
А теперь представим (а чо тут представлять-то, каждый паб - одно и то же), что саппорт в команде один. То есть, один игрок при должном умении делает 40% работы для победы.

Не хочу даже добавлять что-то, мамкины ко-ко-коры и "тащеры", на долю которых приходится 15% работы вместо 20%, лузающие игры, пускай и дальше считают, что "ЦЫЭМКА ВИНАВАТА, РИПОРТ ЕЁ".

В ответ лично тебе - просто у нас коммьюнити такое: всем свербит в одном месте "тащить". Все хотят 40 минут PvE и 10 минут бить башенки, чтобы написать в конце, как они потели и тащили, и какая тима дно.

Аватар пользователя

Он не делает 40% (все так же у всех кап 20%). Просто в паблике (по крайней мере до 5,5 авг тебе редко нужно именно 100% для победы - ошибки редко наказываются/не в той мере, в какой это возможно)

Аватар пользователя

Как бы там ни было, грамотному соло-саппу приходится из себя выжимать больше, чем нужно. И 40% - это в идеале. Тут вопрос именно распределения, мануфактуры победы. 40, конечно, делать невозможно, но, как говорят про-плееры, даже если у тебя один деб в команде, все остальные для победы должны сыграть на четверть лучше (на личных 125% или же на командных 25% вместо 100 и 20 соответственно).

Аватар пользователя

самое главное - это не ставить варды на сверхочевидных точках

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

А-аа вот ты и попался, инвокер с фаст палкой. (аганим)

Аватар пользователя

ах ты су.. тоесть попался руинер на сфе 0 12 на 10 минуте 1к ммр помнешь играли я с тобой. мидер он еще...

Аватар пользователя

Ничего сложного нет.Да и первой и второй позиции тоже не мешает знать кое что о вардинге.

Аватар пользователя

Важность обзора не отменяет того, факта, что придурки на саппортах иногда просто фидят, чтобы их поставить.

Аватар пользователя

Главное делать это все аккуратно, если саппорта заметят, то он труп и его вард сразу же сломают.

Аватар пользователя

Для опасных вардингов существует смок и братишки, а свой лес надо отжимать - драки за поляну самое прекрасное, что есть в доте.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Лучше бы удалили варды из доты и не было бы этих: "Сапорты, варды не ставят, где варды, 0 вижена и т.д.". Все были бы в равных условиях. xD

Аватар пользователя

достаточно не пикать сапортов, чтобы ктото вардил за тебя

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Пасаны, а когда выйдет гайд "как заставить пикнуть супорта в рашен пабе?"

Аватар пользователя

По КД пикаю саппов и часто сталкиваюсь с другой более важной проблемой - лесные овощи.

Аватар пользователя

Если даже пикнется, будет убогим и лсным.
Лучше натрениться и играть самому, проверенно опытом, ниже 54% вр не падает даже после мощных лузстриков.

Аватар пользователя

игры выигрывает не хороший вардинг, а тот кто ломает трон лол. а трон можно сломать и без вардов

Аватар пользователя

Правильный вардинг - неотъемлемая часть пути к победе, как и стаки, как и фарм, как и правильный пик. Если твоя команда играет без вардов, а противоположная с вардами - у них будет немалое преимущество в позиционке

Аватар пользователя

сори, пикаешь мипо/бруду и ломаешь трон на 20ой, без вардов. я говорю про паб, что и как работает в продоте мне без разницы

а преимущество в позиционке не гарантирует победу. сейчас выигрывает тот, кто пикнул лучший лейтпотенциал со станами и берст уроном. все остальнре в игре посредственно

Аватар пользователя

Детекшн и контроль - и твоя бруда с мипо берут за обе щеки. На 1к может твоя тактика-галактика и прокатывает, но в нормальной игре тебе просто не дадут жизни. И я ничего не говорил за про доту, тут продотеры не сидят, камон.

Аватар пользователя

апнул 3 ака за 5500 на мипаре, абсолютно плевать есть сап в команде или нет, если нужны варды ставлю их сам. что еще расскажешь?

Аватар пользователя

Ну да, ну да, а моя бабка 17 акков апнула на 10к на вардах

Аватар пользователя

докажу тебе это за 20wmz, подругому не вижу смысла тебе чтото доказывать

Аватар пользователя

докажу за 50 wmz обратное, по другому не вижу смысла аналогично

Аватар пользователя

как ты можешь доказать что у меня нет 3х 5.5к аков, ты обосрался

Аватар пользователя

Comixzine, мы оба прекрасно понимаем что на самом деле ничего ты не апал, поэтому и доказательства готов предоставить только за 20wmz, ведь никто их не кинет, а следовательно никаких доказательств показывать и не надо будет. Ну или в крайнем случае ты заработаешь 20wmz, хоть и обосрешься в споре, тоже неплохо.
Почитай про Чайник Рассела. Наш случай. Что-то пишешь, а доказывать не хочешь, якобы я должен заплатить за то, что бы ты мне что-то доказал. Пффф...

Аватар пользователя

чайника рассела здесь не применим, потому что я не требую от тебя доказательств и как писал выше не собираюсь тебя ни в чем убеждать. доказательства требовал ты, а не я. хочешь доказательств, готовь вмз все просто.

предоставив мне вмз ты разрешишь спор мгновенно, выбор за тобой.

з.ы. прошло немало времени, плэтому на сегодняшний день я смогу предоставить тебе только 2 ака по ~5300 и 1 акк в районе 5к.

з.ы.ы по твоей же логике, если я предоставлю тебе доказательства ты просто обосрешься в споре, ничего не потеряв, какой мне смысл от этого?

Аватар пользователя

Лол, тебе никто ничего доказывать не должен, так то ты сказал что они есть, ты и доказывай, в обратную сторону это не работает

Аватар пользователя

у тебя проблемы с восприятием реальности, я не собирался тебя убеждать в своей правоте, я сказал как есть. а если ты хочешь доказательств, то готовь 20вмз. веришь ты мне или нет, мне без разницы

Аватар пользователя

Варды - самый бесполезный предмет в игре. Если бы они были хоть как-то полезны, их бы все покупали.

Комментарии
Форум