Вардинг – это ключевой аспект игры Dota 2, один из тех, который сильно недооценивают в играх на низком рейтинге. Сама концепция вардинга выглядит достаточно ясно, и игрок легко может увидеть конкретный результат своих действий после установления варда. Так или иначе, вардинг составляет целый мир, в котором можно и нужно практиковаться большое количество времени. Журналист Dotabuff Skim на днях опубликовал статью, в которой попытался выделить ключевые моменты для улучшения навыка контроля обзора на карте. Ниже предлагаем вам ознакомиться с переводом его материала.
Управление экономикой саппортами
Одна из составляющих вардинга – экономика саппортов, без средств они просто не могут их себе позволить. И хотя тогда, возможно, было бы проще передать функцию покупки вардов керри-персонажам, профессиональные команды нашли другой выход: всегда играть так, чтобы деньги у саппортов были.
Только в самых редких случаях персонажи поддержки действительно не имеют денег на варды, с пассивным увеличением золота со скоростью 91 ЗВМ у саппортов не может быть подобных оправданий. Даже когда деньги откладываются на покупку предмета, обзор на карте по-прежнему должен оставаться в приоритете. Вообще, про-команды обычно перекладывают ношу с вардами на шею двух игроков в коллективе, но реальность такова, что, как правило, только один из них полностью фокусируется на их покупке.
Умение управлять экономикой на персонаже поддержки – важный навык, требующий от игрока выдерживать баланс между покупкой вардов и умением без ущерба откладывать деньги на дорогие предметы.
Сохранение вардов до лучших времен
Среди профессиональных команд существует тренд, когда коллективы не используют сразу два варда в начальной стадии игры. Один из них они придерживают для того, чтобы в какой-то момент иметь три Observer Ward на карте одновременно. Результат прост, но эффективен: такая команда получает возможность предотвращать ганги эффективней, особенно в важное время первой ночи. Стратегия особенно хороша, когда такая команда с тремя вардами сталкивается с оппонентами, обладающими слабым ганг-потенциалом, т.е. где не стоит ожидать опасности от конкретного очень сильного героя.
Ошибка игроков в пабликах заключается в том, что первые варды зачастую расставляются там, где они абсолютно не нужны. Хотя, например, обзор на руне может быть важен, их контролем должен всегда заниматься саппорт: разбить/сохранить/подобрать или дать важную информацию о ней.
Team Liquid (Dire) имеют три OW на карте для обеспечения превосходящего обзора над IG. Источник - Dotabuff
Оффлейнерам также зачастую не нужны варды на первых минутах. Если противники не обладают сильными героями для убийства игрока на «сложной» или у оффлейнера есть способность на «эскейп» (например, Puck или Batrider), то вард мог бы пригодиться для обзора, например, действий вражеских «четверки» или оффлейнера.
К тому же, если вы не поставите два варда с самого начала, вы можете привести врагов в замешательство. Это осложнит им задачу определить, где же находятся ваши варды, и впоследствии им еще труднее будет уничтожить сразу три источника обзора.
Если вы сохраните один вард, вы также получите возможность определить с идеальной точностью, где же все-таки вам нужен обзор. Установленные два варда сразу могут стать стопроцентным попаданием в точку, но могут быть абсолютно бесполезными, если противник вас перехитрил. Например, если вы заблокировали лагерь крипов для отводов, а саппорты противоположной команды и вовсе не пришли на линию, то такой вард, определенно, был неудачным. Таким образом, сохранение варда позволит вам лучше подстроиться под стратегию противника, тем самым, ослабив ее.
Тайминг – наше всё
Саппорты зачастую имеют свойство покупать варды реакционно, а не на упреждение. «Меня только что там убили, поэтому я поставлю Observer в этом место, и такое больше не повторится».
По сути, это неплохо, и выше мы описали преимущества реакционного вардинга для отслеживания движений игроков на определенных частях карты, но в Dota особенно важно не допустить сам факт этого первого убийства или сделать так, чтобы размен был удачным для вас. Поэтому всегда необходимо внимательно следить за фармом противника. Грамотная оценка сил врагов – это ценное умение игроков. Варды должны быть расставлены на опережение в тех местах, откуда Sand King или Batrider будут врываться с только что купленным Blink Dagger. Также в таком случае важно получить обзор в лесу противника в том время, когда это Blink вот-вот должен появиться. В случае, если вы обнаружите на этом месте вражеский Smoke, то имеете все шансы сделать первый ганг с Blink неудачным. Это, в свою очередь, может серьезно повлиять на игру в вашу пользу.
Не забывайте и о ночном времени суток. Такие герои, как NS или Luna популярны во многом потому, что они дают дополнительный ночной обзор. Умение играть ночью (особенно в первые две) – важная задача для саппортов, так как именно тогда вражеские ганг- и роум-герои задают себе задел на следующую часть игры. В идеале варды должны быть поставлены прямо перед тем, как ночь начнется, чтобы обзор был вплоть до нового дневного цикла.
Обдуманные действия при вардинге
Саппорты, как и игроки на других ролях, не должны играть в режиме автопилота. Момент, когда игроку поддержки напоминают о том, что нужно улучшить обзор на карте, означает, что такой саппорт потерял уже много времени. Конечно, в паблике игроки могут не по делу спамить «Нам нужны варды» в общий чат, но, как говорится, дыма без огня не бывает.
Важно уметь делать обдуманные действия для расположения вардов. Про-игроки зачастую телепортируются с базы ровно в тот момент, когда игра началась для того, чтобы поставить вард и гарантировать своей команде более удачный обзор. Они используют потенциал ганг-атак или реализацию Smoke, для того, чтобы поставить Observer Ward, гарантирующий лучший обзор на вражеской территории.
Идея заключается в том, чтобы поставить вард, с одной стороны, незаметно, а с другой – параллельно помогая своей команде в ганге. Если враги видят саппорта, который перешел реку и тут же вернулся обратно, то становится понятно, зачем он приходил. Если же враги видят несколько героев, то они в первую очередь думают о ганге, что осложняет им задачу найти поставленный удачно вард.
Блокировка лагерей нейтралов
В идеале варды не должны уничтожаться врагом, именно поэтому в пабликах, как правило, игроки не блокируют лагеря нейтральных крипов. Заблокированный лагерь легко выдаст расположение Obs, что приведет к его обнаружению. В про-играх этот фактор часто не играет столь важную роль, так как заблокировавшей нейтралов команде было важнее иметь обзор именно в том месте, чем поставить более безопасный вард, но который при этом не дает такой хороший обзор в конкретной области.
Самый яркий тому пример – вард в Ancient Сamp между Roshan и Shrine команды Dire. Предоставляемый им обзор может означать успешную или неудачную драку для Radiant, в случае, если они пытаются забрать Roshan. Конечно, любой вард на возвышенности позволит команде сил Света иметь какое-то преимущество, но предложенный вариант позволит саппорту расположить качественный OW без отрыва от коллектива.
Ниже также представлены примеры другого безопасного расположения такого рода вардов, которые к тому же портят фарм вражеского оффлейнера или лесника.
Вардинг при обороне
Нахождение нужных точек для вардинга при продвижении вперед - достаточно прямолинейный процесс. В зависимости от того, как много вышек вы забрали, вардами необходимо давать обзор как можно более близкий к вражеской базе, чтобы видеть не только фарм нейтралов, но и любые шаги оппонента со своей базы. Такие варды, к слову, и ставятся легче, так как саппорты имеют больше пространства для того, чтобы сделать свое дейсвтие максимально безопасно.
В случае, если прижимают к базе вас, вариативность вардинга становится меньше, и противники сделают все, чтобы убить неосторожного саппорта, который пытается поставить Obs, или другого загулявшего героя. Ситуация особенно осложняется, когда все внешние вышки уже потеряны – вы едва ли сможете покинуть базу, так как оппонент в большинстве случаев будет иметь намного превосходящий ваш обзор. И хотя использование Smoke of Deceit поможет вам безопасно выйти за пределы базы, найти правильную позицию для «обсервера» по-прежнем будет сложно. Как выход из ситуации – обычные варды на линиях на подступах к базе или подальше в лесу, чтобы видеть готовящиеся шаги врагов.
Вардинг также должен учитывать то, насколько далеко команда может и должна зайти в данную минуту. Скажем, Storm Spirit может фармить чуть агрессивней, чем Sven, так как его мобильность выше. Это означает, что вам не стоит устанавливать обзор далеко на вражеской территории для того, чтобы SS мог фармить и отпушивать линии. Sven, в свою очередь, нуждается в обзоре своего леса, так как не сможет уйти от гангов так быстро, как Storm, особенно без Blink. Расстановка Observer Ward должна происходить с учетом интересов именно героев вроде Sven, нежели SS. Саппорты также должны находиться недалеко от их фармящих кор-героев, особенно, если вас давят, так как в этом случае они будут создавать дополнительный обзор на карте.
Обзор – это сила
И хотя обзор важен на всех стадиях игры, команды могут справиться с меньшим «виженом» в начале, так как смерти на этом этапе не так критичны, как впоследствии. Движения по карте тоже более предсказуемы, так как башни и крипы на линии предоставляют высокий уровень обзора ситуации. Но когда первые башни рушатся, а линии начинают толкаться в разные стороны, задача обеих команд сделать так, чтобы обзор на карте не уменьшался. Хороший вардинг выигрывает игры, и умение расставлять Observer Ward правильно позволит вам сильнее влиять на исход ваших игр.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: