

Dota 2 — невероятно успешный коммерческий проект. В период с 2015 по 2017 год, компания Valve заработала на игре 904 миллиона долларов. Однако права на Доту могли не достаться Гейбу. В 2011 году Blizzard подали в суд на Valve, чтобы не дать тем зарегистрировать торговую марку DOTA. Но суд Blizzard все же проиграли. И случилось это не из-за того, что на Valve работал IceFrog — разработчик Dota All Stars. Все оказалось несколько интересней, но обо всем поподробнее.
Предыстория
Чтобы разобраться в ситуации и понять, почему Valve и Blizzard судились, нужно вникнуть в контекст. А для этого придется прожать Time Lapse и рассмотреть историю Доты до того, как она стала полноценной игрой и начала приносить миллионы долларов прибыли.
Июль 2002 года. Blizzard выпускает стратегию WarCraft III, которой суждено стать культовой. Но разработчики не ограничились только игрой, вдобавок к ней был добавлен еще и бесплатный редактор карт — WarCraft III World Editor. В нем игроки могли сами создавать карты и придумывать для них сценарии. И одной из таких карт стала Defense of the Ancients(Dota), которую создал разработчик под псевдонимом Eul.
Создатель DOTA — Eul
2003 год. Blizzard выпускают дополнение WarCraft III: Frozen Throne. И в это же время Eul перестает заниматься разработкой Доты и выкладывает исходный код модификации в открытый доступ. Теперь изменять карту мог любой желающий, а единственное требование Еула было в том, чтобы будущие разработчики указывали его имя в титрах к игре.
Март 2004 года. За разработку Доты берется гейм-дизайнер Стив «Guinsoo» Фик. Но занимается картой он не один, в его команду входят 2 разработчика — IceFrog и Neichus, а также создатель сайта DotA-Allstars.com — Pendragon. Таким стаком команда проработала чуть меньше года, но даже за такой небольшой период времени, они успели многое сделать. Дота наконец стала играбельна в плане баланса, а также было введено несколько крупных нововведений: система предметов, руны по краям карты, Рошан.
Февраль 2005 года. Патч 6.01 становится последним для Guinsoo в роли разработчика Доты. Геймдизайнер покидает команду, и карта переходит к Neichus и IceFrog. Но и дуэт проработал вместе недолго, вскоре Neichus также уходит из проекта и оставляет Доту на АйсФрога. Это идет игре на пользу, со временем аудитория Доты становится все больше, карта локализуется на множество языков, начинают проводятся киберспортивные турниры, а сам IceFrog прислушивается к мнению игроков об обновлениях и часто отвечает им в своем блоге.
Однако время идет и не смотря на хорошую работу, которую проделывает IceFrog, компьютерные игры не стоят на месте и становятся лучше как в плане графики, так и в плане геймплея. Дота же продолжает топтаться на месте и остается в плену, теряющего актуальность движка WarCraft III. Сами же Blizzard не спешат разрабатывать собственную Доту или выпускать новую часть WarCraft, на основе которого карта могла бы обрести новую жизнь. И тогда в 2009 году на сцену выходят Valve.
Отличные и ужасные новости. Появление Dota 2. Суд между Valve и Blizzard
«Отличные новости для всех поклонников Доты».Такое сообщение появилось на сайте playdota.com 10 мая 2009 года. Его автором был IceFrog, в тексте сообщения разработчик объявил, что он начал вместе с Valve работать над новым проектом, который порадует всех игроков в Доту.
И IceFrog не обманул, 13-ого октября 2010 года компания Valve анонсируют новую игру в жанре MOBA — Dota 2. Еще через год игра, наконец, будет представлена комьюнити на игровой выставке «Gamescom». И именно на этой выставке был проведен первый турнир по Dota 2 — The International, призовой фонд которого составил 1 600 000 долларов.
Победители The International — команда Natus Vincere
Но отличные новости для поклонников Доты, оказались ужасными для компании Blizzard. Сложив 2+2, «Близзы» поняли, что Valve пытаются зарегистрировать товарный знак карты, которая создана на движке их игры и с помощью их редактора карт. Blizzard пытаются помешать Valve и подают на них в суд, но было уже слишком поздно. Суд встал на сторону Valve, и те получили возможность использовать товарный знак DOTA в коммерческих целях.
Причин, по которым Valve выиграли суд было две:
1. Товарный знак DOTA никому не принадлежал, поэтому ничто не помешало Valve зарегистрировать права на его использование;
2. Blizzard допустили ошибку. В пользовательском соглашении WarCraft III не было указано, что карты и модификации, созданные в редакторе WarCraft III World Editor принадлежат Blizzard. Позже этот пункт все же появится, но ситуации это не изменит.
Проигрыш в суде сильно подпортил планы Blizzard, ведь в это время компания работала над своей мобой — Blizzard DOTA и в итоге название пришлось менять на Blizzard All Stars. А затем разработка игры и вовсе загнулась. Позже Blizzard все таки выпустят свою мобу. Ей станет Heroes Of The Storm, которой прогнозировали большой успех. Но «Убийца Доты» окажется с холостыми патронами и так не сможет навязать достойную конкуренцию игре от Valve.
Кому все таки должна принадлежать Дота
Отбросим решение суда. С юридической стороны никаких вопросов нет — права на торговую марку DOTA принадлежит Valve и с этим уже не поспоришь. Однако в этой ситуации, помимо Valve и Blizzard есть третья сторона в лице Стива «Guinsoo» Фика и Стива «Pendragon» Мескона.
Guinsoo и Pendragon
После того как Guinsoo ушел с поста разработчика Доты, появились слухи, что его наняли Blizzard для работы над World of Warcraft. Достоверна эта информация или нет неизвестно. Но в 2008 году Guinsoo снова дает о себе знать. Его нанимают Riot Games на должность разработчика новой MOBA-игры — League of Legends. В команду к Guinsoo также присоединяется Pendragon, который создал и следил за сайтом dota-allstars.com. Однако после того, как Pendragon стал работать на Riot Games, сайт закрылся.
В интервью журналу PC Gamer Guinsoo и Pendragon заявили о том, что Dota принадлежит коммьюнити, поэтому никто не имеет права присваивать себе торговую марку и делать на этом деньги. Такое видение ситуации обосновано тем, что в 2003 году, Eul(создатель Доты) выложил исходный код карты в открытый доступ и с этого момента над Дотой работало очень много людей, которые внесли большой вклад в развитие игры. Поэтому даже несмотря на то, что в Valve работает IceFrog, компания не должна присваивать себе труд других разработчиков.
Нашли ошибку в материале? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Collapse о Spirit на TI 2023: «Нам нет дела до призового фонда, имеет значение только вторая Эгида»
Iceberg: «*** [Зачем] мне заниматься прогнозами в Battle Pass, когда я могу просто ставочку сделать у буков?»
Инфографика: Dota 2 в сентябре
Loda о компендиуме: «TI — это не только про борьбу игроков за Эгиду, но и про фанатов»
Игрок сидит над бассейном с водой и после каждой смерти падает туда — NS о том, как изменить турнир стримеров
Мем 77513
Fishman о The International 2023: «Естественно, было бы прекрасно, если бы призовой был больше $10 миллионов»
Pantomem: «Считаю, что доказали силу и игроков отдельно, и костяка ростера», — интервью с саппортом One Move
30 Сен 2023 в 21:44Инфографика: Dota 2 в сентябре
вчера в 21:09Malr1ne о призовом фонде The International 2023: «TI всё равно своё имя имеет, даже не смотря на деньги»
вчера в 20:30Collapse о Spirit на TI 2023: «Нам нет дела до призового фонда, имеет значение только вторая Эгида»
вчера в 20:19Iceberg: «*** [Зачем] мне заниматься прогнозами в Battle Pass, когда я могу просто ставочку сделать у буков?»
вчера в 19:51Fishman о The International 2023: «Естественно, было бы прекрасно, если бы призовой был больше $10 миллионов»
вчера в 19:35Cy- о Gaimin Gladiators: «Я не знаю, как мы выступим на TI»
вчера в 19:10Loda о компендиуме: «TI — это не только про борьбу игроков за Эгиду, но и про фанатов»
вчера в 18:33Dota2.ru DISCORD-сервер
TizikВаши герои с 0-1 игр
MGKelleyЗнакомый заказал буст до 8к
Parzzziva1игры по 20-30 мин в турбо
паша карандашговно 2
evilpapechСкучный компендиум, альтернативы
Questerкак найти норм ветеринара?
S30N1KМода на одежду
Nemo que nihilмерцает экран в играх
heroinmachine200 игр кери
YaUmamyModeratorМАФИЯ - ИГРА №11 (II сезон)
Soroka_Начинаю карьеру стримера!
KeksovName
true_support
16
Vovapain
2513
pronoobicx
1896
snessh
593
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: