1. О чём пишу? Речь пойдёт об активируемых артефактах для саппортов, об их пользе и эффективности в сравнении с пассивными артефактами.
2. Для чего пишу? Данный блог пишется да того, чтобы изменить представление об игре у некоторых людей, в особенности тех, кто необдуманным выбором пассивных артефактов (в особенности на роли саппорта) могут проиграть игру.
3. Из-за чего пишу? В большей степени из-за того, что много игр было проиграно по вине союзных саппортов, которые захотели первым серьёзным артефактом заиметь Aghanim’s Scepter

, вместо артефактов полезности о которых будет говориться далее. Данная ошибка кажется систематической, её совершают многие игроки и довольно часто, что и побуждает написать подобный блог для исправления положения вещей.
4. Что именно пишу? Почти любая "кнопка" (активируемый артефакт) лучше отсутствия "кнопки", так как она позволяет что-то предпринять и оказать заметное влияние на игру моментально, а Дота, как известно, игра моментов и ситуаций. "Кнопка", попросту говоря, добавляет Вам больше вариативности, позволяя подстраиваться под ситуацию и использовать её для собственной выгоды в нужный момент. Важно иметь возможность удивить противника и как можно сильнее усложнить ему жизнь, тут как нельзя лучше помогут активируемые артефакты.
Eul's Scepter of Divinity
Force Staff (Hurricane Pike)
Ghost Scepter (Ethereal Blade)
Rod of Atos
Shadow Amulet (Glimmer Cape)
Речь пойдёт о данных артефактах. Именно их зачастую обходят стороной саппорты в угоду синему посоху. В большинстве своём этим страдают игроки на:
Ancient Apparition
Crystal Maiden
Disruptor
Lich
Ogre Magi
Rubick
Treant Protector
Warlock
Witch Doctor
Не стоит забывать, что аганим (кроме случая с Ogre Magi и Treant Protector, но о них отдельно) не даёт Вам новую «кнопку» и новые возможности, он усиливает уже имеющуюся. А это значит, что возрастает роль той «кнопки», которую аганим усилил. И если вы ею промахнулись, использовали не тогда когда нужно или Вам попросту не дали её нажать – 4200 золота выброшены в окно. А для «жира» аганим вряд ли кто-то вообще берёт.
Ancient Apparition промахнулся Ice Blast’ом (что бывает частенько), - 4200 золота. В большинстве случаев стандартной продолжительности ульты хватит вполне.
Crystal Maiden сбили ульт или не дали его поставить, - 4200 золота. А если ей дают кастовать ульт, то и без аганима он бы внёс достаточно импакта.
Disruptor поставил Static Field криво или не успел добавить Kinetic Field, - 4200 золота.
Lich– нет необходимости в бесконечных отскоках ульты, 10 хватит с головой для большинства ситуаций. А ведь герой и так имеет мало полезных «кнопок» для файта.
Rubick – герой слишком слаб и ситуативен, чтобы полагаться на возможность украсть нужный скилл и ещё иметь возможность его грамотно вернуть во врагов.
Warlock – в большинстве случаев не важно количество големов (1 или 2), важно использование ультимэйта в нужном месте и в нужное время для АОЕ стана через бкб.
Witch Doctor – хорошее усиление от аганима, но почти никогда ему не дадут держать ульт достаточно долго, для оказания значительного эффекта. А если он сбит сразу же – 4200 золота.
Ogre Magi – аганим добавляет новую кнопку, но кто позволит огру беспрепятственно держать в двух станах цель или раздавать скиллы на несколько целей. Зачастую это – 4200 золота.
Treant Protector – аганим добавляет новую кнопку, но заставляет героя менять стиль игры, постоянно перемещаясь по карте и расставляя деревья-варды, вместо нахождения вблизи команды для своевременной помощи. К тому же заставляет врагов купить Gem of True Sight, что может повредить невидимым героям Вашей команды. А также лишая собственную команду части фарма из-за использования ультимэйта для подфарма крипов.
Этим и другим саппортам я бы рекомендовал в первую очередь задумываться не о покупке аганима как первого серьёзного артефакта, а о покупке
предметов полезности, перечисленных выше, которые стоят меньше и собираются из удобных, дешёвых и полезных частей.
Eul's Scepter of Divinity – увеличивает скорость передвижения, регенерацию маны и общее ещё количество, даёт возможность догнать врага, оторваться от врага, прервать инициацию врага, увернуться, снять негативный эффект, сбить линку. Собирается из дешёвых и полезных частей. Стоит всего 2750 золота.
Force Staff (Hurricane Pike) – увеличивает регенерацию здоровья, общее количество маны, даёт возможность сбить линку, догнать врага, уйти от врага, спасти союзника, затолкнуть врага куда нужно. Стоит 2250 золота.
Ghost Scepter (Ethereal Blade) – за 1500 золота даёт возможность уйти от физического урона врага, выиграв достаточно времени, чтобы не «рассыпаться» и дать свои способности как нужно, или выиграть времени для команды перетянув фокус на себя. В поздней игре улучшается и позволяет иметь ещё больше вариантов применения.
Rod of Atos – даёт здоровье, увеличивает общее число маны, и позволяет 2 секунды держать врага в одной точке не позволяя уйти в невидимость, отблинкнуться и многое другое. Сбивает линку. 3080 золота.
Shadow Amulet (Glimmer Cape) – 1300 и 1850 золота соответственно. Позволяет спастись себе или союзнику, устроить засаду, выиграть время, увернуться от некоторых способностей, а с улучшением до Glimmer Cape позволяет произвести разведку, инициировать, уменьшить входящий магический урон и дезориентировать противника в файте.
На сумму, потраченную на аганим, можно купить Force Staff и Glimmer Cape или Eul’s Scepter of Divinity и Ghost Scepter, решать Вам в какой комбинации и последовательности приобретать данные предметы. Но одно можно сказать точно - каждый из этих артефактов по отдельности или вместе с другими будет полезнее злосчастного аганима на саппорте. Ведь в том и состоят задача саппорта, чтобы помогать и спасать, выигрывать время и отвлекать, а не делать красивые рампаги в замесах за счёт усиленных ультимэйтов. Перед каждой покупкой задумывайтесь о её эффективности и о возможных сценариях событий в будущем, чем эта покупка может обернуться или как может помочь. Но выбор, конечно же, всегда остаётся за Вами.
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: