Несколько дней назад, во время проведения очередного крупного турнира DotaPit Season 4, наш коллега
Андрей 'Xeo' Яценко опубликовал в своем Twitter интересное сообщение следующего содержания:
Еще один успешный турнир в плане продакшена: большинству СНГ игроков откровенно на все ср*ть. #нехочунебудууменяплохоенастроение е-спорт :)
Как стало понятно позже, это связано с нежеланием СНГ-игроков давать интервью и иным способом участвовать в производстве развлекательного и информационного контента для своих фанатов. Мы попытались с точки зрения обычного фаната разобраться, почему и как наши игроки в этом плане выделяются в мировом киберспорте; причем выделяются, к сожалению, явно не в лучшую сторону.
Сложно найти, легко потерять...
Прежде всего хочется отметить, что в разразившейся дискуссии на сторону известного интервьера стали журналистка ineskaUA и комментатор студии RuHub v1lat, а позже и некоторые другие медиа-фигуры, комментариев же игроков или менеджмента команд, выступавших в Сплите, замечено не было.
Прежде всего, назревает логичный вопрос "почему". Возможно, после поражений настроения у игроков действительно не самые оптимистичные, а наши коллективы и/или конкретные звезды киберспорта пока не могут выработать в себе качества, позволяющие, к примеру, The Alliance сразу после поражения не скрываться в гостиничных номерах, а общаться со своими фанатами, которые шведскую пятерку в беде уже точно не бросят. Другой хороший пример: американский саппорт ppd со своими блогами, в которых он искренне и прямо указывает на существующие проблемы и допущенные ошибки.
Второй путь, надо отметить, в СНГ используется более часто: можно отметить того же fng, который после большинства крупных турниров отписывается в своем паблике ВКонтакте. После неудачи на Shanghai Major Артем пришёл в студию аналитики и в перерыве между играми объяснил причину плохого выступления, а позже еще и дал большое интервью. Но даже ему есть над чем работать.
Все отличается от того, выиграл ты или проиграл. Выйти из кабинки победителем и выйти из кабинки проигравшим, пожать руки и пройти мимо фанатского сектора за стадион... Я на самом деле уже жалею, я понимаю, что надо над собой работать, но мне тяжело подойти к фанатам после проигранной игры и улыбнуться. Тогда (после поражения от OG на The Shanghai Major — прим. @MikuDota) я просто ушел за сцену и «плаксунил» в жилетку своему менеджеру. Но я постараюсь это исправить.
— отрывок из стенограммы интервью fng
Не владея полной ситуацией, мы можем лишь вспомнить другие подобные примеры из истории конкретной кибердисциплины. God и Illidan после провала VP на The International на камеру явно выглядели не лучшим образом, но адекватно и честно ответили на все вопросы. В последнее время профессионализмом порадовали ALWAYSWANNAFLY, Goblak и XBOCT. Как кажется на первый взгляд, подобными качествами в СНГ обладают исключительно опытные игроки, а вот молодежь, напротив, по каким-то причинам эти черты характера в себе не развивает. Тем не менее, стоит вспомнить пример Ghostik, который совсем недавно дал интервью как раз Xeo.
И тут бы привести хороший пример из более популярных видов спорта, где именно наши спортсмены всегда ведут себя профессионально и не стесняются признавать ошибки... Но первым делом в голову почему-то лезут события последнего Чемпионата Европы, когда после обидного поражения от греков только один футболист, Роман Широков, нашел в себе силы признать поражение и извиниться перед болельщиками.
Разумеется, речь не только о подобных ситуациях; ясно, что не каждый человек после эмоциональной опустошенности способен ответить на серию каверзных вопросов. Но в обычной обстановке буткемпа или подготовки к турниру найти полчаса на интервью не кажется огромной проблемой. Неужели времени было настолько мало, что в последний день важна каждая минута, и можно отвлечься лишь на общение с командой или просмотр стримов?
В последнее время заинтересованные люди забили тревогу: сам v1lat долго и упорно объяснял в эфире, почему нужно давать интервью и как это влияет на коммуникацию с фанатами. Но почему основы профессионализма раскрывает не менеджмент, а комментатор? Увы, но это может свидетельствовать только о низком уровне управленцев в СНГ-коллективах, которые недостаточно много времени уделяют работе с игроками. Это, кстати, касается не только интервью, но и публичных действий подопечных в целом (еще не все забыли историю с футболкой VANSKOR или действия Ax.Mo). Казалось бы, игроки топовых СНГ-организаций... Впрочем, следует признать, что такие скандалы порой возникают не только в СНГ и даже не только в Dota 2, но в необходимости проведения подобной работы сомнений никаких нет.
Пока же действия менеджмента направлены на создание собственной контент-продукции, и это создает еще одну проблему. Так, игроки одной крупной СНГ-организации не намерены общаться с интервьюерами других организаций и независимых СМИ ради эксклюзивности контента собственного портала или YouTube-канала. Ситуация безвыходная, но хорошо хоть то, что иногда коллективы договариваются между собой о взаимных интервью и совместных проектах. Надеемся, в скором времени отношения в данной сфере станут более компромиссными, и эксклюзив будет достигаться не запретом игрокам давать комментарии, а качеством производимого материала.
XBOCT и Xeo
Есть и внутренние причины; у каждого они свои, но с ними непременно нужно бороться. Может, киберспортсменом действительно нужно родиться, но профессионалом игрок становится только когда понимает. Понимает, что его комментарий, пусть краткий и общий, позволит болельщикам увидеть приложенные старания и убедиться в том, что не все потеряно. Понимает, что только искренность и честность, открытость и прямота способны подкупить простого фаната. Понимает, что от его слов зависит очень многое, в том числе и его благосостояние (нехитрая схема «куча фанатов - более крупные контракты - более высокий доход» тому пример), атмосфера в команде и во всем СНГ-сообществе.
А пока не все это осознают, киберспорту не суждено стать профессиональным видом спорта. В комментариях к одному из наших последних материалов прозвучало критическое, но очень верное замечание. Было отмечено, что в контенте от RuHub хотелось увидеть больше эмоций игроков, а в камеру все больше попадали комментаторы и аналитики. Хотелось бы верить, что это лишь случайность, но...
Впрочем, не только в киберспорте порой дело обстоит подобным образом. Так, наши кудесники мяча в клубных турнирах уже достаточно умело и со знанием дела пробегают мимо пресс-зоны после неудачных игр и «доджат» журналистов в повседневной деятьльности, изредка кидаясь фразами про «наши проблемы» и подобными. Выходит, проблема не в доте и конкретных людях, а в каких-то общих моментах, менталитете и других подобных аспектах? Или все же нет? Или... да?
В заключении хочется теперь уже не косвенно, а прямо призвать наших лучших игроков к более тесному общению с журналистами. У нас достаточно опытных интервьеров, которые знают, как правильно подать информацию и какие вопросы задать, чтобы максимально эффективно представить киберспортсмена и порадовать коммьюнити.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: