Редакция Dota2.ru посетила пабстомп от Winline в Москве, где фанаты наблюдали за триумфальным восхождением Team Spirit на пьедестал чемпионов The International 2023. Там же нам удалось пообщаться с ведущим мероприятия — кастером Дмитрием 'CrystalMay' Корчевининым, который поделился своими впечатлениями от Инта в этом году и высказался о будущем профессиональной сцены Dota 2.
Привет! Сразу начнём с главной темы: до начала The International 2023 у сообщества были довольно низкие ожидания от турнира. Сегодня — уже финальный день [интервью было записано во время финала нижней сетки The International 2023. — Прим. ред.]. Как тебе чемпионат в этом году в плане шоу и матчей?
Привет. Я бы сказал так: изначально мне довольно сильно понравилась мета, а также очень интересные изменения в плане пауз между разными частями International, которые как раз позволяли людям понять, что можно играть не только одной устаканившейся метой — все тестят что-то новое. И я понимаю фаворитов, которым очень тяжело даются вот эти паузы, но аутсайдерам это, очевидно, помогает, и, на мой взгляд, та жа самая Azure Ray прошла так далеко именно за счёт пауз, потому что их игровая форма, если честно, оставляла желать лучшего.
Команды придумывают новые штуки. Та же Gaimin Gladiators удивляет тем, что забивает порой на лейтовые драфты и просто спокойно заканчивает на 20-25-й минуте. Обычно мета на Инте довольно стабильная, лишь изредка кто-то показывал одного-двух не самых стандартных героев. В этом же году получилось интереснее в разы. Поэтому такой формат, пусть как зрителю он мне и не очень нравится, потому что я привык к непрерывному марафону Доты, с точки зрения игрового разнообразия ситуация точно улучшилась.
Сами по себе игры, будем честны, на мой личный взгляд, процентов на 70 — в них ничего не происходит, кроме одного-двух крутых моментов. Если посмотреть на все игры в целом, по-настоящему захватывающими из них можно назвать, наверное, лишь 20%.
Но, в общем, впечатление не такое уж и плохое. Конечно, ожидалось, что падение призового фонда ослабит интерес к Инту, но судя по цифрам и тому, как команды относятся к турниру, это всё ещё №1 соревнование в Доте.
Возвращение в Сиэтл пошло чемпионату на пользу?
Это очень круто, что Инт вернулся в Сиэтл, ведь это история. Хотя лично мне нравилось, когда он путешествовал по миру, потому что разные часовые зоны давали возможность посмотреть разным людям Доту в комфортное для них время. С турниром в Америке же сложновато. Вот я, например, живу в Казахстане — для меня это ещё +3 часа к Москве, то есть игры у меня начинались в 11 вечера, а заканчивал я работать, вот, в первый день групповой стадии в 12 утра. Я думал, что просто умру. Я вошёл в этот режим тотальной кататонии, когда ты не видишь света в нормальном объёме.
Какие регионы тебя порадовали, а какие огорчили в этом году?
Мне очень обидно за Южную Америку, которая себя довольно неплохо показывала в течение года. В предыдущем году это было открытие — Thunder Awaken отлично выступила, а единственная причина, по которой они не смогли пробраться в финальные дни, — это нереально крутой мув от MATUMBAMAN на Lifestealer. В этот же раз Южная Америка, наоборот, удивила своим плохим выступлением. Количество слотов, которое Valve выделила на регион, надо будет пересматривать, потому что ситуация плачевная.
Юго-Восточная Азия — всё как обычно. Мне очень жаль, потому что мне всегда хотелось, чтобы эти коллективы добивались результата, так как показывают они действительно интересную игру. Talon Esports на Riyadh Masters 2023 поднялась до топ-3, но Talon Esports тогда и Talon Esports сегодня — это две разные команды, такое ощущение.
Представители Северной Америки — молодцы. Я думаю, их регион реально доволен. Moo из Nouns заслуживает всего самого лучшего, он супермолодец. Мне кажется, он чуть ли не первый чувак, который понял мету с Primal Beast и Spirit Breaker на «тройку». С первого же дня они всё это активно драфтили — 2 жирных героя с Heart of Tarrasque и понеслась.
Да, [Китай тоже хорошо выступил на The International 2023]. Но я, честно говоря, всё равно разочарован в LGD Gaming. В какой-то момент я не верил в них совсем, но потом начал смотреть и такой: «Опа, ничего себе!» xiao8 продолжает гениально драфтить, и, как мне кажется, у него для этого чуть ли не лучшая команда из-за молодых niu и shiro. Я общался с Fade на прошлом Инте, и он говорил, что у этих двух чуваков сумасшедшее будущее. И мы видим, что их сразу же забрали в LGD Gaming. zeal, конечно, и близко не так хорош, как niu. shiro и niu — это открытие сезона. Но, к сожалению, реализация драфтов xiao8 не всегда идеальна. Но это понятно — Китай, к несчастью, совсем не в той форме, в которой бы хотелось его видеть. Пока на этот регион больно смотреть, учитывая, что было раньше.
Это, кстати, удивительно — такое ощущение, что в Китае Дота загибается с учётом того, что происходит на сцене, но зато китайских болельщиков в Сиэтле, судя по трансляциям, на Инте полно.
Самое странное, что на тех трёх мейджорах, которые я посетил в этом сезоне, китайских фанатов было очень мало. Например, я помню, что на MDL Disneyland® Paris Major, который, казалось бы, проходил аж во Франции, китайские фанаты всё равно приехали. Кстати, у LGD Gaming весёлые болельщики — они ходят и раздают флажки LGD Gaming всем, кто есть в зале. А в этом году я не видел особой поддержки. Китайцев действительно что-то маловато на LAN-ах в последнее время.
Я понимаю, почему в Сиэтле их много — побережье довольно удобно для китайцев, добраться туда не так дорого.
У тебя нет такого ощущения, что Дота постепенно становится таким «приколом» только для Восточной Европы?
Она всегда была «приколом» Восточной Европы. Вопрос в том, интересно ли это другим регионам? Думаю, всё ещё довольно интересно. Да, конечно же, если бы в финале [The International 2023] оказались Team Spirit и BetBoom Team — это была бы катастрофа для мирового зрителя.
Очевидно, что наша аудитория только растёт. Большое спасибо комьюнити-кастерам, которые увеличивают аудиторию, создавая свой контент. Это не сравнится даже с Gorgc, например. Если посмотреть комьюнити-каст OG сейчас, там сидят SumaiL, Kitrak, Ceb, N0tail, сам Gorgc, а онлайн у них мизерный. Странно, что комьюнити-каст не развивается в других регионах в таком же объёме.
Как ты в свете текущего состояния регионов, отмены DPC, развития комьюнити-каста и новой политики Valve видишь будущее Доты?
Я думаю, что будущее у Доты шикарное, потому что старый-добрый формат с хаосом коммерческих турниров — это круто. В чём разница между официальным мейджором от Valve и коммерческим соревнованием? Условно, возьмём, например, ESL — они могут позвать сколько угодно команд. Хотят турнир на 8 команд — зовут 8 команд. На мейджор же ты обязан звать команды со всех регионов, а это 18 коллективов. Из-за этого турнирный оператор несёт сумасшедшие траты, что, в свою очередь, приводит к тому, что ивент сложно окупить.
Вот, например, билет в Лиму туда-обратно стоил, по-моему, $3000-3500. Также ты должен оплатить отель, а отель там хороший был. Представь себе, что такое везти киберспортсменов из Китая туда? А это много людей — игроки, тренер. Итого — косты сумасшедшие, а ограничить ты всё это не можешь, потому что ты вынужден так по правилам мейджора действовать.
Теперь же турнирные операторы будут сами выбирать локации, сами будут выбирать, кого и сколько звать. Очевидно, для тир-1 Доты и для зрителя тоже это точно принесёт большое количество контента. Для тир-2 команд, конечно же, будет сложнее. Но, как мы видели, помогла за 3 года система второго дивизиона? Ну, я не знаю. Как минимум, для зрителя это было точно неинтересно, судя по онлайну. Я надеюсь, что эта система даст возможность сделать и хорошие тир-2 турниры. Это, конечно, сложно. Но думаю, рыночек сам порешает, как говорится.
Я уверен, что найдутся крутые турнирные операторы, которые будут делать контент, так как теперь они не будут ограничены правилами мейджоров. Мы уже получили Riyadh Masters. Думаю, все были довольны, всем было по кайфу — крутейший турнир, на мой взгляд, с самыми зрелищными играми за последние несколько лет. Я надеюсь, что в следующем году мы тоже получим что-то подобное, открыв для себя новые имена с точки зрения ТО. Теперь ТО будут сражаться не за тендер, а за то, чтобы сделать лучше.
Я не знаю, как это всё будет регулироваться в следующем сезоне, но это должно быть как-то связано с Valve, потому что они не могут просто взять и сказать: «Делайте, что хотите». Но сам путь, который выбрала Valve, чтобы развивать Доту, а не киберспортивную сцену, как по мне, суперлогичный. Думаю, в течение следующих двух лет будет заметно, насколько всё сильно поменяется.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: