Смок, который изменил все: роль статистики в современной Доте



В 2002-м году Окленд Атлетикс выиграли 20 игр подряд, установив новый рекорд Главной Бейсбольной лиги при смешном бюджете в 33 миллиона долларов. Секретом их успеха стала так называемая саберметрика: команда отказалась от субъективной оценки способностей игроков и доверилась статистике. Сейчас важность статистики не подвергается сомнениям, но если бы вы в 2002-м году заявили, что грамотно собранные данные могут принести больше пользы, чем лучшие скауты - на вас бы посмотрели как на сумасшедшего.

В 2003-м году об этой команде вышла книга «Moneyball» (по ней кстати, сняли всем известный фильм: «Человек, который изменил все» с Брэдом Питтом). Вопрос, который красной нитью проходит сквозь всю книгу – насколько точно можно оценить выступление живого человека и вписать его в статистическую модель? (Фуко бы, наверное, сошел с ума, прочитав «Moneyball».)

Споилер
Мишель Фуко - французский философ 20-го века. В числе поднятых им проблем - опасность превращения человека в винтик бюрократической машины


В «Moneyball» была красивая история о том, как умники-задроты утерли нос самодовольным экспертам и доказали важность цифр в том числе и в спорте. В киберспорте вопрос обстоит несколько иначе: для компьютерной игры как минимум не нужно придумывать отдельную систему статистики, ведь игры по своей сути основаны на статистике и цифрах. И тем не менее, по мере развития киберспорта, мы снова и снова обращаемся к главному вопросу: насколько же статистика может улучшить результаты отдельной команды?

Место аналитики в Доте до сих пор не определено. Пару недель назад завершился Мейджор в Маниле, где приняло участие 16 команд. Аналитики были примерно у половины, но по сравнению с прошлым годом это уже значительный прогресс. В отличие от тренера, который чаще всего сам в прошлом игрок и консультирует команду по самым разным вопросам стратегии, аналитик занимается исключительно сбором данных. «Тренер – по сути шестой игрок команды, а вот задача аналитика – обеспечить игроков перед матчем всей необходимой информацией», рассказывает аналитик «Fnatic», Мюриэль Хюйсман.

Но это все теория. Давайте посмотрим, какой вклад Мюриэль вносит в игру «Fnatic» на практике:

Вспомните победу «Fnatic» в сетке виннеров против LGD-Gaming! Перед матчем, изучая соперника, я обнаружила, что LGD ни разу не девардили определенную точку карты. Мы поставили вард в этом месте, и это сработало - китайцы его так и не нашли. Я также заметила, что LGD очень любят нажимать смок в определенный временной промежуток, и вот, посмотрите – в матче против нас они опять нажимают смок в это время и мы успешно его доджим!




Казалось бы, такие микромоменты не оказывают решающего влияния на игру, но рано или поздно должен случиться очень напряженный матч, где именно такая информация может привести команду к победе. На заре профессиональной сцены изучение соперника и сбор такой информации входил в обязанности самих игроков, в частности капитана. Но компетитив-Дота растет, конкуренция становится все жестче, а команды все лучше финансируются. Вместе с необходимостью в аналитике-специалисте появилась возможность его содержать.

Трент МакКензи – один из лучших в своем деле, сейчас работает в штате «Complexity».
«Мы встретились со Swindlez, и он рассказал, что им постоянно нужно совершенствоваться, тренироваться. На сбор информации о соперниках у игроков сейчас просто нет времени».


Мюриэль Хюйсман считает, что скоро аналитик будет у каждой команды. Сейчас, однако, не каждая организация готова брать на себя такие расходы. В разных командах аналитикам платят по-разному, но, например, для Хюйсман организация полностью оплачивает квартиру и начисляет бонусы в зависимости от выступлений «Fnatic», а «Complexity» выплачивает МакКензи почасовую зарплату. При этом скептицизм организаций по отношению к аналитикам можно понять. Никакого соответствия между наличием в команде аналитика и местом на Мейджоре в Маниле установить не удалось: вместе с Хюйсман, «Fnatic» удалось занять пятое место, а вот «Complexity» со специалистом МакКензи вылетели чуть ли не первые. Более того, ни у ОG, ни у Team Liquid, финалистов турнира, не было аналитика в составе!

Полезная информация, которую способен предоставить аналитик, сама по себе не является ключом к победе, между знанием и способностью команды превратить знание в победу лежит огромная пропасть. Дота – невероятно сложная игра, за один матч игроки принимают тысячи решений в постоянно меняющейся обстановке и в сухом остатке, аналитик может предложить не так уж много действительно полезных фактов. Хюйсман говорит, что существует риск перегрузить игроков лишней информацией, мелочами, которые только ухудшат результат, а в огромном количестве решений, принимаемых игроками, выделить действительно повлиявшее на результат крайне сложно. Знать о слабостях соперника – важно, но еще более важна сыгранность, исполнение, попросту индивидуальный скилл, наконец. Проиграли бы «Fnatic» китайцам, если бы не задоджили тот смок? Маленький кирпичик в здании победы? Совершенная мелочь, не имевшая никакого значения? Или тот самый переломный момент, ключ к победе?

Но вот в чем дело. Матч мог развиваться по-разному, и в разных условиях этот додж смока мог бы стать и тем, и другим, и третьим. И важно не то, как команда реализовала полученную от аналитика информацию, а то, что эта информация дала им варианты для действий. Имея преимущество, «Fnatic» могли не доджить смок, а встретить его в позиции и, возможно, выиграть игру одним идеальным замесом. Какое решение принимает команда и насколько правильным оно оказывается зависит от множества факторов – разница по голде, экспе, тайминги айтемов, кулдауны на важные скиллы, относительная сила героев в конкретный момент, насколько сильно запушены линии… список можно продолжать. Выбор, как и влияющие на него условия, зависят всецело от команды, но именно аналитик делает этот выбор возможным.



Одна из причин, почему саберметрика прижилась в бейсболе лучше, чем в любом другом виде спорта – длина бейсбольного сезона (162 матча). Чем больше выборка, тем сильнее статистика стремится к 50%-й отметке. Бейсбол стабилен, лучшие команды там, как правило, выигрывают не более 60% матчей, для сравнения – в американском футболе «Caroline Panthers» стали чемпионами НФЛ, одержав 15 побед из 16 сыгранных игр, то есть более 90%. Справедливо сказать, что бейсбол сам по себе менее динамичен, чем тот же футбол, то есть возможностей отыграть тот или иной момент по-разному меньше, а значит, условный статистический факт имеет больше значения. И наоборот – благодаря длинному сезону полезными оказываются почти все собранные аналитиками факты.

Вернемся к Доте. Мы уже выяснили: правильная информация действительно может стать тем самым пером на чаше весов победы, хотя и в большинстве игр мы не сможем утверждать наверняка. Предположим, в одной из 25 игр хитрый вард, который посоветовала Хюйсман безоговорочно повлияет на победу; в 10-и – не окажет вообще никакого эффекта, а в остальных 14-и, опять же, нельзя утверждать точно. Расклад вроде бы не впечатляет, но в конце концов присутствие аналитика принесет команде несколько побед, которые без него были бы невозможны. Но достаточно ли этих нескольких побед, чтобы повлиять на выступление команды на важных турнирах, ведь на том же Мейджоре в Маниле достаточно (как «Complexity») и пяти матчей, чтобы вылететь? Может, феномен «Moneyball» вовсе не подходит Доте?



И тем не менее, если посмотреть шире и вспомнить бейсбол, можно с уверенностью сказать: данных одного Мейджора в Маниле недостаточно. Справедливая оценка работы аналитиков будет возможна только после сотен игр в разных патчах, в условиях разной меты. К слову, Хюйсман и МакКензи приняли участие и во франкфуртском ESL, и «Fnatic» с «Complexity» заняли призовые места, попав в семерку лучших.
Может ли статистика улучшить результаты команды? На данный момент самый честный, но вместе с тем самый блеклый ответ – «может быть, иногда, зависит от обстоятельств». От обстоятельств, когда звезды сходятся и один-единственный смок изменяет все.

P. S. Эта статья является переводом с сайта https://killscreen.com/articles/dota-2-moneyball-moment/?utm_content=buffer0123c&utm_medium=social&utm_source=twitter.com&utm_campaign=buffer
Flying_Hoppus
24 Июн 2016 в 07:37
6075
51
1 5 5 51 51 0

Комментарии

Правила
На данный момент в комментариях у нас действуют следующие правила: https://dota2.ru/forum/threads/pravila-portala.1694/ (срок бана выдаётся на усмотрение модератора).
Комментарии отсутствуют
Для того, чтобы оставить комментарий, Вам необходимо зарегистрироваться или войти под своим аккаунтом.

Академия

Новости

Железо

Форум

Мемы

Reactivated!
-11

Матчи

Стримы

Видео

Есть предложение по улучшению сайта?