Комментатор и ведущий студии аналитики RuHub Дмитрий 'CrystalMay' Корчевинин ответил на несколько вопросов в рамках EPICENTER Major. В интервью нашему порталу Дмитрий рассказал об уровне организации последнего мейджора сезона, своей работе и развитии российского киберспорта.
Фото: EPICENTER
Это уже второй EPICENTER, на котором ты работаешь. По твоему мнению, вырос ли уровень организации турнира за прошедший год?
Я работал еще на трех [турнирах серии EPICENTER, прим. ред.] по CS:GO. Конечно, третий был достаточно суховатым. Но это для меня, потому что я был ведущим аналитики.
А так — конечно же [уровень организации турниров серии EPICENTER по Dota 2 вырос прим. ред.]. Во-первых — это мейджор, а во-вторых — 16 команд. Такого Эпицентра еще не было. Ясное дело, что им [организаторам EPICENTER Major, прим. ред.] очень тяжело, но они стараются.
Мне очень нравится организация. У меня вообще никаких напрягов: все, что мне нужно — я получаю. Условно говоря: мне надо туда пройти, здесь быть, на автограф сессию попасть, снять что-то — все организованно. В этом вопросе, с точки зрения моей работы, все вообще четко. К тому же, сейчас я намного больше работаю с организаторской командой, и они прямо молодцы. Если надо интервью взять, комнату для этого выделить, свет принести — все сразу предоставляется.
Сейчас ты совмещаешь несколько должностей: комментируешь игры, ведешь трансляции и берешь интервью. Что тебе нравится больше всего?
Мне просто нравится разнообразие. Когда люди ко мне подходят и говорят: «Чувак, попроси, чтобы тебя больше ставили комментировать», я всегда говорю только одно: «Если бы я занимался этим на полную ставку, то я бы делал это куда менее интересно». Потому что люди всегда умирают от одного и того же. Как бы тебе не нравилось — ты все равно задолбаешься. Я такой человек, который всегда очень быстро задалбивается, поэтому я всегда ищу какие-то новые темы, позиции, возможности. Как бы ты не был хорош «вглубь» (офигеть как понимаешь доту, имеешь в ней много часов и реально круто хайпишь), ты все равно продолжаешь развиваться «вглубь», а я люблю развиваться «вширь». Возможно потому, что я всегда был тем самым раздолбаем, который ничего не доделывает до конца. Я за всю свою жизнь ничерта до конца так и не доделал. Я даже играл на пяти инструментах только потому, что не хотел нормально исполнять «сольняки» на гитаре. Ну не люблю я в глубину задалбливаться до конца. Хочется, чтобы были разные профили, поэтому так и работаю. Поэтому мне нравится все, но в небольших объемах.
Хотя последнее время большинство интервью от RuHub берешь ты, но интервью с тобой выходят довольно редко. С чем это связано?
Не знаю, с чем это связано. Вообще выходят достаточно часто. В принципе в СНГ довольно частая тема, что есть несколько спикеров. NS, например. Вот он центральный спикер, он лицо Dota 2 в СНГ и очень крутой чел, который полностью заслуживает заработанный авторитет. Его обычно и спрашивают обо всем, если какие-то сторонние СМИ посередине нашей работы это делают. Если идет обычная работа на каком-то ивенте и хотят взять эксперта — берут его, например. Поэтому его чаще всего и можно встретить где-нибудь еще. Если говорить про меня: был Пивоваров, приходил с редакцией делать для YouTube контент на тему киберспорта. Они говорили с Virtus.Pro и с кем-то из медийной команды, взяли именно меня. Там можно было меня увидеть, как и еще в паре-тройке мест. Так что постепенно я превращаюсь в спикера. По большое части, наверное, потому, что я работаю на интервью и сам понимаю, как это происходит.
А на самом деле — интервьюирование это очень жесткий процесс, и очень редко когда тебе реально интересные вопросы задают. Самые, например, провальные, на мой взгляд, были наши федеральные каналы. Не хочу говорить: я понимаю, что эта тема для них далека, но в принципе люди из ИРЛ — это самая большая боль. И дело не в том, что я хочу вопросы про доту, про анализ какой-то — это не ко мне вопросы. Я хочу просто интересных вопросов «за жизнь». Именно этим я обычно и занимаюсь в своих интервью. Я стараюсь делить 50 на 50 доту, потому что она интересна людям и личностям внутри нее, и личные какие-то вещи. А у большинства интервью какой-то формат вида: «Ну вот Эпицентр нормуль?», и ты такой: «Да, нормуль». И все, ничего больше интересного.
В рамках MDL Disneyland® Paris Major ты впервые комментировал Dota из зала. Сильно отличается комментирование из студии от «живого» присутствия на LAN?
Я очень долгое время комментировал CS на Эпицентрах. С самого первого, три Эпицентра подряд я комментировал вживую в зале. Это, конечно, CS, отличия от Dota есть, но не принципиальные.
Понятное дело, что на живую толпу это совершенно другой экспириенс. У меня, например, был гранд-финал предыдущего [турнира серии EPICENTER по CS:GO, прим. ред.]. Играли Natus Vincere. Был супер заряженный зал, мы супер заряженные. Это очень круто. Очевидно, что студийный опыт — это совершенно камерная тема.
Ты, конечно, прям кайфуешь. Ты потом себя слушаешь, когда кто-то кидает запись, и понимаешь, что ты был совершенно на другом уровне, нежели когда ты занимаешься в студии этим.
Фото: EPICENTER
Целых три года ты комментировал игры Чемпионата России по киберспорту. Как ты думаешь, насколько сильно развился киберспорт в России?
Я думаю, что это очень легко понять по масштабности мероприятий. Первые Чемпионаты России были в Йоте [Yota-арена, прим. ред.], и они были достаточно маленькими. Сейчас вот мы ездили в Тюмень, например, и там было очень крепко. Во-первых, потому, что для Тюмени это очень большое событие, и пришло реально очень много людей. Кто-то может в интернете писать: «Вот, цифры завышены», но мы на самом деле не ожидали (ни NS, ни Smile), что народу правда придет гора. Мы сидели полтора часа на автограф сессии, и я думал, что у меня рука умрет. Просто потому, что для них это и правда очень большое событие, и люди пришли даже несмотря на то, что не играют ТИР-1 команды. Так что масштабы развиваются с каждых годом, это факт. И я надеюсь, что на этом все не остановится.
А если смотреть на развитие игроков и сферы в целом, то можно судить по тому, сколько людей, игравших на проектах Ситилинка и ФКС пришли на ТИР-2 или ТИР-3 сцену. Такие люди есть, и я их лично знаю, они засветились в каких-то моментах и их взяли в команду.
Сейчас в киберспорте большинство ивентов — коммерческие. По твоему мнению, нужна ли вообще киберспорту государственная поддержка на уровне классического спорта?
Я скажу, что в Китае, например, очень большая поддержка, и не только с точки зрения ивентов. У них есть налоговые послабления, государственный контроль клубов, есть федерация киберспорта, которая наделена большими полномочиями. И это все ни к чему хорошему не привело. Китайская сцена ослабела за последние годы. У них очень много молодежи катает именно профессионально, хотя на ТИР-1 уровень выбивается очень мало игроков. Я не вижу результата. Так что никаких полноценных «въездов» государства в киберспорт не нужно. Мы сами себя чувствуем совершенно замечательно, делаем ивенты за ивентами.
Если будет выделение денег, но при отсутствии контроля — было бы нормально. Не надо делать никаких федераций. Если они будет просто поддерживать — будет норм. Но нам сейчас хватает ФКС, который делает очень большую работу, а большего и не надо.
На стримах ты постоянно играешь в разные игры. Можешь назвать несколько любимых игр, кроме Dota 2 и CS:GO?
Все игры от Supergiant Games это лучшее, что придумано миром за последние 3-4 года. Bastion, Transistor, Pyre, и сейчас выходит последняя их игра. В «Что?Где?Когда?» можно поиграть. Я сижу на стриме и играю, например. Max Payne — одна из моих любимых серий. GTA, понятное дело, тоже, хотя это что-то скорее попсовое. Из индюшатины Super Meat Boy топовая, если хочется поубиваться об стену. Dark Souls я совсем недавно начал проходить. Прохожу уже пол года, наверное. Это, как ты знаешь, определенный способ жизни, и под него надо подстраиваться. Примерно такой набор, но Supergiant мало кто знает, так что советую всем. Особенно Bastion, это вообще шедевр.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: