Ровно 19 лет назад, 9 апреля 2004 года вышла знаковая для карты DotA Allstars версия 4.00 — именно она добавила на карту Рошана, основные руны и ряд интересных персонажей, включая Zeus, Juggernaut и Naga Siren.
Несмотря на то, что Dota 2 как независимый проект существует уже более 12 лет, это всё равно важная дата для всего сообщества. Ведь даже за такой огромный для гейминг-индустрии отрезок времени игра от Valve не смогла избавиться от своего прошлого.
Десятки базовых механик (примеры чуть выше) и мелкие фишки, которые вычленить из кода уже невозможно технически, начало карьеры опытных киберспортсменов и первые впечатления более молодых игроков — все это прошлое «Доты», которое слишком прочно связано с ее настоящим.
Но как живет сейчас сам предок Dota 2? Да-да, живет — для кого-то будет открытием, но оригинальная Defense of Ancents все еще продолжает существование. Пускай даже сейчас игра очень далека от своего пика популярности, но нам есть, о чем рассказать.
Как скачать DotA 1 в 2023 году
Высокий порог вхождения — второе имя Defense of Ancients в современном мире. С выходом Warcraft III: Reforged разработчики из Blizzard снесли любую легальную возможность запустить старую версию. А в ремейке кастомные карты, в том числе DotA, уже не работают.
Приходится выкручиваться и искать оригинальный Frozen Throne. Затем нужен будет хороший любительский сервер, которых на 2023 год осталось не так много. Важно, что на каждом свои правила и своя версия игры, которую приходится поддерживать уже самостоятельно (к этому мы вернемся чуть ниже).
Из доступного — отечественный ICCup или англоязычные RGC (Ranked Gaming Client) с Eurobattle, менее популярные среди русскоязычных игроков. Сервера по Warcraft III DotA также открыты в Китае, где тоже до сих пор остались фанаты оригинала: из РФ можно подключиться минимум к UniRPG и 11Platform.
Если смотреть субъективно, кажется, что у геймеров со стажем проблем не возникнет: найти на форуме лаунчер, скачать и установить нужные файлы и попасть на сервер не так сложно. С другой стороны, привыкшие запускать игру одной кнопкой в Steam могут испытать трудности, а потому о расширении сообщества AllStars за счет молодых игроков не может быть и речи. Впрочем, им и самим это не интересно.
Кто играет в первую «Доту»?
Очевидно, лишь геймеры старого (очень старого) поколения, которые видели подобную картинку еще 15 лет назад в компьютерных клубах. Люди разные, но возраст дает о себе знать: знаки вопроса в чат и мемы про «дауби» на форумах вызывают как минимум непонимание.
С другой стороны, если вы обожаете стримы NS, помните чемпиона последнего ASUS Open и с теплотой вспоминаете мету с огромным пулом разных стратегий и без казино с нейтральными шмотками — вам точно стоит попробовать вспомнить молодость (или детство, тут уж каждому свое).
На мой логичный вопрос в лобби и на форумах, почему эти люди выбрали не современную версию «Доты», а старый клиент с сотней пикселей и «костылями», все отвечают примерно одинаково. Самая популярная фраза обычно содержит слово «ностальгия»: почти всем эта игра напоминает старые добрые времена, когда трава была зеленее, а жизнь легче и беззаботнее.
Благодаря игре, которая никуда не движется в последние несколько лет, время тут будто остановилось, причем во всех смыслах. Хорошо это или плохо? Это уже каждый решает сам, но понять желающих перемотать пластинку чуть назад, конечно, можно.
Другая, не менее важная причина — политика разработчиков и современная мета Dota 2, какой она выглядит примерно с 2018 или 2019 года. «Игра на упрощение» от Valve, равно как и новые механики, нравятся далеко не всем. В пабах на ICCup я встретил даже тех, кто мигрировал обратно в первую «Доту» после очередного крупного патча (или, наоборот, после обновления имени «+1 к атаке»).
Хотелось бы пояснить, что речь идёт не совсем о том, что Dota 2 испортили нейтралки, аванпосты или лишние курьеры. Завсегдатаи ICCup скорее выражают протест вещам типа сужения пула стратегий: ради справедливости, попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз видели фаст-пуш, лесника или триплу в играх высокого уровня?
Есть и другие особенности, хотя носят они локальный характер. Кто-то просто поклонник ретро-графики. У кого-то не идет Dota 2 или идет, но с лагами (не перевелись еще на Руси «калькуляторы»).
Нашлись даже те, кто просто не уважает потрясающего Гейба Ньюэлла и его великую компанию Valve, в отличие от IceFrog и Blizzard — но, опять же, не текущей, с Трейсер и злосчастной Reforged, а «той самой» Blizzard с Diablo II и Frozen Throne.
Как много людей играет в первую Доту?
Несмотря на все преграды для существующих игроков и нулевой приток новых, у первой DotA все еще очень активное сообщество. Да, сравнивать с версией Valve, в которую прямо сейчас играет полмиллиона человек (только в Steam, без учета Китая) игру не имеет смысла.
Но на том же ICCup в момент, когда пишутся эти строки, в Dota AllStars играют более шести тысяч пользователей. По разным оценкам, средний онлайн на всех популярных серверах может превысить 20 или даже 30 тысяч человек — это больше, чем у современных Battlefield 2042, Fallout 76 и Rocket League. Разве могут идти разговоры о смерти такой игры?
При этом сообщество DotA раздроблено и не поддерживается разработчиком, поэтому кажется, что на самом деле их намного меньше. Никому не интересно проводить турниры, какие-то общие ивенты. Текстовые форумы живы, но по Allstars очень мало нового развлекательного и обучающего видеоконтента.
По сути это такая «вещь в себе». Точнее, несколько вещей в себе, которые расположены на разных серверах и существуют независимо друг от друга. Именно поэтому мы почти ничего не слышим об игре и так удивляемся, когда попадаем внутрь и видим жизнь — как сообщество фанфиков по Гарри Поттеру или спидранам ретро-игр.
DotA 1 как игра
Наверняка кто-то из читающих это помнит, что в первые годы после релиза Dota 2 оригинальную карту поддерживали и обновляли наряду с «сиквелом». Какое-то время она даже составляла игре Valve конкуренцию, ведь переходить с любимого WC3 в неизвестность хотели не все. Но в 2014 году лавочку закрыли, а версия 6.83 стала последней официальной для DotA AllStars.
Само собой, энтузиасты могли дублировать апдейты и дальше, но этому мешали очевидные причины. Во-первых, это требовало большого количества ресурсов, что позволить себе после упадка могли не все. К тому же все проекты работают автономно, что привело бы к различию в новых версиях одной и той же игры.
Частично это произошло, да. На ICCup наряду с «классикой» есть более современная версия на основе 6.85, Eurobattle держит сервера по 6.88, а у китайских партнеров можно найти даже 7.0х с талантами и более привычным плюс удобным интерфейсом. Но наиболее популярной все же остается 6.83, утвержденная лично IceFrog.
DotA AllStars застыла на моменте перед крупным патчем с добавлением Enchanted Mango, Glimmer Cape и Guardian Greaves, десятком новых Аганимов и рядом совершенно новых механик — до 6.84, которая вышла в апреле 2015 года, игру обновлять уже не стали.
Она никогда не увидит ранца, талантов, Monkey King и Pangolier, аванпостов, аркан-руну, Meteor Hammer и Aeon Disk. Зато Рошан всегда будет в своем старом логове, а лучшим помощником в начале игры остается Poor Man’s Shield (плюс любимый лесниками Iron Talon).
После нескольких пабликов остается ламповое ощущение старой «Доты» с ее разнообразием сборок, глобальных стратегий, героев в мете (их будто больше, чем сейчас) — хочется верить, что дело не только в ностальгии, но в настоящей свободе, когда можно играть так, как хочешь, и это не снизит твоих шансов на победу до минимума.
При всем этом надо признать, что игра безнадежно отстала технически. Пересесть обратно с Dota 2 на Dota 1 будет невероятно сложно, даже если графика для вас не имеет никакого значения. Хотя и к ней надо привыкнуть заново.
Восторг от любимой меты быстро может смениться разочарованием из-за отсутствия кучи удобных фишек. Искать героя по тавернам — окей, в духе старой школы, лампово и атмосферно. Предметы в магазинах — да, можно выучить и привыкнуть. Но переводить курсор на базу каждый раз, когда хочешь выкупиться, нажать глиф и так далее — уже не так весело.
В Dota AllStars (помимо совсем новомодных версий, которые включают апдейты моложе 7.00, а потому популярностью не пользуются) нет возможности «прокликать» вражеского героя. Нет почти никакого взаимодействия с тиммейтами, помимо текстового чата. Нет шанса на реконнект, если вдруг отрубят свет и/или интернет.
Скажем честно: после Dota 2, где любое действие занимает пару кликов мыши или горячей клавиши, играть в это трудно. Чтобы отвыкнуть от комфорта клиента Valve, советов Dota Plus и хоть сколько-нибудь приятной глазу графики, должно пройти немало времени, которое многим из вас пришлось бы заставлять себя делать то, что не нравится. А оно того стоит?
Вероятно, найдутся те, кто сможет быстро перестроиться и начнет получать удовольствие «с нулевой» — поверьте, я буду этому только рад. Сам на окончательный переход в AllStars я оказался не готов (хотя с удовольствием посмотрел бы ламповые стримы под бокал виноградного сока), но если кто-то найдет в этом достойную альтернативу продукту от Valve, это просто отлично.
Так или иначе, здорово, что первая DotA работает на достаточном уровне, чтобы можно было зайти и поиграть в игру, которую полюбили десятки и сотни тысяч человек. Здорово, что она жива — ведь всегда важно, чтобы с родителями все было хорошо.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: