Как стать хорошим сапортом? тактика Dota 2
Как стать хорошим сапортом?
Содержание
Всем привет, я drowrangerinmyheart и сегодня я решил внести свою лепту в развитию рукомьюнити д2ру и написать все, что знаю касательно игры сапортом - донести до большинства игроков, не имеющих достаточно опыта в данном вопросе, всю суть игры этим классом, разложить все по полочкам, и постараться показать, что онли сапорт дота способна доставить огромное удовольствие, и даже большее, чем керри или мид дота.
Гайд я свой разделю на 3 этапа - это "Введение" - тут я опишу все детали, тонкости и вообщем все, что не касается самого гайда, но тем не менее тоже крайне важно. Непосредственно - сам гайд, ну и заключение, в котором подведу итоги.
Чтож, приступим.
У вас конечно же возникнет вопрос - а ты кто вообще? Почему я должен тебя слушать? Чему ты можешь научить меня? Ведь я царь, а ты никто!
Разрешите представиться - человек, играющий в moba исключительно на саппортах более 3х лет (не волнуйтесь, в лол не играл).
Я имею опыт фасткапов,небольших ланов (все исключительно на сапортах), вообщем я знаю про сапортов очень и очень много, но самое главное, собственно ради чего я и пишу этот гайд - я играю в дота 2k часов, примерно 90% времени без стаков, в соло и практически все время на сапортах. Винрейт имею посредственный - чуть более 50%, однако для фул сапорта, играющего в соло - это очень высокий показатель.
В этом гайде я попытаюсь объяснить вам, что к чему, дабы вы имели представление о том, как правильно играть сапортами в суровых российских пабах доты 2.
Со мной все более-менее ясно, теперь давайте разберемся, кто вы?
А вы керри пикер, либо мидер. Как я узнал? Да все очевидно - 90% (возможно даже больше) игроков в доту - школьники. Да, с этим ничего не поделаешь, но это так. Психология любого школьника заключается в том, что он царь, а вы никто. Самомнение современных ребятишек столь велико, что не может не удивлять. Их очень любят родители и с детства внушают им, что они самые лучшие - отсюда собственно и все проблемы. Как это влияет на доту? - Самым прямым образом. Они не могут априори играть кем то, кто не убивает, на ком не держится вся игра (по крайней мере, на первый взгляд, которого для них вполне достаточно). Они считают, что пикнув керри,
который в лейте будет убивать абсолютно всех, делать ультра киллы, рампаги, годлайки, они будут смотреться круто в глазах остальных. И это действительно так, если речь идет о таких же школьниках, как и они сами. Как правило, среднестатистический ученик среднего общеобразовательного учреждения, играющий в доту, не умеет широко мыслить видеть структуры игры, ниточки за которые "кто то"
дергает, и игра получается удачной. Они видят лишь алхимика в ульте, годлайк и пресловутую рампагу. Требуют коменд, и сильно рейджат, если все таки слили игру, даже объективно более сильному сопернику.
А кто же дергает за эти невидимые школьникам ниточки? - Правильно, мы - сапорты.
Ну, и третий вопрос - в чем миссия гайда? - Я уже вообщем то все написал, скажу лишь одно - если после прочтения этого гайда, хоть на одного человека, играющего сапортами станет больше - я пойму, что не зря играю в доту.
Теперь парочка замечаний, которые могут возникнуть у читателя, но не волнуйтесь - все под контролем:
- Мнение автора традиционно может не совпадать с мнением читателя, если это так - пишите пожалуйста в комментариях, что именно вас не устраивает, я отвечу на ваш вопрос/замечание. Только огромная просьба, не писать замечания товарищей керри и мид пикеров, пожалуйста. Позволю себе заранее опровергнуть любую критику от данной категории дотеров. Вопросам буду только рад.
- В гайде нет картинок, цветного шрифта, пони и ванильности - я совершенно серьезно полагаю, что пишу деловое послание игрокам доты. Я хочу, чтобы весь мой труд воспринимался как нечто большее, чем просто развлекательный контент. Да, я проходил различные этики в институте, и понимаю, что с катринками и прочей ерундой информация гораздо лучше усваивается, однако это касается исключительно
статей типа "как поднять винрейт на пудже" и.т.д. Я совершенно серьезно старался, потратил немало времени, и мне хотелось бы того же и от читателя, тем более, что все это я делаю для него.
- Гайд отражает в основном игру в паблике. Так как паблики играют все, а у продотеров нету особой надобности читать гайды.
Теперь, когда вы уже практически готовы к прочтению гайда, я помогу вам немного разобраться в себе и опишу все прелести игры сапортом.
Как понять, что вы способны стать хорошим сапортом? - Сыграйте пару игр, придерживаясь данного гайда - т.е. на фул сапорте, и если вы, вне зависимости от исхода матча получили удовольствие - будьте уверены, сапорт вам подойдет.
От вас лишь требуется одно маленькое качество - спокойствие. Больше, при игре на сапорте вам ничем не следует обладать, чутье на игровые моменты, более глубокое виденье игры придет со временем.
В чем преимущество игры сапортом, а не керри или не мидером?
+ Очень интересно наблюдать действие всей доты в целом, как бы со стороны зрителя, тем не менее, принимая в ней непосредственное участие
(именно поэтому, большинство капитанов профессиональных команд по дота 2 - сапорты)
+ Грамотный сапорт никогда не может быть виноватым в проигрыше доты, или отдельного замеса на средней и выше стадии игры, вообще
сапорт, делающий все правильно никогда не виноват - виноват мидер, который через 10 минут игры не гангает и имеет закуп ботинок + ботл,
виноват керри с крипстатом 20/0 через 10 минут игры, кто угодно, но если апнута кура, стоят грамотные варды, варится мека, не пушится линия, и вы при этом всем роумите - будьте уверены - вы не виноваты. И если для вас понимание того, что вы выложились на все сто, а команда лишь просто нули, но вы не один из них - сапорт ваш герой. Даже когда керри лезет под т2 ради фб, сам его отдает и пишет, что вы виноваты в том, что не помогли, грозится репортом и.т.д. - знайте - вы не виноваты. Именно поэтому ключевым вашим качеством должно быть спокойствие+ Сапорт дота наименее потная.Я бы даже сказал, совсем не потная. Вам не нужно из игры в игру ластхить крипов, гангать, фармить леса по 40 минут - играя сапортом вы отдыхаете, но при этом получаете полное удовольствие от игры. В этом и есть прелесть игры на сапортах.Теперь перейдем непосредственно к гайду.
В пабовской доте есть 3 роли - мидер, керри и сапорт.
У каждой из этих ролей есть свои обязанности и тонкости. Но при этом, каждая роль важна. И если в команде соберутся 5 человек, выбравших грамотный пик, и на 100% понимающих свои обязанности - это гарантированная победа.
Я не буду углубляться в особенности профессиональной доты, где обычно стоит трипла и соло, я расскажу про паб.
Но перед тем, как начать я хотел бы, что бы вы забыли об одной вещи - семисапорт. Кто это такой? Считается, что это сапорт, которому нужно собирать аганим, рефрешер, а он только купит и апнет куру. На лайне он так же будет фармить, как и керри.
Так вот, это - самый большой бред, который я когда-либо слышал. Такой роли нет. В про играх есть хардлайнер, который вроде как и не шибко нафармил, но ему собирают аганим, рефрешер - например, дс. Так же есть так называемый семикерри, например бх, который собирает владимир, барабаны и.т.д. Эта роль называется оффлайнер, в пабах не существует ни в каком варианте, даже если какой-нибудь гуля ушел в лес, а
вы дарксиром пошли соло хард - в пабе это все равно не взлетит, уж поверьте.
Вы должны быть фулл сапортом - полностью отказаться от фарма (вам итак накапает со временем, ассистами и денежкой с отводов, если ваш керри не захочет зафармить и их. В таком случае не препятсвуем, правда лучше объяснить ему, что это не мы жадные, а он теряет кучу экспы на лайне и фарм).
Теперь, когда мы поняли, что должны быть фулл сапортом, начинаем играть.
Чуть ниже, когда я закончу с общей концепцией, я приведу некую классификацию сапортов по уровню их сложности, дабы дать вам понять, кого надо пикать, в случае, если вы пока только учитесь играть сапортами.
Итак, первая стадия - закуп:
Всегда покупайте куру ( ), обсы ( ), 2 кларити ( ) (опционально) и 6 танго ([item=Tango]). Кларити вам нужны для того, что бы восстановить ману для попытки забрать ваших оппонентов по лайну, а танго вы дадите вашему керри, если он просядет по хп. Парочку можно съесть самому, если против вас агрессивно настроеный вражеский герой, который предпочитает харасить вас, а не вашего керри.
Вторая стадия - время до выхода крипов:
Вы идете ставить обс на хг только возле того лайна, на котором вы стоите. Почему только туда?
Мидер поймет, где именно руна, а также куда сс вражеский мидер нехитрым дедуктивным методом - так что вполне достаточно одного варда.
Второй мы пока прибережем. Возвращаемся на лайн.
Третья стадия - лайнинг:
Тут все предельно просто - наша задача сделать так, чтобы наш керри фармил. А уж умеет он это или нет - его проблемы. Просто играем, как должны.
Не стоит агрессировать в его сторону, если он не умеет фармить. Вообще не стоить агрессировать - всегда разговаривайте/пишите спокойно - ведь сапорт - душа любой доты.
А агрессия приведет к непременной словесной перепалке, пойдет отвлечение от игры, как результат - слив, а виноваты будете вы.
Помните - только спокойствие.
Во время лайнинга харасите автоатакой вражеского керри, если вы дальник и денайте крипов, если вы ближник. Идеально делать и то, и другое, но ввиду слабой автоатаки всех сапорт героев, за исключением трента не всегда получается совмещать.
Скилы берегите - лучше один раз спланировано напасть, чем слить всю ману впустую, а в нужный момент кусать локти.
Если вы не зависите от маны, например цм, котл и.т.д. - то старайтесь харасить и врага и сапорта одновременно. В случае с котлом никогда не задувайте на крипов вашего керри, ваша цель - только герои.
Если лайн будет пушится - делайте отвод, в случае если стоите на изи. Хотя можно делать отводы и шейкером за дайр, либо при помощи топорика за радиант на хардлайнах,но это реже, и за радиант очень легко такой отвод заметить. Если вы стоите хардлайн - то второй обс, который у вас остался поставьте рядом со спауном среднего пака, который чаще всего отводят. Старайтесь поставить так, чтобы он еще и давал обзор лесенки, дабы предотвратить ганг вражеского мидера.
Маленький совет - начинайте отводить крипов, когда они полностью пройдут островок из елочек за радиант - так вы точно успеете. Ну а за дайр, думаю все понятно, там отводы делать проще простого.
Главное запомните - ни в коем случае не бейте крипов. Ваши единственные денежки - те, что капают и деньги с крипов на спаунах, если вам удалось их заластхитить.
Четвертая стадия, не знаю, как описать - тоже лайнинг, только подверженный гангам с мида:
Тут все, что от вас требуется - завардить проход на хг. Чтобы всегда видеть мидера, который движется к вам на ганг.
Можно использовать тот же вард, что блочит отводной спаун, если вы стоите хардлайн.
Примерно на этой стадии начинают активно использовать курьера и необходимо его апнуть ( ). Вполне будет хватать денег, который вам капают со временем. Пока нам не нужно покупать ничего, даже ботинок. Поэтому спокойно апаем курьера.
Также, если на вашем лайне стоит инвизер, которого хотелось бы забрать, например бруда или бх, то нужно купить пару сентри ( ) и поставить ближе к вашему таверу.
Почему ближе к нашему таверу? - Потому, что весь лайнинг делится на 2 этапа - когда вы доминируете и когда доминирует соперник.
Это выражается в местоположении крипов, и вот именно тогда, когда крипы будут ближе к нашему таверу - самое время для контратаки.
Тут как раз и надо попытаться убить вражеского инвизера.
Также если вашему керри совсем тяжело, но он проявляет чудеса сообразительности - что то пишет, либо говорит в микрофон, можно купить ему ботл ( ). Голосовая связь нужна для того, чтобы вы могли забрать у него пустой ботл и наабузить курой на фонтане, потом вернуть ему.
Без голоса по моему опыту, это сделать крайне проблематично.
Пятая стадия - роуминг (как правило до 12 минуты), подготовка к мидгейму:
Когда вы понимаете, что ваш керри уже совсем большой, и может самостоятельно стоять на линии, нужно идти помогать на другие лайны.
Однако делать это надо, когда денежек будет достаточно на обычный сапог ( ). Без него перемещение по лайнам крайне медленно и малоэффективно.
Идеальные цели для роумера - вражеский мидер и керри. Пишите, говорите в голосовой чат, сигнальте, в любом случае дайте понять, что вы на подходе и вам нужна помощь союзника. Если сделаете пару ассистов - считайте, что роуминг удался. Если нет - тоже хорошо, в любом случае вы отняли драгоценное время у вражеского керри и мидера.
В этот промежуток времени сгорят наши варды, либо оба, если мы блочили спаун, либо один, тот, который на хг у руны.
Их сразу же необходимо обновить - запомните - вардите по кд. Всегда. Однако местоположение вардов лучше выбрать такое - один на хг возле руны и рошана - это позволит также контролировать руны, но при этом избежать раннего рошана от оппонентов, либо сделать -5 там же, если враги решаться его забрать, что в любом случае хорошо. Второй вард рекомендую поставить либо на хг во вражеском лесу, если там есть лесник, которого необходимо гангать, либо на хайграундах возле лесенок (там, где спаун эншентов у радиант и проход в лес у дайр).
Если у вас есть голосвая связь с вашим керри, и он понимает, что вы от него хотите, то следует настакать ему эншентов.
Делается это на 53 секунде - вы бьете одного крипа и отходите в сторону - остальные бегут за вами, потом агр спадает и получается дабл спаун. Так можно повторять до 3-4 раз.
После стакать станет проблематично ввиду большого количества крипов.
Теперь вы полностью подготовили вашу команду к мид гейму.
Шестая стадия - мид гейм:
Тут уже все напрямую зависит от ваших союзников - если они умеют себя вести в тимфайтах, то скорее всего игра тут же и закончится
(по крайней мере победитель будет очевиден). Если нет, то даже при условии доминирования на лайн фазе ваша команда может проиграть оппонентам.
В любом случае - это самая напряженная стадия всей доты. Время камбеков и прочих неприятных вещей. Что от нас требуется?- мы впринципе
все сделали, осталось лишь давать прокасты нашего героя. Всегда старайтесь составить список врагов, которых нужно бить в первую очередь.
Это либо керри, либо ватные герои с сильным аое, такие как од, ск лич и.т.д.
Главное - чтобы это понимали не только вы, но и ваша команда. А в целом для вас эта стадия вполне спокойная, выложится на все сто, впрочем как и вообще при игре сапортом тут не составит труда.
Если ваша команда нуждается в расходниках - дасты ( ), сентри ( ) и.т.д. - обязательно покупайте их.
Из артов нам должны были накапать ботинки - как правило арканы ( ), но некоторым сапортам, например вр лучше фазы ( ), для того, чтобы максимально эффективно давать свои скилы.
Из артов начинаем варить меку ( ). Если есть герой, нуждающийся в барабанах ( ), но при этом сам не имеющий возможности их собрать, ввиду выской требовательности к каждому слоту, например алхимик, то в таком случае собираем их.
Если совсем все хорошо, то тут есть 2 варианта - если в тиме врага много маг урона - начинаем варить пайп ( ). Если нет, и у вашего героя серьезный прокаст, то собираем артефакты для быстрого блинка в замес/сейва - дагер ( ), либо форсстаф ( ).
И вот только, когда у вас все это будет (должны быть просто идеальные условия) можно замахнуться и на аганим ( ), если он улучшает ульту нашего героя.
Ну и заключительная - седьмая стадия - лейт гейм:
Тут вы и так поймете, что делать. Это время исключительных тимфайтов. Всегда ходим рядом с нашей командой. Если все необходимые арты накапали - можно замахнуться и на рефрешер ( ), если он нужен, либо на личные сейв арты - бкб ( ), блейдмейл ( ) и.т.д. Так же смотрите по ситуации, к примеру вр неплохо подойдет дезолятор ( ), мкб ( ), но это все зависит от вашего героя. Хотя врядли вы выфармите и половину из намеченного.
Запомните - главное - арканы, мека и по-ситуации пайп/барабаны.
В остальном для вас стадия такая же спокойная, как и вся игра - покупайте по-необходимости дасты, сентри, возможно гем и по кд вардите (как и всю игру). Куда ставить варды в лейте? 1 обязательно должен быть на рошане, остальные очень ситуативно.
Все зависит от того, в каком положении находится ваша команда. Но лучше поставить вард где-нибудь на миде, ближе к вражеской базе, для лучшего контроля перемещения противника.
Все свои прокасты также отдаем в керри/аоешеров. Однако тут уже, впрочем как и в мид гейме вся ответственность ложится на плечи керри и наших аоешеров. Мы сделали все возможное и со спокойной душой следим за исходом партии.
В общем то это все основы игры сапортом в пабе.
Теперь я хочу показать вам составленную из трех уровней сложности табличку, которая поможет вам выбрать героя, которым легче всего начать сапортить, а также покажет героев, которые малоэффективны в одиночку, без стака.
Сразу скажу, что сапортом может быть чуть ли не любой герой в доте, хоть антимаг, поэтому если у кого то есть некие наработки в области сапортящих керри, то они могут быть не отражены в моем списке, тут только основное.
Итак, первый уровень - самые легкие, но далеко не слабые сапорт герои, с которых лучше всего начать знакомство с сапорт дотой, стак вообще не нужен:
-[hero=Сrystal Maiden]
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Некоторых дд типа зевса и скаймага в расчет не брал.
Второй уровень - герои, также не требующие стака, однако более сложные в управлении:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Ну, и третий уровень - герои, которые максимально проявляют свою эффективность только в стаке:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- - - Ну вообщем то вот. В любом случае рекомендую начать с легких героев. А потом, с течением времени вы сами поймете, кто вам наиболее подходит.И совсем не обязательно переходить на новый уровень, если нет стака. Например те же цм и вр идеально сапортят в пабах на любом уровне.Теперь у вас должен возникнуть вопрос - какой нормальный винрейт при игре сапортом, и какой нормальный кда?Ответ прост - поначалу у вас будет винрейт резко падать вниз - приготовьтесь к лузстрикам и прочей ерунде.Однако со временем матчмейкинг доты будет учитывать ваши прдепочтения к игре именно сапорт персонажами (это проверено), и будет выдавать вам наиболее адекватных союзников керри. Так, что со временем ваш винрейт выползет на необходимую вам отметку в 50%. Хотя для соло игры фулл сапортами, винрейт скажем, 48% и даже ниже - тоже вполне хороший.Что касается вопроса кда - тут тоже все придет со временем, а также многое зависит от количества эскейп абилок вашего героя.Старайтесь попросту не гибнуть - сделайте предварительно хотя бы 1 ассист. Т.е. кда 1 для начинающего фулл сапорта вполне хороший.Кда 2 - идеальный. Со временем будет выше, однако особо расчитывать на кда выше 2х я не стал бы, т.к. сапорт в лейте - 1 удар любому расфармленному керри.По началу просто забудьте про такую вещь, как винрейт и кда. Играйте в свое удовольствие. Все придет со временем.
Ну, и в заключении хотелось бы всего лишь отметить, что сапорт - это состояние души. Игра сапортом, как вы поняли не особо потная,
но требует ангельского терпения и титанического спокойствия. Если эти 2 качества сочетаются в вас - будьте уверены - сапорт - ваш класс.
Удачи.
Комментарии
ПравилаВ комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: