Играем лучше. Советы профессионалов-оффленеров

Позиция героя сложной линии, пожалуй, самая непонятная в Dota 2. Если ты керри — то ты должен как можно быстрее получить необходимые предметы и начать бороться вместе со своей командой. Саппорты должны поддерживать керри, напрягать противника по всей карте, закупать курьера и расходные материалы и вообще всячески следить за тем, чтобы план на игру не разваливался еще до ее начала. У персонажа на средней линии есть целый ряд обязанностей, но в первую очередь он должен переиграть своего оппонента на линии — убивая его или же отлично контролируя свою линию — это не имеет принципиального значения.

Цели героя на сложной линии не столь очевидны. Наиболее популярным является совет, который дают практически все игроки, независимо от уровня игры — «Не умирай». И это очень важный аспект при игре на «суицидальной линии». Настолько же важный, как золото и спокойствие для керри. Однако есть еще много других нюансов, на которых стоит сосредоточить внимание.

Для того, чтобы лучше разобраться в этой проблеме мне нужна была помощь тех, чей навык игры явно выше средних показателей. И я решил обратиться к тому самому одному проценту. К профессионалам. К игрокам, которые посвятили много времени обучению и максимизации собственной эффективности на сложной линии. Я надеюсь, что советы и рекомендации этих людей помогут лучше понять зачем же нужен могучий и загадочный «оффлейн».

Сегодня на вопросы будут отвечать эти ребята:

  • Braxton ‘Brax’ Paulson из Summer’s Rift
  • Michael ‘MJW’ Nguyen играющий за Team EHUG
  • Andrew ‘Jenkins’ Jenkins игрок команды Team Leviathan
  • Turtoi ‘Ar1sE’ Ionut, который сейчас остался без команды.

Вопрос: что самое главное на сложной линии, кроме общего совета — не умирать?

Brax: Поиск возможностей заработать — это второе по важности. Богатые оффлейнеры действительно впечатляют.

MJW: Я думаю, очень важным является работа с героями противника. Нужно следить за перемещениями и стараться их пресекать. Это заметно облегчает жизнь союзникам на других линиях и позволяет своевременно реагировать на агрессию.

Jenkins: Всячески «напрягать» соперника и давить на саппортов. Заставлять их тратить свое время и силы для стабилизации линии. При этом важно получать максимально возможное количество денег при помощи убийства древних или зачистки леса. Так или иначе, но это наилучший метод внести свой вклад в победу. Если играть пассивно, то такой подход даст слишком много свободы противнику и сделает твоего героя бесполезным.

Ar1sE: Я думаю самое главное, все-таки, это не умирать по глупым причинам. Если не получается избежать смерти — что же, ладно, плохие вещи случаются. Но нельзя просто идти и умирать из-за собственной жадности. Нормально умереть так, чтобы противники потратили на тебя все способности и потеряли большую часть здоровья и маны. Это заставит их отправится на базу, а в это время можно спокойно наверстать упущенное на линии.

Вопрос: а есть ли какие-то переоценённые аспекты в этой роли? И если да, то какие?

Brax: Сама сложная линия. Многие переоценивают ее роль в игре. Нужно признать, что иногда просто невозможно хорошо отыграть на этой линии, а иногда придется жертвовать своим опытом и золотом для защиты других линий. Например, просто стоять рядом со средней линией и заставлять противника подумать дважды — а стоит ли нападать?

MJW: Многие игроки на этой линии буквально сгорают от жадности, когда видят, как большая волна крипов приближается к вышке. Но иногда лучше не рисковать и просто получить опыт, вместо того чтобы умереть, зарабатывая золото.

Jenkins: Я не думаю, что есть такие моменты. Роль предоставляет широкий выбор, в котором можно сделать только определенные вещи (сходить за руной, сбить отвод, уйти в лес, убить древних), но не все вместе. Любой из этих пунктов важен наравне с другими. Так что лучше делать то, что больше подходит под ситуацию.

Ar1sE: Само восприятие. Многие играют в Dota достаточно мало и не начинают поливать грязью своих товарищей за малейшие ошибки. Достаточно понимать, что у всех бывают плохие и хорошие дни. Особенно в сложной линии.

Вопрос: какие черты характера или особенности мышления нужны для игрока сложной линии?

Brax: Терпение.

MJW: Осознание ограничений собственного героя. Если ты знаешь насколько силен твой персонаж в разных ситуациях, то это заметно упрощает жизнь тебе и усложняет ее твоим противникам.

Jenkins: Не принимать все близко к сердцу. Если так поступать, то очень легко сорваться и потерять контроль — начать бесполезно умирать и разрушать игру для своей команды. Лучше оценивать все с точки зрения математики и все будет хорошо.

Ar1sE: когда я выступал за Team Tinker, мне было сложно признать тот факт, что я не смогу получать много опыта и денег. Обычно я играю на средней линии и привык к противостоянию 1 на 1 и к тому, что у меня всегда достаточно денег и хороший уровень. Так что, да осознание этих фактов является крайне важным.

Вопрос: какой герой, сейчас, больше всего нравится в сложной линии?

Brax: Batrider, Clockwerk, Tidehunter, Phoenix, Axe.

MJW: Мне больше всего нравится Bristleback, потому что это один из немногих героев, способных агрессивно отыгрывать в сложной линии. Еще мне очень нравится Batrider. Он чертовски хорошо зачищает лес.

Jenkins: Pudge… Clockwerk, Axe, Bristleback. Сверхпрочные, способные к борьбе на ранних уровнях, к смертельным «врывам», ранним выпадам на другие линии, да и вообще крайне полезные герои. Хотя, по правде говоря, все зависит от конкретной ситуации. Но в общем плане это Clockwerk, потому что он универсален и Axe, потому что это Axe.

Ar1sE: Моим любимым героем в сложной линии является Magnus. Он крайне опасен, если уметь использовать его Skewer на максимум. Саппорты с маленькой дальностью атаки, вроде Vengeful Spirit, или даже керри могут быть увезены под башню и умереть. Еще мне нравятся Tidehunter, Nyx Assassin, Centaur Warrunner и Axe. Они хорошо давят и связывают свою линию. А выжигание маны от Nyx Assassin доводит до белого каления саппортов противника.

Вопрос: а как на счет Phantom Lancer? Есть ли у него потенциал для игры на сложной линии?

Brax: Я не думаю, что он подходит для такой роли. Мой ответ — нет.

MJW: Если правильно подобрать пик и общую тактику на игру, то PL может очень хорошо показать себя в такой роли. Его способности позволяют ему избегать атак, а в случае необходимости этот герой может уйти в лес.

Jenkins: Не очень хорошая идея. Сейчас он намного слабее в поздней игре и требует огромного количества предметов для успеха в средней фазе. Этот не тот герой, которого можно оставить на «растерзание волкам» и ожидать что он вернётся. Если Phantom Lancer не «выстрелит» в нужное время, то его выбор можно считать полным провалом.

Ar1sE: PL очень силен как соло герой, но проблем в том, что если ты хочешь хорошего Phantom Lancer то о сложной линии не может быть и речи.

Вопрос: каких героев сейчас недооценивают в сложной линии?

Brax: Phoenix.

MJW: Это Anti-Mage. Он действительно хорош в такой роли, но его никто не берет в сложную линию.

Jenkins: Skywrath Mage, Kunkka, и Pudge.

Ar1sE: Я думаю Magnus. Сейчас очень мало команд, только Empire и Cloud9, используют его в такой роли.

Вопрос: а как насчет переоценки? Кто популярен, но слаб?

Brax: Legion Commander.

MJW: Я не думаю, что есть переоцененные герои, разве что Broodmother. Герой просто не для этой роли.

Jenkins: Сейчас есть тройка самых популярных персонажей сложной линии — Bristleback, Axe, and Clockwerk. Все трое одинаковы хороши и сказать кто лишний очень сложно. Вообще, я хотел бы набор героев побольше, сейчас сложная линия стала немного скучной.

Ar1sE: Я считаю что Lich и Phoenix слишком ценятся. У героев, конечно, есть сильные стороны, но их достаточно легко вывести из игры.

Вопрос: у тебя есть один вард. Как его лучше использовать: заблокировать лагерь нейтральных юнитов, получить контроль над перемещениями саппортов или же установить на руну и помочь команде?

Brax: Контроль над перемещением.

MJW: Если я понимаю, что лес играет важную роль в стратегии противника, то мы просто всей командой проходимся по нему и блокируем вардами каждый лагерь нейтральных юнитов. Если же у меня только один вард, то я его потрачу либо на саппортов, либо на руну — это зависит от ситуации.

Jenkins: Блокирование лагерей сейчас не очень актуально, так что я потрачу вард на вражеский лес, либо на руну.

Ar1sE: Иногда хорошо пресекать отводы соперника, особенно если без этого стоять на сложной линии будет очень тяжело. А вообще, я бы использовал вард для контроля на саппортами. Хотя этот вард тоже могут разбить. В таком случае ситуация станет совсем плачевной.

Вопрос: когда стоит оставлять линию и уходить на зачистку леса?

Brax: Уходить в лес стоит только тогда, когда это принесет больше золота и опыта и в том случае если на карте больше нет других мест для твоего героя. Если линию сильно давят лучше позвать саппорта и защищаться вместе, но, если такой возможности нет — стоит уходить в лес, даже ценой потери вышки.

MJW: Все зависит от конкретной ситуации. Если я играю за Batrider и ощущаю, что не могу получать золото не умирая, то я постараюсь максимально быстро получить второй уровень и уйти в лес. Если же я понимаю, что могу остаться на линии — то лучше рискну и попытаюсь навязать игру саппортам.

Jenkins: Когда я вижу, что саппорты могут легко меня убивать — я просто ухожу в лес. Фидить это очень плохая идея.

Ar1sE: Если есть герой способный отыграть в лесу и не имеющий возможности отстоять линию — я просто получаю второй уровень и ухожу в лес. Таким образом можно получить необходимые предметы за 7-8 минут и начать приносить пользу команде.

Вопрос: а что насчет 1 на 1? Что делать в такой ситуации?

Brax: Обычно это не самое лучше начало матча. Постарайтесь вывезти все, что сможете и не попасться в руки саппортов.

MJW: В таком случае я сделаю все, для того чтобы получить максимум выгоды и как можно скорее перетянуть саппортов противника к себе.

Jenkins: Сейчас довольно редко можно увидеть такую ситуацию. Однако, 1х1 всегда легче чем 1х3. Обычно такую тактику выбирают, когда она благоприятна для противника. Например, Batrider против Slark. В такой ситуации твой стиль должен подстроится под противника. Но, как правило, это отличная возможность заработать больше чем обычно.

Ar1sE: Стычки 1 на 1 в сложной линии мы видим все реже, но это все еще отличная возможность получить ранее преимущество. И эта ситуация очень отличается от противостояния в средней линии.

Вопрос: Кто, по вашему мнению, сейчас лучший игрок на сложной линии? И почему?

Brax: Universe. У лучших команд всегда лучшие офлейнеры. И обычно они включаются в игру намного раньше.

MJW: Universe и iceiceice. У них есть огромный опыт и они практически всегда принимают правильные решения.

Jenkins: Однозначно Universe. Еще очень хорош Funn1k, он играет очень необычно. Ну и ixmike88 — король по созданию пространства для команды.

Ar1sE: Universe, BuLba, Zai.

Вопрос: какие советы можно дать начинающим игрокам на этой роли?

Brax: Сфокусироваться на ситуациях, создающих пространство для тебя и команды.

MJW: Узнать на что способен каждый герой. Брать его в пабликах и играть максимально агрессивно, чтобы увидеть где предел возможностей героя.

Jenkins: Просто больше практики в обычных играх. Сейчас многие выбирают защитные линии, так что проблем быть не должно.

Ar1sE: Смотреть за игрой Universe.

Читайте также

Комментарии

Dypree

09 Мар 2015 в 21:45

Полезно, спасибо.

cholak1

09 Мар 2015 в 21:59

А вообще, странно, что нет Дерджа (Андай). Ладно там Тимбер, но Андаинг - гроза триплы. Чем больше против него оппонентов, тем ему же лучше. Dammit.

Georgoro

09 Мар 2015 в 22:20

Андаинг не солохардер, лол, андаинг хорошо как дополнение к харде, но соло он весьма слаб...

3ad

09 Мар 2015 в 23:47

я думаю айсайсайс лучший, за его фениксом или тайдом просто приятно наблюдать

imbanoway

10 Мар 2015 в 11:58

мы видели это в финале ДАКа

Читать 59 комментариев