Трудная ситуация складывается в современном киберспорте в СНГ. Наряду с развитием компьютерного спорта холдинг eSforce (бывший Virtus.Pro Group) несколькими контрактами захватил рынок данной сферы на постсоветском пространстве. Сегодня возрожденному тегу Virtus.Pro исполняется пять лет, и мы решили детально разобрать ситуацию и понять, что мы имеем на данный момент.
Управляющий партнер холдинга Антон 'Sneg1' Черепенников
Команды
Справка:
ESforce принадлежат права на рекламную деятельность и медиаконтент ведущих киберспортивных клубов мира Virtus.pro и Na'Vi, на счету которых 197 золотых, 131 серебряная и 117 бронзовых медалей, завоеванных на международных соревнованиях.
Первоначально возникшая на базе организации одна команда, конечно, не может ставить условия турнирам и организациям. Другое дело, когда речь идет сразу о трех командах. Не так давно eSforce объявили, что теперь холдингу принадлежат права на рекламную деятельность и медиаконтент не только Virtus.pro, но и Na'Vi. К этому нужно добавить только что созданную команду Polarity, место менеджера и запасного игрока в которой занимает сотрудник eSforse Ольга 'KozaDereza' Дунаева.
Холдинг eSforce | Все остальные |
Virtus.Pro Natus Vincere Polarity | Vega Squadron Team Spirit Team Empire Fantastic Five |
Во-первых, нужно пояснить, что дают предоставленные Natus Vincere холдингу возможности. Медиаконтент и реклама в киберспорте являются одной из главных доходных статей любой организации. Фактически сейчас эта деятельность передана во владение холдинга Алишера Усманова, и «рожденные побеждать» полностью зависят от него. Конечно, разрушать украинскую команду во благо Virtus.Pro в планы вряд ли входит, но сам факт вхождения двух крупнейших в СНГ организаций в единую сферу влияния уже настораживает.
К чему это может привести? Во-первых, Virtus.Pro и Natus Vincere вместе довольно серьезная сила, которая в состоянии повлиять не только на рекламный рынок в СНГ, но и на перспективы созданияи развития в СНГ турниров, которые не будут соперничать с холдингом. Бытует мнение, что без участия хотя бы одной из этих сверхпопулярных команд провести успешный ивент по Dota 2 в СНГ почти невозможно. Этот же пункт касается и не самых популярных турниров, на которые порой могут повлиять команды.
Более того, вернемся к затронутой как-то раз теме интервью и контента с турниров. Теперь игроки этих команд вряд ли дадут интервью какому-то независимому изданию или другой организации без каких-либо дополнительных условий. Об этом речь шла еще на SLTV в Минске, теперь же ситуация может усугубиться. Да, умельцы с RuHub порой берут интервью хорошо, но неудобные и ненужные вопросы они теперь всегда смогут опустить.
Комментаторы
После объединения со Storm Studio в русскоязычном сообществе у RuHub, как кажется многим, практически не осталось конкурентов. Ситуацию можно оценить по таблице ниже, в которой представлены едва ли не все хоть сколько-нибудь известные комментаторы. Так, справа не так уж и много знакомых большей части коммьюнити имен (за исключением недавно перешедшего CaspeRRR), хотя при желании альтернативную студию со звучными именами собрать вполне возможно, что доказали нам StarladderTV в Киеве.
Холдинг eSforce | Все остальные |
v1lat | CaspeRRR ( Starladder.TV) |
Вообще, даже несмотря на монополизацию лучших talents СНГ в рамках одной студии, конкуренция никуда не исчезла. Так, живет и процветает студия Game Show, которая в декабре провела собственный турнир с призовым фондом в $320,322 и транслировала матчи The Shanghai Major на параллельном стриме, который не падал каждый день и в рамках Триколор-ТВ показывался на отечественном телевидении.
Справка:
ESforce принадлежат студии RuHub и Storm Studio – ключевые производители медийного контента для геймерской аудитории, продукция которых за прошлый год собрала более 400 млн просмотров совокупной длительностью 80 млн часов. В 2016 году компания планирует запустить 8 новых студий для создания информационного и развлекательного контента. В 2015 году медиаконтент ESforce собрал более миллиарда просмотров.
Сейчас уже появилась неофициальная информация (так, об этом писали некоторые кастеры, среди которых
v1lat) о том, что квалификации на Manila Major на русском языке будет транслировать не только RuHub. Если подобно англоязычным студиям, каждая организация (пока кроме RuHub вспоминается StarLadderTV и GameShow) предоставит свою независимую трансляцию и позволит зрителям выбирать, это будет очень здорово.
Расписание параллельной рускоязычной трансляции многие из вас видят в первый раз
По сути RuHub задрали планку слишком высоко: сейчас для создания хотя бы одной альтернативной трансляции нужно будет не только посадить хотя бы две пары комментаторов, но и оформить видеосопровождение, титры к матчам, оформление мест для кастеров и студии аналитики, непосредственно саму аналитику. Но хочется верить, что скоро нашему зрителю придется выбирать не только между языком трансляции, но и между несколькими стримами на русском языке.
Более того, вышеупомянутый v1lat в своем Twitter анонсировал создание альтернативной трансляции, которую будут вести малоизвестные кастеры. Посмотреть в любом случае будет интересно, а что касается холдинга и его оппонентов, пока конкуренция, хоть и на достаточно слабом уровне, поддерживается и поддерживается уверенно.
Только вот создавать студию и подписывать долгосрочные контракты с комментаторами и аналитиками вряд ли выгодно, когда у вас нет прав на освещение основных крупных турниров: тут eSforce и находящийся под их контролем RuHub полностью монополизировали сцену. Исключениями станут собственные ивенты студий (Starladder, WePlay) и свободные для трансляции The International и турниры серии Major. Чем будет заниматься студия в остальное время, сказать трудно, и окупать она себя уж точно не будет. Это к вопросу о конкуренции.
Тем не менее, что в RuHub все же отмечают, что непосредственно на самих ивентах от Valve будет работать не студия холдинга eSforce, а «сборная солянка», как это происходит на английском стриме. Посмотрим, кто будет определять комментаторов и аналитиков в этот список и насколько он сильно будет отличаться от списка на квалификации всем известной студии.
В этом списке несколько имен, с которыми на RuHub контракты не подписаны.
Звоночек SLTV и иным конкурентам?
Контент
Сначала о стримах. Немного ушла из доты та эпоха, когда организации на видеоплощадках продвигали стримеры и видеоблоггеры. Теперь новым лицам даже при должной доле стартового пиара врываться значительно сложнее, и все серьезные ниши заняты. Но несмотря на это, у холдинга даже тут есть чем удивить. Так, по-прежнему большое количество зрителей собирают стримы игроков команд и популярных комментаторов, среди которых сверхизвестные Dendi и ALOHADANCE, 9pasha и Fng, Lil и Adekvat. В сфере видеороликов бывший Virtus.Pro Group сотрудничает с несколькими популярными видеоблоггерами и развивает свои шоу: несколько передач от NS, шоу-интервью derrick_deny и Meg, выпуски новостей.
И если это не так уж и страшно, так как YouTube и Twitch площадки все же открытые и популярность зависит только от симпатий аудитории, то в сфере освещения к монополии все гораздо ближе.
Справка:
ESforce владеет более чем 180 популярными интернет-ресурсами с совокупной аудиторией в 15 млн подписчиков и 40 млн уникальных посетителей в год, которые обеспечивают охват 80% зрителей киберспортивных трансляций в России и СНГ, а также покрытие значительной части профильной международной аудитории.
Причем «значительная часть» действительно очень значительна и будет только расти. Подразделения холдинга, среди которых портал CyberSport и другие медиа-инструменты, будут получать большое количество информации быстрее конкурирующих СМИ, эксклюзивный контент, комментарии медиа-фигур и другие преимущества перед другими русскоязычными порталами по киберспорту.
Так выходит, что контролируя большую часть рынка, eSforce давит конкуренцию в зародыше. Для создания и развития конкурента, который будет иметь такой же авторитет у коммьюнити и специалистов по всему миру, потребуются годы и огромные средства. А пока таких попыток не предпринимается, холдинг Virtus.Pro будет контролировать развитие профессиональной доты, киберспортивной журналистики, освещения крупных турниров и даже медиаконтента. Что, впрочем, уже давно не скрывается.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: