

В данном гайде я не буду останавливаться на очевидных вещах. Если не знаете самые основы или терминологию — пожалуйста, обратитесь к соседним гайдам. Здесь по-большей части собраны практические действия за саппорта в том виде, в каком их вижу я.
Я не рассматриваю какого-то определенного героя, все абсолютно абстрактно.
Многие действия в гайде будут описаны так, как будто с вами всегда играют четыре друга, которые с полуслова вас понимают.
В реальности же все печально — если вы не будете сообщать команде свои действия и на 100% не убедитесь, что вас поняли, шансы на успех сильно сокращаются. Вспомните, сколько раз было такое, что вы заходите в спину к противнику, а ваш тиммейт просто стоит фармит? Люди слепые, они не смотрят на миникарту и ни за чем не следят.
Если у вас нет микрофона, в доте уже придуман отличный инструмент для быстрых сообщений — колесо чата. Вместо фразы "GG WP", поставьте что-то полезное, оно вам обязательно поможет.
На этом промежутке игры может произойти ровно три действия:
Борьба за вижен
Цель: видеть перемещения противника, что поможет как в нападении, так и в защите + лишить противника этого же преимущества.
Филосовскому вопросу "Где ставить варды" посвящены десятки роликов и статей. В моем видении первые два варда необходимо поставить в мид и хард:
Конкретно куда ставить варды решайте сами, но, пожалуйста, не ставьте их в очевиднейших местах. Сдвиньте немного левее/правее. Да, обзор будет хуже, но зато его с бОльшей вероятностью не снимут.
Есть простой лайфхак куда точно не нужно ставить варды: ткните сентрик на горку (стандартную под варды), нажмите на него и вот вам радиус, где ваши варды появляться не должны.
Зачем некоторые саппорты при расстановке вардов нажимают смоук и делают тп? Смоук позволяет поставить вард глубже на территорию противника не спалившись. Телепорт позволяет поставить вард раньше, чем это сделает противник. В следствии чего мы можем заметить куда был поставлен вражеский вард и снять его.
Мы решаем сделать фб
Из-за введения в игру баунти-рун в каждой игре можно сделать ФБ, так как противник пойдет ее забирать и окажется достаточно далеко от вышки. Основная сложность — договориться с командой.
До выхода крипов противники пойдут так: мидер и хардлайнер на баунти-руну в сложной, остальные в сторону изи-лайна. В большинстве игр несколько человек задержатся на фонтане.
Значит наши действия следующие: договариваемся с тиммейтами о ФБ, покупаем смоук и идем сражаться впятером против 1-3 героев. Вот так все просто.
И еще раз о важности коммуникации — действия до 00:00 лучше обговаривать на стадии пика, чтобы всем и одновременно приступить к выполнению.
Первоочередная задача — проконтролировать комфортный фарм керри и прогнать хардлайнера. Нового здесь ничего не скажу: стоим харрасим, делаем отводы, лишая хардлайнера экспы, забираем баунти руну.
Одним из показателей эффективности харраса можно считать количество хила в инвентаре хардлайнера. За минуту он уже потратил 3 тангуса? Отлично, успех близко.
Далее действуем по-ситуации.
Хардлайнер ушел
Вы должны уйти с линии по своим делам. Далее нет смысла стилить экспу, керри она важнее. Основные дела саппорта перечислены ниже.
Хардлайнера прогнать невозможно, но керри ничего не угрожает
Подобная ситуация может возникнуть в матче против Тимбера. Допустим, что убить его невозможно, особо вы ему не мешаете, но и он ничего вашему керри не сделает до определенной стадии.
Я вижу два выхода из ситуации:
Хардлайнера(-ов) прогнать невозможно и керри в опасности
Стоит остаться на лайне и страховать керри.
Что бы вы не делали, вы всегда должны мыслить так: "Как я могу быть еще полезнее?". И вот список действий, которые я считаю достаточно полезными.
В погоне за вражеским хардлайнером
Если вы успешно прогнали хардлайнера, то скорее всего он пойдет в ближайший лес. Вы можете проследовать за ним и продолжить усложнять ему жизнь: харрасить, стилить крипов и воровать баунти-руны. Иногда достаточно просто стоять рядом, воровать экспу и действовать на нервы.
Если вы это делаете, то вряд ли боитесь хардлайнера, но вот вражеских Чип и Дейлов опасаться стоит. Поэтому для таких опасных походов я бы порекомендовал вам заиметь хотя бы один из этих артефактов: тапок, вард или тп. С тапком в ранней игре вас вряд ли догонят, вард предостережет от выхода в спину, а на тп вы просто улетите в случае чего.
Вам обязательно нужно научиться петлять в деревьях. Убегать по прямой иногда не выход.
Итак что мы имеем: наш керри на фрифарме, вражеский хардлайнер недофармливает + делит экспу с вами, вражеский саппорт начал на вас охоту. Поздравляем, вы стянули двоих игроков + еще больше раскрепостили своего хардлайнера.
Помочь своему хардлайнеру
Вы можете помочь своему хардлайнеру, прохаррасить противников, заставить стянуться второго вражеского саппорта. Плюс находясь в харде вам недалеко ходить, чтобы стакнуть нейтралов.
Ганги в мид
При любой возможности гангнуть мид это стоит делать.
Игра в имитацию
Такая игра уместна, если вашему мидеру нужен разгон или его попросту унижают. Зайдите на хг вражеского мидера и двигайтесь взад/вперед, имитируя нападение. Вражеский мидер подходит бить крипа — идите на него, как будто нападая, в итоге он развернется и отойдет не добив крипа, и вам следует отойти. Повторяйте так снова и снова, пока ваш мидер не стабилизируется или вас не придет кто-нибудь прогонять.
Если у вашего мидера все хорошо — имитирование угрозы это бесполезное действие.
Убить курьера
До третьей минуты вы вполне себе можете убить курьера. Думаю не стоит объяснять, как это делается.
Стакать нейтралов
Советую вам наконец начать следить за временем. Многие в период с 53-ей по 57-ую секунду каждой минуты находясь рядом с кемпом бегут мимо, не делая стак. Это достаточно грубая ошибка, лишающая вашу команду дополнительной голды.
Занимайте пустые лайны
Ваш мидер отлетел на фонтан, пошел пить шрайн или чистить лес? Смело занимайте его линию. Именно так вы восполняете упущенный опыт и фарм. При пустом лайне не нужно бежать делать очередной стак, ваш 6-ой уровень гораздо важнее.
Настройка системы анти-ганг
Если у противника есть инвизеры, вы обязаны купить сентри и расположить их в правильных местах. Первый обязательно в мид. Второй рядом с керри. Все остальные сентрики должны стоять в радиусе обзора вардов — это важно! Таким образом вы будете видеть, что в ваш лес заходит невидимка и сможете его подловить, либо просто отойти.
Вроде вот у вас стоит обс, вы идете по лесу и вдруг на вас нападает Клинкз — это отчасти ваша заслуга, ведь рядом с обсом нет сентрика.
А если стоит и обс и сентрик, но к вам все равно подкрались незаметно — стоит пересмотреть позиции расстановки вардов.
Отслеживать инвентари противников
Многие пишут в чат, что у условного Сларка уже есть пт и аквилла. Классно. Но нас интересует наличие у противников вардов, тп, смоков, просветок.
С вардами все понятно — если они были в инвентаре минуту назад, а сейчас исчезли — значит где-то стоят. Нужно лишь выяснить, где был противник в это время и приблизительно станет все понятно.
Смок у саппорта — скорее всего планируется нападение. Стоит держаться поближе к мидеру и пристально за ним наблюдать. Саппорт пропал из поля зрения? Усиливаем нашу бдительность в два раза.
Просветка — просветка на ранних минутах появляется неспроста. Особенно если из инвизеров у вас только мидовой Инвокер. Скорее всего персонаж с просветкой планирует находиться рядом с инвизером или устроить на него ганг.
Телепорт — отсутствие тп на саппортах противника говорит о том, что быстро засейвить мидера они не смогут. Значит вероятность успешного ганга увеличивается. А еще наличие тп говорит о том, что на него можно развести и провернуть кое-что интересное...
Попытка убить вражеского керри
Довольно сложная задача, так как рядом с керри обычно бегает какой-нибудь саппорт. Поэтому нужно этого саппорта убрать.
Схема действия:
У вражеского саппорта нет тп, он не сможет быстро прийти на помощь. Дело лишь за наличием у вас хороших героев. Но есть три вещи, которые могут увеличить вероятность успешного ганга:
Тайминги
За таймингами должны следить все игроки. Но так как всем лень, я призываю это делать именно вас. Убили Рошу — записали время, ультанул Энигма — записали, сверкнула равага — записали.
Рошан
Вы должны всегда следить за вражескими героями, способными быстро убить Рошана.
Когда ваша команда собирается убить Рошана, вы должны снять весь вижен противника в округе + поставить сентрик рядом с рошпитом, если у врагов есть инвиз.
Стойте снаружи рошпита, ваша тычка в 60 урона ничего не даст, а лишний обзор + подсейв помогут команде в случае нападения. Не нужно стоять прямо перед рошпитом, если противник не догадывается. Отойдите на гору или в сторону мида.
Спейскриэйтить
Я уже несколько раз написал о различном стягивании противников на себя, теперь же вынесу это в отдельный пункт. Если за вами бесцельно гоняются несколько противников — вы в выигрыше. Вы открываете пространство для тиммейтов, они отрываются по фарму и опыту.
Если же за вами начнет гоняться вражеский кор персонаж, то это считай маленькая победа — корам нужно фармить нон-стоп.
В этом деле главное случайно не отлететь на фонтан.
Снести вышку
Обычно снос вышки как-то получается сам собой. Но если капнуть глубже, то осада в ранней игре начинается исходя из следующих условий:
Если вы хотите, чтобы начался снос вышки, вам нужно самим это организовать. Часто достаточно просто прийти туда, где уже есть ваши герои. Таким образом тиммейты чувствуют подсейв и действуют раскованней.
Если ваша команда уже начала осаду, вы должны быть рядом. В случае если у противников есть инвизеры — обязательно захватите сентри.
Забайтить
В некоторых ситуациях можно забайтить на себя. Здесь вам лишь останется вовремя среагировать + надеяться на пряморуких тиммейтов.
Я хочу сказать лишь одну вещь:
На средних и низких рейтингах не нужно становиться фул-саппортом и на все деньги закупать варды. На таких рейтингах люди не умеют пользоваться преимуществом по вижену. Да что греха таить, они часто даже в упор не видят, что их по варду обходят сзади. Старайтесь держать 2-3 обса на стратегически важных точках. Я вас уверяю, на этих рейтингах форстаф на саппорте важнее, чем постоянные 4 обса + 4 сентрика.
Возможно что-нибудь еще со временем допишу.
Удачных игр.
Комментарии
В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения: