В последнее время всё большая шумиха поднимается из-за недобросовестного выполнения обязательств киберспортивными организациями и несправедливого их отношения к своим игрокам. Интернет пестрит новостями об интригах в Китае, огромных долгах и скандалах с участием Puppey и EternaLEnVy, и в Сеть попадают новые подробности.
Известные киберспортивные деятели не могли оставаться равнодушными и дальше. В связи с этим профессор Университета Западного Онтарио, а по совместительству комментатор и аналитик Dota 2, Nahaz опубликовал видеозапись на своём youtube канале. В ней он поделился своими мыслями и знаниями, описал текущую ситуацию на рынке Dota 2, привел интересную статистику и даже дал некоторые рекомендации. В данной статье тезисно представлены все основные моменты его выступления.
Драма этой недели
- Заявление EternalEnvy в своем блоге: http://npgame.gg/blog/himitsumonogatari.html
- Команда Team Secret задерживала выплаты призовых с турниров игрокам на 3 месяца и больше;
- В один момент игроку Misery были должны почти 200 тысяч долларов. В связи с этим он обратился за помощью к юристу, чтобы вернуть деньги;
- Team Secret забирали себе 10% призовых с турниров без какого-либо уведомления или согласия игроков;
- Игроки не получали никакой выгоды от контрактов со спонсорами.
- Команда Team Secret задерживала выплаты призовых с турниров игрокам на 3 месяца и больше;
- Блог Misery: medium.com/@MiSeRyDOTA
- Претензии изложены намного короче и с меньшими подробностями;
- Подтверждает большинство утверждений, изложенных в блоге Envy, включая и отчисления в виде 10%, о которых игроки не знали.
- Блог Evany (с февраля 2015 менеджер OG): twitlonger.com/show/n_1soaufn
- Команда Secret задерживала выплаты призовых игрокам Fly и N0tail больше чем на год (сумма не указана);
- (Личное наблюдение Nahaz) Огромная часть комьюнити обвиняла Cyborgmatt, менеджера Team Secret, в вопиющей несправедливости.
Почему это проблема?
- Это не первые подобные случаи.
- Контракты между игроками и командами (если они вообще есть) составлены крайне халатно и в неграмотной форме;
- В большинстве случаев ни одна из сторон не понимает ни своих прав, ни обязанностей;
- Часто переговоры проводятся при участии третьей стороны, и её интересы могут не пересекаться с интересами игрока(ов);
- Не стоит забывать, что менеджерам обычно также платит организация (очевидно, что есть и множество других вариантов);
- В некоторых случаях капитан договаривается от лица других игроков, и что случится, если кто-нибудь покинет коллектив или его кикнут, неизвестно;
- Что представляют из себя контракты в обычном спорте: интересы игроков отстаивают коллективные представительские агентства и персональный представитель или советник. В то же время формы контрактов стандартизованы группой юристов или Лигой;
- Как выглядят контракты в других киберспортивных дисциплинах: по сравнению с CS:GO, в Dota 2 заработные платы игроков намного меньше. Большая часть денег идет с призовых фондов турниров;
- Это значит, что положение игроков Dota 2 совсем иное относительно геймеров CS:GO, LoL и т.д.;
- Речь идет о пяти-шестизначных суммах, причем в долларах. А со временем они будут только расти;
- Практически полное отсутствие желания в оказании помощи или поддержки в данном вопросе от таких спонсоров как, например, NVidia.
Должны ли вмешаться Valve?
- Почему же Valve до сих пор не выступили в роли главного босса (секретариата)?
- К примеру модель поведения Riot в отношении League of Legends.
- До конца не понятно входит ли это в их главные интересы.
- Valve и Riot:
- Обе организации являются частными компаниями;
- Оценочный доход Riot за 2015 год: 1,6 миллиарда долларов, и практически всё сделано на LoL [Superdataresearch.com];
- Оценочный доход Valve за 2015 год: 238 миллионов долларов от Dota 2 и 221 миллион долларов от CS:GO [Superdataresearch.com];
- Общая выручка со всех проданных игр в Steam за 2015 год: около 3 миллиардов долларов [Steamspy];
- Прямое сравнение представляется очень сложным. Дело в том, что Riot и Valve по своей сути очень разные компании;
- Обе организации являются частными компаниями;
- Valve и другие компании (различайте частные и публичные):
- Рыночная стоимость Valve оценивалась в 2,5-3 миллиарда долларов в период за 2012-2013 гг.;
- Сравнение с Miscrosoft (85 млрд долларов в 2016 г., 450 млрд долларов рыночной капитализации), с Boeing (96.11 млрд долларов в 2015 г., 85 млрд долларов рыночной капитализации), со Starbucks (20 млрд долларов за 2016 г., 77 млрд долларов рыночной капитализации) [finance.yahoo.com];
- Valve и Riot:
- Ко всему прочему у Valve есть множество других проектов (ставки на скины, VR, Steambox).
Повлияет ли это на TI или Major-турниры?
- Если коротко, то: на The International – напрямую нет. На Major-турниры – возможно.
- Насколько Nahaz знает, выплаты призовых с TI происходят напрямую с игроками (через Steam):
- По крайней мере на The International 2016 распределение призового фонда (в %) отображалось на вебсайте, если вход осуществлялся под учетной записью игрока, тренера или менеджера;
- Платежи производились напрямую игрокам. Менеджеры, команды и организации могли только лишь взглянуть на свою долю;
- Valve очень успешно избегают переговоров с командами. Инвайты на главные турниры отправляются команде из 5 человек с открытыми слотами для упомянутых представителей (менеджер, тренер и т.д.).
- Выплатами призовых с Major-турниров занимаются сами организаторы (ESL, PW, PGL соответственно):
- PGL ( Manila Major) переводила деньги напрямую на аккаунты игроков;
- Выплаты с Frankfurt Major и Shanghai Major (насколько известно Nahaz) производились уже организациям.
- Почему не все турниры расплачиваются с игроками напрямую?
- Хороший вопрос, однако всё это не так-то просто. Помимо всего прочего существует неочевидный фактор цен на услуги организатора.
Что насчет объединения?
- Как работала бы Ассоциация Игроков (англ. PA – players association) в киберспорте (и в частности в Dota 2)?
- MLBPA (бейсбол), NFLPA (американский футбол) и NBAPA (баскетбол) – это коллективные деловые представительства для игроков;
- Основная их функция заключается в представлении и защите интересов игроков во время деловых встреч с агентами игровых лиг. В свою очередь, их интересы представляет ассоциация учредителей и/или головной секретариат;
- Обычно ассоциации игроков не защищают интересы отдельных киберспортсменов в партнерских соглашениях:
- От лица отдельных игроков контрактные соглашения с командами и спонсорами устанавливают агенты или юристы;
- Эти контракты обязаны соответствовать соглашениям деловых представительств между АИ и Лигой или учредителем;
- Условия взаимодействий игроков/агентов и постоянные спонсорские контракты и заключаются с согласия как Лиги, так и АИ;
- Откуда пришла такая Ассоциация юристов, и что ей полагается делать?
- Необходимо урегулировать вопросы по соглашениям с командами (зарплаты, контракты), по турнирам (правила, игровые условия), так как у разных коллективов они весьма различаются;
- Основополагающие или первичные функции «объединения», более очевидные для CS:GO и для LoL, чем для Dota 2;
- АИ Dota 2, возможно, пришло время перенять определенные условия сотредничества у ATP (теннис) и PGA (гольф), а некоторые вещи у MBPLA.
Рекомендации от Nahaz
- Как представлять интересы игроков:
- Игроки, выступающие от имени организации, должны иметь письменные контракты и получать зарплату;
- Некоторые нормы необходимо будет поменять. В то время как все 5 игроков получают одинаковые доли с турнирных призовых, они необязательно будут иметь одинаковую базовую зарплату и бонусы;
- Все контракты должны быть рассмотрены юридическим представителем каждого из игроков;
- Это не должно обойтись игрокам в копеечку… Не v1lat же нанимать;
- Постоянный обмен информацией необходимо сделать профессиональной нормой.
- Игроки, выступающие от имени организации, должны иметь письменные контракты и получать зарплату;
- Как представлять интересы команд:
- Партнерские соглашения между обеими сторонами отношений игрок-команда должны быть прозрачными;
- Например, команда (основной спонсор) взаимодействует с турнирами, снимает в аренду помещения для тренировок, оплачивает командировки, договаривается с внешними спонсорами;
- В контрактах с игроками следует излагать обязательства касательно внешнего спонсорства (определенное количество стрима в день/неделю, ношение командной символики и т.д.);
- Игрокам стоит ожидать, что часть прибыли от выигрыша в большинстве случаев пойдет основному спонсору или организации;
- Помимо разных мелочей, деньги также будут уходить на зарплаты менеджеров, тренеров, аналитиков и других;
- Обязательно ввести условия расторжения контракта и систему взысканий за нарушения.
- Партнерские соглашения между обеими сторонами отношений игрок-команда должны быть прозрачными;
В заключение Nahaz еще раз возвращается к Valve, и делает акцент на их отношении к игрокам и командам. Он говорит, что в данный момент Valve не собираются вмешиваться и решать чьи-то проблемы, а выход он видит в создании общепринятых профессиональных стандартов. Изменится ли внутренняя кухня киберспортивных организаций, как в целом будет выглядеть Dota 2 сцена, узнаем уже в начале зимы на The Boston Major.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: