Нашим сегодняшним собеседником станет комментатор Storm Studio Владимир 'Maelstorm' Кузьминов, с которым мы обсудили последние новости киберспортивной индустрии, а также расспросили немного на личные темы.
Привет! Первый вопрос банальный - как дела?
Привет! А у меня банальный ответ — дела просто замечательно.
Твои впечатления от квалификаций на Major? Нравится ли тебе формат и сама идея таких турниров?
Идея сама хорошая. Что касается формата, то тут палка о двух концах — с одной стороны хорошо, когда отборочные не растягиваются, а с другой плохо, что все они проходят параллельно за 4 дня, и приходится выбирать себе лишь один регион.
В прошлом году, примерно в это же время, был разговор об огромном количестве откомментированных нашими кастерами игр. Выходило, что каждый транслировал по 2-3 игры в день. В этом году вы успели осветить более 100 матчей за 4 дня. Какой график лучше?
Лучше, когда 4 дня идут 100 матчей, а затем разгрузочные недели по 2-3 игры за пару дней. Ты ударно поработал и потом своеобразно отдыхаешь.
Недавно у Storm Studio появлися комментатор на украинском языке. Почему вы решили создать такой канал на территории СНГ?
Понятия не имею. Скорее всего, парень сам предложил, а мы решили попробовать. Мы с ним списывались несколько раз, он спрашивал у меня советов. Но в целом я не в курсе дела.
Тут сложилась такая ситуация: квалификации на Major-турнир на русском языке освещал полный состав кастеров из России, Украины и Белоруссии. Англоязычные версии были схожими, но у них не все игры транслировались. Как думаешь, почему так получилось, что такие крупные студии как BTS пропускали некоторые матчи?
Я думаю, что им было не интересно, и не хватало ресурсов. Нас в StormStudio двое, и мы выбрали европейские квалификации. У RuHub больше человек, и они осветили все. В принципе, некоторые игры, которые не несут в себе смысла или какой-то решающей роли, действительно можно иногда опустить. Лучше подготовиться получше к каким-то важным матчам, чем сидеть и тратить свои силы на игры, которые смотрит 500 человек или меньше. Главный вопрос — в заинтересованности зрителя и рентабельности.
Бывает так, что комментаторы часто путаются в фактах, а как ты готовишься к играм?
В фактах невозможно запутаться, ты либо знаешь, либо не знаешь. Что касается подготовки, то если команда не знакомая, то можно посмотреть пару игр с их участием и найти состав, как он дошел до турнира. А так особой подготовки нет. Когда идет турнир, каждый предыдущий день — это твоя подготовка на следующий. В добавок, у нас такой график, что о каких-то приготовлениях и речи идти не может.
Недавно появилась новость, что ZeroGravity собирает киберспортивную ассоциацию, которая будет следить за организацией турниров. Ты что-нибудь знаешь об этом?
Да, знаю, мы это обсуждали.
Как ты относишься к этому? Любопытно, что там указаны лишь игроки. Не хочешь сам создать такую?
Смотря чьи интересы она будет защищать.
Ну, к примеру, она будет предотвращать ситуации как на Major All Stars, когда комментаторы остались без компьютеров.
Это будто я болею за Ferrari в F1 и собираюсь следить за качеством их болидов, буду грозить им пальчиком, если что-то будет не в порядке. Это же само собой разумеющаяся вещь. Если организаторы турнира чего-то не сделали, то они вырыли яму не только комментаторам, а в первую очередь самим себе. Если кто и обижает комментаторов, то это зачастую организации, в которых они находятся. Не думаю, что организаторы турниров могут как-то обидеть кастеров. Хотя, против сомнительной системы проведения можно выступить. С игроками все сложнее. У команды может быть 5 bo3 игр подряд, у комментаторов это решается простым донабором людей на трансляции и чередованием. Что касается организации ZeroGravity, то я читал петицию, и вижу много как логичных вещей, так и странных. Многое не написано. Не думаю, что эти действия возымеют результат. И без этой организации команды вправе выбирать, на какие турниры они поедут, а на какие нет.
Раз уж заговорили о донаборе людей на трансляции, не хочешь посеять надежду в сердца молодых комментаторов? Storm Studio не набирает сотрудников?
Надежду не посею. Ребята, это охренеть как сложно! Много работайте, развивайтесь, и вам должно повезти. Фактор везения, пожалуй, имеет в нашем деле решающую роль. Если и будет произоводиться набор в Storm Studio, то мы будем выбирать из тех, кто уже где-то засветился и что-то делает. Если вы не на виду, то просто так вас никто не возьмет. Пока не встречал незнакомых людей, которые присылали мне по-настоящему крутую запись. Нужен опыт, и это основное сейчас. Ты можешь быть крутым диктором и шоуменом, но ты также должен знать сцену и дисциплину.
Какими девайсами ты пользуешься во время комментирования?
Сейчас я пользуюсь наушниками с USB-картой. У нас сейчас все с USB, потому что ты слишком зависим от звуковой карты. С использованием USB-гарнитуры ты ни от чего не зависишь. Можно найти себе непрофессиональную гарнируру с нормальным звуком.
Virtus.pro получили крупные инвестиции на 100 миллионов долларов. Что из этого по твоему мнению может получиться?
Все зависит от того, в каких целях эти деньги будут использованы, а это в свою очередь зависит от целого ряда людей, от верхушки организации. С этих денег нужно получить хотя бы столько же. Я надеюсь, что все прекрасно понимают, что эти 100 миллионов даны не на зарплаты кому-то, а на развитие киберспортивной инфраструктуры.
Какие турниры из тех, что ты комментировал, были самыми яркими и запоминающимися и приятными в плане отношения организаторов?
В плане игр, наверное, третий TI, или даже второй. Dota 2 тогда смотрелась интереснее, хотя, возможно, это потому, что я тогда был новичком. А в плане отношения организаторов — The International 5 вне конкуренции.
Valve подняли планку, наверное, во Франкфурте будет то же самое.
Не знаю. На TI5 были созданы все условия для комментирования и просмотра матчей. Но как ни крути, неудобно было сидеть в толкучке, неудобен формат стадиона. Никому не приятно находиться в толпе. В этом плане комфортнее себя чувствуешь на домашних турнирах вроде D2CL. Пятый The International никак не поднял планку проведения турниров. Например, кухня — она была очень продуманной и хорошей, но мне лично многое из того, что было, не понравилось. Конечно, тяжело угодить всем. Но, например, на D2CL, куда мы ездили с LighTofHeaven, было ничуть не хуже. Если тебе удобно, то неважно - турнир на 16 миллионов или турнир на 16 тысяч.
Не думал сам провести чемпионат? Например, в свободном формате, как у MoonDuckTV.
Сейчас, при имеющимся количестве игр и турниров, это не нужно и тяжело. У меня и без этого хватает работы. Если бы у меня была возможность, я бы поучаствовал в организации турнира а-ля ESL.
В Китае киберспортивные комментаторы зарабатывают большие деньги благодаря широкой аудитории и спонсорам. У нас в России с этим похуже, особенно в плане партнерства. Как думаешь, что нужно сделать стриминговым платформам, чтобы люди смотрели рекламу на трансляции?
Сделать так, чтобы ее нельзя было никак пропустить. Каждый раз, когда на каком-то телеканале начинается реклама, твое единственное желание — переключить. Но в любом случае какой-то процент рекламы заберет AdBlock и прочие плагины.
Напоследок можешь передать приветы фанатам.
Спасибо всем, кто поддерживает и интересуется Dota 2 и моей деятельностью в частности. Мне это очень приятно. Спасибо всем, кто прочел это интервью.
Также мы задали Владимиру несколько вопросов в блиц-формате:
Футболка или пиджак?
Футболка.
Любимое блюдо?
Курица.
Книга, которую ты посоветуешь первому встречному?
"Гарри Поттер".
Какую из семи частей?
Все семь. У меня уже спрашивали об этом, я хочу внести разнообразие.
Какой фильм тебя больше всех впечатлил в этом году?
"Легенда", пока что о нем впечатления самые яркие. Я смотрел его последним, и он мне понравился.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: