Трансляции Dota для новичков

Данный материал является переводом статьи англоязычного блога Three Line Highway.


Доброго времени суток! The International 4 все ближе, для совместного просмотра турнира по всему миру бронируются кафе, бары и кинотеатры. Людей, заинтересованных Dota, становится все больше и больше, и это не может не радовать. В соседней теме можно оценить масштаб подготовки к этому событию и в странах СНГ. Но у Dota есть одна немаловажная проблема: она сложна для понимания людям от нее далеким, и крайне неприветлива для новичков. Причем в нее трудно не только начинать играть, поначалу непросто даже ее смотреть и понимать происходящее на экране действо. Если этот материал покажется вам интересен, в будущем вашему вниманию будут представлены и другие статьи подобного содержания.

Кто смотрит трансляции по Dota? Как правило, те, кто имеет представление о мета-гейме, драфте, расстановке по линиям, поведении в командных сражениях. Те, кто может повторить многое из того, что делают профессиональные игроки, но, разумеется, не настолько хорошо, как они. Те, кто посвящает оттачиванию навыков значительную часть своего свободного времени. Проще говоря, Доту смотрят те, кто в нее играет.

Несмотря на этот, казалось бы, очевидный факт, между киберспортом и спортом традиционным имеется существенное отличие. Зрители Dota одновременно являются и игроками, потому что стать игроком просто, хотя, чтобы научиться играть хорошо, придется постараться. Разница между обычными игроками и профессионалами не настолько велика по сравнению с традиционными видами спорта, поэтому зрители доты чувствуют себя вовлеченными в процесс. Побочным эффектом является то, что для того чтобы оценивать мастерство игроков, необходимо понимать многие аспекты Dota. Возникает интересная особенность: чтобы стать зрителем в Dota, прежде необходимо стать игроком.

Именно поэтому Dota невероятно сложно смотреть, если ты игроком не являешься. То же самое справедливо и для StarCraft, но у него есть преимущество – это противостояние армий. Тут армия «белых», там войско «красных», кто кого одолел, тот и победитель. Все понятно. В Dota же мы имеем дело с битвой между призраками, земноводными, медведями и альпийской горкой. Можно провести параллели с баскетболом или шахматами, но вы не увидите в составе баскетбольной команды разумную светящуюся сферу, или как Гарри Каспаров выигрывает партию сидя верхом на пантере. Жаль, было бы то еще зрелище.

Ну вы меня поняли...

Хотя, дело даже не в этом. Проблема в восприятии профессиональной Dota не имеет отношения к Гарри Каспарову и пантере. Это то, чего попросту не может быть, забудем о них. Проблема в том, что новичку практически невозможно разобраться в том, что происходит на экране самостоятельно. Ему нужно указать, куда и на что смотреть. В игре, которая изобилует деталями, необходимо уметь обобщать и отделять лишнее. Рассмотрим поподробнее самое важное.

В командных битвах следует обращать внимание на позиционирование, а не на используемые способности. Битвы - это самое сложное для понимания новичка, в этот момент экономика и личные навыки игроков сталкиваются и, сплетаясь друг с другом, задают тон развития всей последующей игре. Со временем вы научитесь усваивать информацию обо всем, что происходит в бою: примененные способности, предметы, герои, игровая ситуация, – но, для начала, обратите внимание на то, кто где находится.

Взгляните на команду противника. Кто из них остался один или без защиты? Кто агрессивно подался вперед? Кто был вынужден переместиться под угрозой нападения? Многое в Dota зависит от того, чтобы поставить противника в невыгодное для него положение, это можно заметить в поведении команд: одна ведет, другая – приспосабливается. Давайте абстрагируемся от того, что происходит на карте, и представим героев в виде фигур на доске. Если вы знакомы с другими видами спорта или стратегическими играми, то понять, как перемещаются игроки друг относительно друга, будет гораздо проще. Не думайте о комбинации способностей или станов, лучше сосредоточьтесь на заходах с фланга, отвлекающих маневрах, контратаках – остальное придет со временем. Если кто-то кричит «BLACK HOOOLE!», просто примите на веру, что это очень круто. Сами же сосредоточьтесь на том факте, что целая группа игроков теперь толпится там, где им совсем не хочется находиться.

Я бы поставил на Radiant

В начале игры посмотрите, как команды расходятся по линиям, и как изменится расстановка через некоторое время. Много всего непонятного происходит во время стояния на линии. Саппорты делают необъяснимые вещи в лесу, чтобы подготовить свои команды к мидгейму. Керри размахивают оружием так, будто наигрывают стаккато, прежде чем добить крипа и получить за него золото. Игроки средней линии периодически срываются с линии вверх или вниз по реке, чтобы подобрать руну (такой сверкающий камушек разных цветов) с различными магическими свойствами, которая наполняет бутылку водой.

Скорее всего, вы не поймете всего этого в первый день, так что лучше обратите внимание на миникарту. Рассмотрите раннюю игру как одну большую командную битву: кто пытается принудить противника сыграть так, как ему невыгодно. Это даст вам понимание того, кто ведет игру, а успехи или неудачи в этой стадии зададут тон всему матчу.

Обращайте внимание на цели, а не на графики и сражения. Цели – это объекты, которыми команда может завладеть или уничтожить, то, что приблизит ее к вражескому трону. Обычно это башни, иногда Рошан. Порой, даже в профессиональных играх команды отдают предпочтение битвам в ущерб целям, достижение которых на самом деле приближает победу. Не всегда очевидно, кто выходит победителем из битвы, но зато зачастую понятно, кто достиг той или иной цели. Интонация комментаторов поможет вам в этом. Битвы – захватывающее зрелище, люди кричат, говорят очень быстро. Зато потом, кто-нибудь обязательно медленно и понятно расскажет о количестве потерянных башен, созданном для кого-то безопасном пространстве или возможности безнаказанно забрать Рошана. Вот на чем следует сосредоточить свое внимание.

Следите за тоном комментатора, а не за смыслом его слов. Кругозор комментатора, несомненно, важен и является значительным критерием оценки его мастерства, но он не играет большой роли для новичка. Знание особенностей игры приходит постепенно. Если будете пытаться понять все, что слышите, ваше внимание сконцентрируется на слухе, а ход, непосредственно, игры будет от вас ускользать. Кто-то скажет про «луну в шлеме доминатора» и вы понятия не будете иметь, что речь совсем не о спутнике Земли, а, на самом деле, о девушке верхом на пантере, отдавшей предпочтение вампиризму вместо иммунитета к магии. Вы и не должны понимать, о чем это он. Это нормально. Зато его тон скажет вам, что игрок поступил рисково и «луна в шлеме доминатора» может быть в опасности. Для начала вам этого достаточно.

Garry-carry

Позвольте комментаторам донести до вас настроение игры, понимание нюансов со временем придет. С другой стороны, все просто ровно настолько, насколько кажется. В конце концов, количество важных моментов в единицу времени прямо пропорционально количеству кричащих в этот момент людей.

Спасибо за внимание. Если статья не оставила Вас равнодушными, добро пожаловать в комментарии.

Читайте также

Комментарии

Afroamericano

05 Июл 2014 в 19:03

Вилату понравится, мб больше о игре узнает

Folker

05 Июл 2014 в 18:50

"Следите за тоном комментатора"
Славно, что Пинги не комментирует.

Alterosintos

05 Июл 2014 в 18:55

ЛОЛ. Коби-Wisp связка не контрится.

Читать 53 комментариев