

Как остановить смерть Доты
Сегодня вышла новость о том, что новый патч не смог остановить падение онлайна в Дота2. В марте пиковый онлайн превысил миллион человек. На момент написания данной статьи пиковый онлайн за последние 30 дней составляет 708 тысяч человек. В октябре 2019 года средние показатели упали до уровня 2014 года. Также в октябре Counter-Strike: Global Offensive опередила Dota 2 по среднему количеству пользователей в игре.
Прежде чем переходить к мыслям о том, как остановить смерть Доты, хотелось бы рассказать о причинах падения популярности игры. Но перед этим скажем несколько слов о причинах её популярности.
Почему Дота популярная игра
Если ты играешь в Starcraft, то у тебя есть одна раса – обычно игроки играют только за одну расу. Ты делаешь в каждом матче одно и то же. На самом деле, конечно, матчи отличаются. Зерг против зерга – одно, а зерг против террана – другое. Но всё равно разнообразия здесь мало. Даже если у тебя есть несколько разных матчей, то нельзя сказать, что это огромное разнообразие. К тому же одни и те же юниты. В итоге через месяцы и годы становится скучно. Ты делаешь сегодня то же самое, что и вчера.
В Доте более 100 разных героев с уникальными способностями. Ты можешь стать суппортом, и твоя игра будет очень сильно отличаться от мидера или керри. Здесь на много порядков больше разнообразия. Устал играть на миде – иди в керри. Устал на кери – иди в лес. Проходят месяцы и годы, но интерес сохраняется благодаря огромной вариативности.
Дота сильно отличается от Age of Empires. Формально в Age of Empires более сотни цивилизаций, но механика игры за каждую очень похожа. По сути эта одна цивилизация. Механика же игры за каждого героя очень сильно отличается. В Доте реально более 100 разных интересных стратегий для каждого персонажа.
Почему интерес к Доте стал падать
1. Одна роль
В последние годы сокращается вариативность игры. Дота всё больше становится похожа на Старкрафт или на Эпоху Империй в плане снижения уникальных интересных стратегий. Скажем, ввели распределение ролей. С одной стороны, прекрасное нововведение, так как у тебя есть выбор, но, на самом деле, большинство ставят одну галочку, допустим, мидер, и матч за матчем делают одно и то же. Если раньше ты мог оказаться на любой роли, то сейчас поставил галочку, привык к галочке, и тебе становится скучно, потому что однообразие убивает игру.
Мне могут возразить, что каждый может выделить все галочки, то есть играть на разных ролях. Но на деле играть на миде интереснее, чем играть на саппорте, поэтому большинство выбирают одну галочку. Проблема только в том, что в короткой перспективе играть на миде интереснее, но на длинной перспективе выбор только одной роли приведёт к скуке. Большинство же стало выбирать только одну роль.
2. Рейтинг
Ввели рейтинг. С одной стороны, ты можешь увидеть свой уровень в игре, у тебя есть стимул развиваться, но на деле для повышения рейтинга надо использовать всего несколько героев. Скажем, когда я беру вивера, то чувствую, что у меня всё получается. Если я возьму антимага, то с большой вероятностью проиграю. В итоге, чтобы зарабатывать очки, мне нужно брать одного вивера или ещё пару героев. Мне, может быть, было бы интересно сыграть на виспе, но я знаю, что на нём проиграю. Поэтому на рейтинге большинство привыкает к нескольким героям. Раньше же, когда рейтинг не было, то ты просто играл лишь для удовольствия. Ты мог брать слабых героев, у тебя не было цели повышать медальку или зарабатывать больше очков.
Мне могут возразить, что никто не мешает обычному игроку отправиться в обычный режим без рейтинг. Я сыграл несколько игр в обычном режиме, но там часто ливают. Наказания за ливы там намного слабее, поэтому приходится играть на рейтинге, чтобы люди хотя бы не ливали и доигрывали до конца.
К тому же до рейтинга я часто видел пять керри на низких рейтингах. Большинству не нравится играть за суппорта или за частичного суппорта. Но на рейтинге тебе приходится брать на четвёрке лича, а не антимага. Ты хотел бы одного, а вынужден для цифр играть в другое.
3. Патчи героев
Все патчи выходят лишь для проигроков. Подавляющее большинство – люди с рейтингом до 5 к ммр. Для них висп – очень слабый герой. Но никто не будет усиливать виспа, потому что на рейтинге от 5к ммр висп – вполне годный.
В итоге большинство вынуждено играть на явно не балансных героях для своего уровня игры.
Обычные игроки избегают слабых героев, потому что не хотят проигрывать. Поэтому вариативность снова снижается. Здесь также идёт давление рейтинга.
4. Репорты
Раньше на четверке на низких уровнях могли взять антимага. Почему бы и нет? Я же играю в своё удовольствие. Мне интереснее взять антимага на четвёрку, я получу больше удовольствия, чем от лича, который бегает и нянчит керри, мидера и хардовика. Да, шансов проиграть будет больше, но мы же играем для удовольствие. Но сейчас тебе закидают кучу репортов, ты отправишься в лоу-приоритет, и в следующий раз возьмёшь на четвёрку лича. Проблема только в том, что ты играешь не в то, что тебе интереснее всего, а в то, что нужно для победы, для рейтинга и для избежания наказания. Становится скучно.
Почему разработчики Доты сознательно снижают вариативность в игре
Потому что они тесно общаются с профессионалами. Но игра профессионалов очень сильно отличается от игры большинства. Профессионалу нужно задрачивать одних и тех же героев на одних и тех же позициях. Но то, что для профессионала – хорошо, для обычного игрока – потеря интереса к игре и снижение онлайна.
Профессионалы знают почту IceFrog-а, давят на него, требуют от него чего-то, и он прогибается. Скажем, я напишу данную статью – IceFrog её никогда не прочитает, не учтёт – это бессмысленная трата времени в плане практических результатов по изменению игры. Но если игрок VirutsPro напишет IceFrog-у и поплачется на то или иное, то он может прислушаться. К тому же если он будет получить в течение года или двух плачи от профессионалов, то также он может прогнуться.
Также проблема в том, что разработчики хотят сделать Доту популярной киберспортивной игрой, поэтому для них важно сделать профессиональную Доту разнообразной. Вот и выходят патчи, нацеленный только на сто лучших игроков мира. Но подобные патчи снижают вариативность игры в обычных матчах, так как появляются явно слишком сильные герои (рики) и слишком слабые (Earth Spirit) для большинства.
Как остановить смерть Доты
Нужно обратиться лицом к большинству игроков. Можно выпускать патчи для двух категорий. Для профессиональных игроков или очень сильных (от 5к ММР) и для обычных (до 5 к ММР).
Скажем, для профессиональных игроков зевса нужно поднять, так как он слишком слабый на низком уровне, а для обычных игроков зевса нужно резать. В итоге у нас будет две разных игры. Неправильно, что игра разрабатывается для 100 лучших геймеров и остальные вынуждены катать на Earth Spirit, на котором ты заведомо проиграешь или на рики, на котором у тебе заведомо будет больше шансов на успех.
Если выпустить отдельный патч для людей до 5 к ММР и сильно поднять двадцать персонажей с наиболее низким винрейтом до 5 к ММР, то большинство начнёт чаще использовать загноблённых персонажей, и будет больше вариативности в матчах. А чем больше вариативности, тем веселее.
Также нужно убрать рейтинг для игроков до 5 к ММР. Если игрок талантливый, то он и без циферек и медалек сможет подняться до 5 к ММР, задрачивая одних и тех же героев и играя на одной и той же позиции. Для большинства рейтинг лишь убивает интерес к Доте. Если убрать рейтинг, то 90 процентов людей начнут заходить в матчи для получения удовольствия, а поэтому мы снова увидим пять керри против пяти керри.
Важно убрать разделение на роли или хотя бы для игроков до 5 к ММР. Ты можешь выбрать галочку мид, но ты получишь мид лишь с 50 процентой вероятностью. Иными словами, ты выбрал мид: в 5 играх из 10 на окажешься на миде, но в остальных 5 играх ты окажешься на случайных позициях: на леснике, на суппорте, на керри, на оффлейне. Фана будет больше.
Люди также привыкают к одним и тем же героям. Лучше, чтобы каждый день в Доте случайным образом для рейтинга до 5 к ММР убирали 50 процентов всех героев. Допустим, ты зашёл в игру. Тебе доступно не 100 героев, а только 50. Ты зашёл в следующий матч, в Доте случайным образом снова удаляется 50 героев и остаётся только 50 случайных. Ты привык брать только тинкера, шторма и разора. Но сегодня их нет или есть только разор, но он очень плох против вражеского пика. Тебе приходится брать других персонажей. Чем больше вариативности, тем больше у человека будет интереса к игре.
К томе же, если убирать случайным образом половину героев в каждом матче, то будет больше стратегий. Например, ты привык брать шторма или спектру против тинкера. Но враг взял тинкера, а спектры или шторма нет в пике. Ты вынужден использовать других героев, думать, расширять пул, а не привыкать пикать только 5-6 персонажей.
Нашли ошибку в материале? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: