Nahaz о проблемах и экономике киберспорта

В последнее время всё большая шумиха поднимается из-за недобросовестного выполнения обязательств киберспортивными организациями и несправедливого их отношения к своим игрокам. Интернет пестрит новостями об интригах в Китае, огромных долгах и скандалах с участием Puppey и EternaLEnVy, и в Сеть попадают новые подробности.

Известные киберспортивные деятели не могли оставаться равнодушными и дальше. В связи с этим профессор Университета Западного Онтарио, а по совместительству комментатор и аналитик Dota 2, Nahaz опубликовал видеозапись на своём youtube канале. В ней он поделился своими мыслями и знаниями, описал текущую ситуацию на рынке Dota 2, привел интересную статистику и даже дал некоторые рекомендации. В данной статье тезисно представлены все основные моменты его выступления.

Драма этой недели

  • Заявление EternalEnvy в своем блоге: http://npgame.gg/blog/himitsumonogatari.html
    • Команда Team Secret задерживала выплаты призовых с турниров игрокам на 3 месяца и больше;
      • В один момент игроку Misery были должны почти 200 тысяч долларов. В связи с этим он обратился за помощью к юристу, чтобы вернуть деньги;
    • Team Secret забирали себе 10% призовых с турниров без какого-либо уведомления или согласия игроков;
    • Игроки не получали никакой выгоды от контрактов со спонсорами.
  • Блог Misery: medium.com/@MiSeRyDOTA
    • Претензии изложены намного короче и с меньшими подробностями;
    • Подтверждает большинство утверждений, изложенных в блоге Envy, включая и отчисления в виде 10%, о которых игроки не знали.
  • Блог Evany (с февраля 2015 менеджер OG): twitlonger.com/show/n_1soaufn
    • Команда Secret задерживала выплаты призовых игрокам Fly и N0tail больше чем на год (сумма не указана);
    • (Личное наблюдение Nahaz) Огромная часть комьюнити обвиняла Cyborgmatt, менеджера Team Secret, в вопиющей несправедливости.

Почему это проблема?

  • Это не первые подобные случаи.
  • Контракты между игроками и командами (если они вообще есть) составлены крайне халатно и в неграмотной форме;
    • В большинстве случаев ни одна из сторон не понимает ни своих прав, ни обязанностей;
    • Часто переговоры проводятся при участии третьей стороны, и её интересы могут не пересекаться с интересами игрока(ов);
      • Не стоит забывать, что менеджерам обычно также платит организация (очевидно, что есть и множество других вариантов);
      • В некоторых случаях капитан договаривается от лица других игроков, и что случится, если кто-нибудь покинет коллектив или его кикнут, неизвестно;
    • Что представляют из себя контракты в обычном спорте: интересы игроков отстаивают коллективные представительские агентства и персональный представитель или советник. В то же время формы контрактов стандартизованы группой юристов или Лигой;
    • Как выглядят контракты в других киберспортивных дисциплинах: по сравнению с CS:GO, в Dota 2 заработные платы игроков намного меньше. Большая часть денег идет с призовых фондов турниров;
      • Это значит, что положение игроков Dota 2 совсем иное относительно геймеров CS:GO, LoL и т.д.;
  • Речь идет о пяти-шестизначных суммах, причем в долларах. А со временем они будут только расти;
  • Практически полное отсутствие желания в оказании помощи или поддержки в данном вопросе от таких спонсоров как, например, NVidia.

Должны ли вмешаться Valve?

  • Почему же Valve до сих пор не выступили в роли главного босса (секретариата)?
    • К примеру модель поведения Riot в отношении League of Legends.
  • До конца не понятно входит ли это в их главные интересы.
    • Valve и Riot:
      • Обе организации являются частными компаниями;
        • Оценочный доход Riot за 2015 год: 1,6 миллиарда долларов, и практически всё сделано на LoL [Superdataresearch.com];
        • Оценочный доход Valve за 2015 год: 238 миллионов долларов от Dota 2 и 221 миллион долларов от CS:GO [Superdataresearch.com];
        • Общая выручка со всех проданных игр в Steam за 2015 год: около 3 миллиардов долларов [Steamspy];
      • Прямое сравнение представляется очень сложным. Дело в том, что Riot и Valve по своей сути очень разные компании;
    • Valve и другие компании (различайте частные и публичные):
      • Рыночная стоимость Valve оценивалась в 2,5-3 миллиарда долларов в период за 2012-2013 гг.;
      • Сравнение с Miscrosoft (85 млрд долларов в 2016 г., 450 млрд долларов рыночной капитализации), с Boeing (96.11 млрд долларов в 2015 г., 85 млрд долларов рыночной капитализации), со Starbucks (20 млрд долларов за 2016 г., 77 млрд долларов рыночной капитализации) [finance.yahoo.com];
  • Ко всему прочему у Valve есть множество других проектов (ставки на скины, VR, Steambox).

Повлияет ли это на TI или Major-турниры?

  • Если коротко, то: на The International – напрямую нет. На Major-турниры – возможно.
  • Насколько Nahaz знает, выплаты призовых с TI происходят напрямую с игроками (через Steam):
    • По крайней мере на The International 2016 распределение призового фонда (в %) отображалось на вебсайте, если вход осуществлялся под учетной записью игрока, тренера или менеджера;
    • Платежи производились напрямую игрокам. Менеджеры, команды и организации могли только лишь взглянуть на свою долю;
    • Valve очень успешно избегают переговоров с командами. Инвайты на главные турниры отправляются команде из 5 человек с открытыми слотами для упомянутых представителей (менеджер, тренер и т.д.).
  • Выплатами призовых с Major-турниров занимаются сами организаторы (ESL, PW, PGL соответственно):
    • PGL ( Manila Major) переводила деньги напрямую на аккаунты игроков;
    • Выплаты с Frankfurt Major и Shanghai Major (насколько известно Nahaz) производились уже организациям.
  • Почему не все турниры расплачиваются с игроками напрямую?
    • Хороший вопрос, однако всё это не так-то просто. Помимо всего прочего существует неочевидный фактор цен на услуги организатора.

Что насчет объединения?

  • Как работала бы Ассоциация Игроков (англ. PA – players association) в киберспорте (и в частности в Dota 2)?
    • MLBPA (бейсбол), NFLPA (американский футбол) и NBAPA (баскетбол) – это коллективные деловые представительства для игроков;
    • Основная их функция заключается в представлении и защите интересов игроков во время деловых встреч с агентами игровых лиг. В свою очередь, их интересы представляет ассоциация учредителей и/или головной секретариат;
    • Обычно ассоциации игроков не защищают интересы отдельных киберспортсменов в партнерских соглашениях:
      • От лица отдельных игроков контрактные соглашения с командами и спонсорами устанавливают агенты или юристы;
      • Эти контракты обязаны соответствовать соглашениям деловых представительств между АИ и Лигой или учредителем;
      • Условия взаимодействий игроков/агентов и постоянные спонсорские контракты и заключаются с согласия как Лиги, так и АИ;
  • Откуда пришла такая Ассоциация юристов, и что ей полагается делать?
    • Необходимо урегулировать вопросы по соглашениям с командами (зарплаты, контракты), по турнирам (правила, игровые условия), так как у разных коллективов они весьма различаются;
    • Основополагающие или первичные функции «объединения», более очевидные для CS:GO и для LoL, чем для Dota 2;
    • АИ Dota 2, возможно, пришло время перенять определенные условия сотредничества у ATP (теннис) и PGA (гольф), а некоторые вещи у MBPLA.

Рекомендации от Nahaz

  • Как представлять интересы игроков:
    • Игроки, выступающие от имени организации, должны иметь письменные контракты и получать зарплату;
      • Некоторые нормы необходимо будет поменять. В то время как все 5 игроков получают одинаковые доли с турнирных призовых, они необязательно будут иметь одинаковую базовую зарплату и бонусы;
    • Все контракты должны быть рассмотрены юридическим представителем каждого из игроков;
      • Это не должно обойтись игрокам в копеечку… Не v1lat же нанимать;
    • Постоянный обмен информацией необходимо сделать профессиональной нормой.
  • Как представлять интересы команд:
    • Партнерские соглашения между обеими сторонами отношений игрок-команда должны быть прозрачными;
      • Например, команда (основной спонсор) взаимодействует с турнирами, снимает в аренду помещения для тренировок, оплачивает командировки, договаривается с внешними спонсорами;
      • В контрактах с игроками следует излагать обязательства касательно внешнего спонсорства (определенное количество стрима в день/неделю, ношение командной символики и т.д.);
    • Игрокам стоит ожидать, что часть прибыли от выигрыша в большинстве случаев пойдет основному спонсору или организации;
      • Помимо разных мелочей, деньги также будут уходить на зарплаты менеджеров, тренеров, аналитиков и других;
    • Обязательно ввести условия расторжения контракта и систему взысканий за нарушения.

В заключение Nahaz еще раз возвращается к Valve, и делает акцент на их отношении к игрокам и командам. Он говорит, что в данный момент Valve не собираются вмешиваться и решать чьи-то проблемы, а выход он видит в создании общепринятых профессиональных стандартов. Изменится ли внутренняя кухня киберспортивных организаций, как в целом будет выглядеть Dota 2 сцена, узнаем уже в начале зимы на The Boston Major.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя

Пусть скинутся Вилату на пивас, он все порешает)

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Вот это действительно новый уровень, если все реализуется!

Аватар пользователя

не реализуется, в доте ноль профессионализма благодаря наплевательскому отношению валв, и я сильно сомневаюсь что что то изменится

Аватар пользователя

Просто это еще очень молодые виды спорта. Оно то изменится, но не за год и не за два.

Аватар пользователя

почему те же риот подходят к этому с полной серьезностью

Аватар пользователя

Ну как одну из причин можно привести то что у Риотов, как бы, только ЛоЛ иии....все.
Однако - да, реализация стабильных честных выплат под контролем Вальв или другой ответственной организации нужна, ибо если выплат не будет то и дисциплина Дота 2 загнется как таковая.
Но в то же время, может там свои нюансы и т.д., нам то с "дивана" кажется все простым как черное и белое, однако хрен их знает, какие тараканы у них в организациях носятся.

Аватар пользователя

Это вопрос времени, деньги большие и Вальве не будут упускать возможность их приумножить, а этот вариант, как раз дает эту возможность.

Аватар пользователя

Очень жаль, что в СНГ комунити таких вот Нахазов\Рэдэе только один человек, и это Вилат, который тоже шарит во много, но к нему никто не прислушивается.

Аватар пользователя

Ко всему прочему у Valve есть множество других проектов (ставки на скины, VR, Steambox). Теперь мы знаем что лаунж это секретная лавочка Габена)

Аватар пользователя

>Оценочный доход Riot за 2015 год: 1,6 миллиарда долларов > согласно вики в компании 1000+ человек
>Оценочный доход Valve за 2015 год: 238 миллионов долларов от Dota 2 и 221 миллион долларов от CS:GO + около 3 миллиардов долларов. > в компании около 400 человек.

На что тратятся в Вольво с такими доходами? Где ХЛ3? Что там со стиммашинами? Когда новый сундук?

Аватар пользователя

Поддержание сетевой инфраструктуры и инвестиция в вр, другие проекты вроде безкабельной передачи видео без потерь в высоком качестве. К тому же как Габен будет покупать новые машины?

Аватар пользователя

если ты не заметил написано
1,6 МИЛЛИАРД у Riot
А у вольво 238 МИЛЛИОНОВ

Аватар пользователя

какая в жопу разница, кто сколько зарабатывает, нанять адвоката и установить общие правила внутри системы стоит миллиард? никто не хочет развивать это дерьмо потому что вальвы не смотрят на собственное детище как на место постоянной занятости. Они считают эти мейджоры и интернейшнлы рекламным роликом, или такой слот-машиной с джекпотом и им вообще насрать каким образом распределяются деньги которые они выплачивают. Они хотят чтобы игроки сами делали профсоюзы, но этого не произойдет потому что игроки приравнены к пользователям игрового автомата. 3й год говорю местным фанбоям что система: "давайте насуем денег на 1е место" не сработает, и даже ваш нахаз говорит что система дерьмо и риотовский централизованный ЛКС ушел вперед своей системой в которой такое дерьмо в принципе невозможно, нет давайте покукарекаем про 20 миллионов.

Аватар пользователя
Аватар пользователя
Аватар пользователя

Не понимаю почему меня должна волновать экономика киберспорта если я не часть киберспорта а потребитель ?

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Вольво на все плевать, покуда им отсыпают бабло?
Вы с какой планеты? С этой темой запоздали, года так на 2-3 точно.

Аватар пользователя

Классная статья, но эти списки... Оформление не айс.

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Лул призовые переводили на стим или шо? А как они выводить оттуда должны несколько миллионов?

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Переводились игрокам через систему Steam на счет игрока, а не на Steam аккаунт. Через ту же систему где регистрируются официальные аккаунты команд с их ростерами и изменениями.

Аватар пользователя

>>>Речь идет о пяти-шестизначных суммах, причем в долларах. А со временем они будут только расти<<<
-Вот это крайне сомнительно. Причина: то самое халатное отношение, и со стороны игроков, и со стороны организаторов, и вообще со стороны ВСЕХ. Причем, если изначально пошла такая тенденция, ее ооочень трудно будет изменить. Они как заключали в скайпе контракты, так и будут заключать.
P.S. Все такие умные, создают блоги, постят видео у себя в YouTube, как надо, а как не надо, а что нужно сделать, а кого нанять.
Да всем ПОХЕРУ. Лол, даже читать не хочется всю эту херню :D
Всем нужно только бабло, побольше получать, но поменьше отдавать)

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Этому деду скора 64 стукнет, а он все в игрушки башляет.

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Внизу под тегами, где написано источник. Если шарите в английском советую послушать.

Аватар пользователя

Да я уже слушал, а вот кнопочку то не приметил.
Внизу статьи ссылки таким же шрифтом как статья легче воспринимается чем элементы управления сайтом на которые не обращаешь внимания во время чтения.
Но это уже камень в огород не автора.

Аватар пользователя
Аватар пользователя

ХВАТИТ считать чужие деньги!
эта не красиво ребят!

Аватар пользователя
Комментарии
Форум