Когда же игры станут спортом?

Данный материал является переводом статьи англоязычного блога Three Line Highway.


У нас всегда были спорные отношения с киберспортом. Говоря "у нас", я имею в виду всех геймеров. Я думаю, что будет уместным сказать: смена парадигм, которую представляет собой киберспорт, не всегда принимается, поэтому к этой смене не всегда относятся с пониманием. В этом есть некий смысл - это форма игры, в которой большинство простых игроков никогда не примет участия. Плюс, киберспорт считается хобби, которое определяется степенью участия.

Я слышал такую позицию несколько раз: заманивание людей в киберспорт задает играм совершенно иное, нежеланное направление. Они уточняют, что состязание полностью искореняет веселье или то, что понятие игр как спорта - это креативный тупик. Я не согласен с этими идеями, но я вижу откуда они взялись. Мы говорим о субкультуре внутри субкультуры, которая вырастает до точки, где она уже имеет очень большую роль, и даже доминирует! Геймеры могут неоднозначно относиться к киберспорту - с исключением или же с претензией, но бывают моменты, когда киберспорт воплощает оба состояния. Что же я хочу исследовать в этом блоге? Я хочу исследовать утверждение, которое звучит так: концепт спорта является темой, вокруг которой должен быть ажиотаж и интерес. Я использую Dota 2 как главный пример, потому что это всё что я знаю, но всё что я скажу относится и к киберспорту в целом.

Когда игра становится спортом, этот факт превращает её в коммерческий развлекательный продукт. Игра всё еще генерирует деньги, конечно, но отношение между игроком и игрой критично различается. Когда ты начинаешь воспринимать игры как спорт, ты превращаешься из пассивного получателя продукта развлечения в активного участника. Независимо от того, играешь ли ты, или же смотришь турниры, ты вклиниваешься прямо в систему игры, что само собой требует концентрации и знаний.

Есть еще один важный аргумент, который звучит так: "зачем я буду смотреть игру, если я могу играть в нее?". Это идет вразрез с понятием спорта. Если ты можешь смотреть спорт, то ты почти точно более интеллектуально вовлечен, чем если бы ты играл в выбранную игру. Сам факт физического участия второстепенен по отношению к вещам, которые прокручиваются у тебя в голове, когда ты смотришь набор игровых механических действий в состязательном контексте. Вот что такое спорт: набор правил, который собирается в интересное для просмотра повествование.

Вы не сможете понимать происходящее в спорте без понятия "дизайна" игры. Если вы способны следить за Dota 2, или футболом или чем угодно другим, тогда вы знаете, каким образом вся эта система может вызвать драму, даже если вы не будете знать какие-либо термины. Это очень круто, ведь это знание поможет лучше ощутить углы (имеется в виду сложности и трудности), которые в других играх сглажены во имя развлечения. Если вы видели чего игра может достичь с простым набором правил, то играм без таких "дизайнерских" правил(таких, как в спорте) сложнее будет заставить тебя испытывать эмоции.

Когда игра становится спортом, она не просто перестает быть коммерческой, она стает недоступной для оценивания. Обычно, многие издания используют рейтинговую шкалу, которая придумана для того, чтобы оценивать степень выполненных разработчиком обещаний. Ты не можешь проделать того же со спортом, так как это не совсем продукт развелечения - это алгоритм для создания развлечения. Спорт не плохой и не хороший: он просто есть - и это чужая территория для большинства играющих. Я благодарен тому, что пишу это как парень, который обозревал Dota 2. Но когда я это делал, один из выводов, к которым я пришел, был таким: эта игра чрезмерно хороша в превращении простых игроков в спортивных фанатов. Фактически, хороша настолько, что её итоговый рейтинг не имел значения, а сама игра стала незаменимой.

Так вот, "Крутой момент в спорте №1" - он освобождает нас от восприятия игры как продукта, нам проданного. Вместо этого, вы сможете увидеть свое хобби как процесс взаимодействия между игроками - одним из которых можете быть вы, или же тот, чьим фаном вы являетесь. Хобби, главной целью которого являются люди, а не маркетинг. Так что, в результате, вы скорее всего извлечете что-то ценное для вас из времяприпровождения в игре.

"Крутой момент в спорте №2" - расширение идеи. У спорта нет дизайнеров или владельцев, у него есть управляющие. Valve не создавали DotA, и пока они способны вносить значительные изменения в игру, они не могут полностью владеть ею как спортивной дисциплиной. Коммьнити может: начиная от моддеров в StarCraft и WarCraft III, создавших игру в сотрудничестве друг с другом, до кастеров и аналитиков, которые поддерживают интерес, заканчивая самими игроками. Как игра, она не имеет точного происхождения, и это то, что делает её похожим на большинство видов спорта.

Игры от Blizzard делаются для интересного исключения из этого правила. Технически, Hearthstone и StarCraft II имеют своих дизайнеров и ведут свою родословную от компании. Рассматривая их как спорт, однако, стоит отметить, что они не базируются на оргинальных идеях: обе игры являются воплощением уже давно существующих жанров. Те эмоции, которые фаны SC2 получают от просмотра этой игры, они могли бы получить и от просмотра других RTS, если бы состязательные альтернативы существовали. Их предпочтения показывают конкретный пример того, что нравится публике. Blizzard являются первыми и, пожалуй, самыми главными управляющими жанра состязательного RTS, но не его создателями.

Так почему же это всё важно? Потому что речь идет о том, как игры уходят от привычного шаблона и занимают свою нишу, которой им было не достичь, оставаясь коммерческими продуктами. Речь о том, как мы разрушаем представление об играх как об, в первую очередь, маркетинговом продукте, и начинаем воспринимать наше хобби в более широком масштабе. Спорт состоит из таких факторов как усилия, достижения, чувства. Из фантазий, которые поощряются, а не перепродаются или вообще не доходят до загруженных разработчиков. Эти факторы настоящие, я взволнован этим словом с той же долей волнения, как и ребята с чата на Twitch.

Ничего из этого не исключает существования других типов игр. Заскриптованные типы развлечений (сингл-игры) всегда будут существовать как способ получить удовольствие, так и как непаханное поле для предстоящего исследования. Но, мужики, ребята! Я орал вместе с несколькими тысячами других людей, когда шведский игрок, контролирующий огромного красного мужика, сделал слэм-данк на человеке-волке и какой-то корово-медведице. И это была одна из дюжины других похожих вещей, которые превосходили все другие чувства, относящиеся к игре. Я в отчаянии от того, что не могу подарить это чувство другим людям. Восход киберспорта не будет заметен даже тогда, когда мы увидим Dota 2 по TV или же когда The International будет с призовым фондом, превосходящим 20 миллионов. Киберспорт будет тем, чем он должен стать только в тот момент, когда мы будем думать о нем как о отдельном хобби. Когда "игры для развлечения" и "электронный спорт" будут существовать как схожие, но отдельные понятия. Возможно, они уже существуют именно так. И если всё так и есть, то я знаю, в каком из двух подвидов я бы хотел провести свое время.


Данная статья была написана до The International 2014, который полностью подтвердил вектор развития киберспорта, написанный в данной статье. Сам автор Three Line Highway отметил после окончания главного турнира сезона, что данную статью дописывать особого смысла нет, так как Dota 2 всё ещё не вышла на уровень спорта, но сам TI4 сделал огромный шаг в этом направлении. Тем не менее, пока остальные турниры не обретут такого масштаба, не будут транслироваться на региональном, а то и на государственном уровне - игра останется игрой в понимании большинства. Чтобы изменить это, потребуются годы, а может и десятилетия ожидания, но сейчас киберспорт стоит на абсолютно верном пути. Автор также обещал, что в будущем напишет ещё один пост, в котором проследит динамику, опираясь на выборку данных, взятую с начала лета 2014 и до момента написания.

Если данная статья не оставила вас равнодушными, просим вас поделиться своим мнением в комментариях.

Читайте также

Комментарии

Gonnard

10 Авг 2014 в 16:49

Все просто.
Раз-игроки видят своих кумиров,и они думают,что они смогут повторить их путь.Поэтому игра и перестает быть игрой и становится средством к достижению мечты.
Второе-предвзятое отношение к играм вообще.Не только к доте,а в целом.Люди еще не понимают,или не хотят понять,что игры могут быть не только развлечением,но и спортом,а для кого-то даже работой.Старшему поколению кажется,что игры ничто,и что ты проиграешь свою жизнь за ними так ничего и не познав.Это воспитание и мировозрение.
Нужна смена поколения,тогда киберспорт выйдет на новый виток своего развития.

dreamhaze

10 Авг 2014 в 21:00

А может старшее поколение кое-что понимает, что мир материален, а не виртуален? кроме может быть развитой реакции и невероятной фантазии игры не дают детям НИЧЕГО, они станут просто слабаками в реальной жизни, об них будут вытирать ноги, а они будут овнить нубов в интернете... Профит получает только самая верхушка этого спорта, остальные команды если не относятся к игре как к игре - просто теряют своё ценное время.

MaRFRey

10 Авг 2014 в 17:02

Вот мне 19 и я помню, как в детстве играл в прятки, бегал в догонялки и играл в футбол. А ты хочешь, чтобы дети этого лишились ? Я вижу 15 летних обсосков, которые играют в доту и курят. У них нет детства. Следующее поколение деградирует и будет никчемным. Дай 10 лет и ты увидишь такой эпик . Хотя возможно ты относишься к этому поколению. Мечтать, чтобы кибер спорт стал каким-то олимпийским классом - пожелать своим детям сдохнуть за компом.

Pirat_EnerGe

10 Авг 2014 в 17:22

Лол, дети и сейчас играют в прятки, футбол, целый день бегают на улице. Возможно мы живем в разных мирах.

injazz

10 Авг 2014 в 20:14

Раньше:дети до 14 лет играли во дворе.
Сейчас:дети до 6 лет играют во дворе.

Об этом и была речь.
Я лично рад, что не застал в своем детстве всякие вк, мобы и копателей.

WhiteDoter

10 Авг 2014 в 22:12

Мне 14(да, я школьник, ко-ко-ко), играю и в доту, и в футбол, и в прятки иногда,, не пью, не курю. Если у тебя во дворе живет быдло, то не надо думать, что сейчас все такие.

Mr.Kopper

10 Авг 2014 в 21:52

Че за хрень

Генрих Ибсент

10 Авг 2014 в 22:47

Есть такое произведение, как "отцы и дети". Основная суть которого заключается в том, что у людей разного поколения совершенно разный взгляд на мир. Грубо говоря, сейчас у руля люди, которых мы: игроки, комментаторы, аналитики, менеджеры и просто наблюдатели можем назвать отцами. Отцы не понимают, что достижение в игре может равняться любому их других достижений. Кто сказал, что забитый мяч стоит того, чтобы за него платили? Кто сказал, что звёзды на погонах стоят з/п? Все мы просто люди, а эти звёзды, мячи и прочая шелуха нужны для того, чтобы понимать свою значимость. Как сказал Протагор: "человек есть мера всех вещей", соответственно нет абсолютной истины, нет того, что может иметь значения для всех. Пример, вы крутой стоматолог, вы получаете грамоты, люди к вам приезжают из других городов, т.к. вы нереально круты, но в некоторых странах стоматологов даже за врачей не считают. Чем тогда мяч или навык работы отличается, к примеру, от итембилда? Ничем. Вы тоже можете быть юным артизи, но какая-то часть граждан планеты земля не признают в этом достижения. Пока поколение, выросшее на играх не займёт свои посты, игры не станут спортом.

Читать 97 комментариев