Интервью с руководителем Paragon Александрсом Заволоксом — о соглашении с PGL, монополии и талантах

Несколько дней назад Paragon Events заключила многолетнее соглашение о партнерстве с PGL. Теперь студия будет освещать на русском языке турниры сразу двух главных операторов — об этом мы поговорили с руководителем Paragon Александрсом Заволоксом.

Помимо контракта с PGL, нам удалось обсудить проблемы комьюнити-каста, опасения сообщества о монополии Paragon на рынке трансляций и полезных книгах для игроков в Dota 2.

Привет! Рад снова пообщаться — в последний раз это было, кажется, почти год назад. Что изменилось за это время для вас и Paragon Events в целом?

Привет, взаимно! Это был невероятно насыщенный событиями год, как для нашей компании, так и для меня лично.

Мы провели и показали зрителям DPC EEU, начали сотрудничество с ESL и PGL. Riyadh Masters 2023 стал для нас знаковым из-за рекордных цифр на трансляции, семи одновременных эфиров и Red Zone на главном канале. Колоссальная работа всей команды.

Развитие студии с технической точки зрения, работа с талантами, запуск трансляций на казахском языке, и многое другое, что обычно остается за кадром.

Лично для меня изменения были про личный, профессиональный и спортивный рост. Непростой, но пока что лучший год в моей жизни.

Когда вы узнали новости о том, что в этом году Valve не будут проводить региональные DPC-лиги? Пришлось ли как-то перестраиваться из-за новой системы турниров в Dota 2, и сколько времени это заняло?

Мы были в курсе слухов, но официальной коммуникации от Valve не было до самого анонса. Киберспорт — супер-динамичная среда, если ты не готов оперативно менять свои планы, то долго не протянешь. Мы были заинтересованы проводить и освещать DPC, работали над нашей заявкой, но в итоге быстро перестроились и продолжили работу.

Несколько дней назад Paragon Esports заключила долгосрочное соглашение с PGL. Расскажите, как вы шли к этому? Насколько важной для вас стала эта отметка?

ESL и PGL — два лидера индустрии. Сотрудничество с ними – ключевое достижение для нашей компании. Обе сделки стали результатом огромного объема работы со стороны нашей компании, и наших партнеров из Winline. Кроме того, это говорит и о признании нашей работы и профессионализма со стороны лидеров рынка. Для меня лично это крайне важный результат. Полтора года назад о Paragon Esports никто не знал, и за этот срок наша компания смогла занять лидирующую позицию. И не собирается на этом останавливаться.

Сейчас в контексте обсуждения комьюнити-каста часто апеллируют аргументом о больших затратах на права. Для понимания — сколько может «стоить» такая сделка, и насколько трудно её окупить?

Я не могу разглашать детали сделок. Но это очень серьезные суммы. Здесь можно вставить мем про трехзначные суммы.

Не могу не спросить про неофициальные трансляции. Почему организаторы так сильно ужесточают правила комьюнити-каста? Какое у вас к этому отношение?

Если не ошибаюсь, Valve легитимизировали это явление в 2017 году, выпустив свод правил. С тех пор комьюнити-каст претерпел огромные изменения — начиная от эфиров некоторых стримеров, которые по уровню технического обеспечения сравнимы с небольшими студиями, и заканчивая их резко возросшими гонорарами, источником которых зачастую являются конкуренты партнеров официальной трансляции.

Правила Valve с запретом на рекламу перестали работать, когда появились амбассадоры, лица представляющие определенный бренд и имеющие в глазах зрителя прямую с ним связь. Кроме этого, мы неоднократно фиксировали и более явные нарушения правил Valve со стороны ряда стримеров. Это, разумеется, не могло продолжаться вечно и, как любое действие, привело к противодействию.

Я понимаю, что кого-то такие изменения могут расстроить, но считаю важным добавить следующее. Медиа-права — источник дохода для турнирного оператора, как и продажа спонсорских пакетов. Расходы на проведение турниров колоссальные. Не будет продажи медиа-прав — не будет турниров. Студии, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы спонсоры размещали свою рекламу на трансляциях, чтобы покрыть расходы на покупку медиа-прав и студийный продакшн, оплату работы талантов. Все стороны заинтересованы в том, чтобы работать дальше, поэтому стараются учитывать интересы друг-друга.

Правильно ли я понимаю, что правила для русскоязычных стримеров на ESL Pro Tour устанавливает именно ESL, и вы не можете на это повлиять? Как будет на турнирах от PGL?

ESL — организатор ESL Pro Tour, следовательно, именно они устанавливают правила вещания для своего продукта. На мой взгляд, стоит ожидать принятия такого формата всеми ТО.

Сейчас Paragon Events владеет правами на турниры от двух основных операторов, ESL и PGL, и у некоторых (например, в голове у комментатора  Maelstorm) мелькает слово «монополия». Как вы считаете, насколько это близко к правде?

Мы видим, что некоторые используют этот термин в негативном ключе. С одной стороны — да, монополия может привести к стагнации, если монополист «почивает на лаврах», но возможна и обратная ситуация, когда ресурсы реинвестируются в бизнес и это идет на пользу всем. Не думаю, что в нашем случае речь идет о монополии, ведь есть BLAST, другие ТО, другие дисциплины. В 2024 году мы наблюдаем рост числа турниров в Dota 2 от разных ТО, что дает зрителям еще больше контента.

Paragon Events не стоит на месте, мы постоянно находимся в поиске новых идей, направлений развития и улучшения нашей работы. Часть этих процессов требуют времени, часть внедряется быстрее. Как пример, Paragon+, разработка которого началась еще в 2023 году. Мы запустили его на DreamLeague Season 22, и зрителям это нововведение пришлось по вкусу. Это лишь малая часть того, над чем мы сейчас активно работаем.

Если смотреть глобально, как текущее положение вашей компании на рынке трансляций влияет на то, что с ней происходит и будет происходить в ближайшее время? 

У нас появилась замечательная возможность долгосрочного планирования. Я уверен, что мы предлагаем для талантов лучшие возможности для профессионального роста, потому что планируем с ними работать на протяжении долгого времени. Просто получить права, и не развивать наш эфир — это рубить сук, на котором сидишь. Огромное количество работы, которую проводит наша студия, остается за кадром. Это не сиюминутные изменения и улучшения, но на мой взгляд, с каждым следующим турниром наши эфиры будут становиться лучше.

Некоторые считают, что сейчас в штате Paragon не хватает комментаторов, особенно медийных. Этот вопрос за два — учитывая увеличение объёмов работы, планируете ли вы расширять штат? И есть ли желание приглашать кастеров (экс-кастеров) других студий, про-игроков и так далее?

Мы всегда открыты к работе с новыми талантами. Воспользуюсь возможностью и посоветую всем заинтересованным составить рассказ о себе, приложить примеры работ, и отправить письмо на talents@paragonevents.gg.

Подбор талантов — это очень трудоемкий процесс. У каждого зрителя будет свой идеальный лайн-ап талантов, но есть куча нюансов, почему такой лайн-ап может провалиться. Индивидуальный стрим — одна история, а полноценный студийный эфир — совсем другая. Здесь я полностью доверяю Сергею Посашкову, руководителю нашей студии.

Paragon здорово развивается как студия освещения, но это, как я понимаю, лишь часть компании. Если смотреть на компанию как турнирного оператора — планирует ли ваша команда проводить какие-то крупные LAN-ивенты или как-то иначе двигаться в этом направлении?

Пока не могу раскрыть наши планы. Могу лишь сказать, что я смотрю на Paragon, как на многопрофильную компанию, а не только студию вещания.

И в конце, как и в прошлый раз, небольшой блиц. Если бы нужно было собрать состав из талантов Paragon для участия в квалификациях на The International, как бы выглядел ростер (по позициям)?

 Maelstorm на тренере,  BLACKARXANGEL,  y0nd,  Santa,  CrystalMay и  Aigera  — мало кто знает, но у нее 5 000 MMR, для пятерки самое то.

Кто из студии выживет при зомби-апокалипсисе, а кого съедят первым?

Шансов на выживание предельно мало, но думаю, мы бы попробовали комментировать все это дело в прямом эфире.  JAM часто перемещается по студии на самокате — думаю, его шансы на выживание чуть выше.

Какой скилл из Dota 2 вы бы хотели получить в жизни?

Выберу Hand of God Hand of God, ведь здоровье не купишь.

Книга, которую стоит прочесть игрокам в Dota 2 и зрителям Paragon Events?

Отдельный респект за вопросы про книги. Я просто посоветую парочку книг, которые прочитал недавно, и они оставили приятное впечатление:

— «Мифы об идеальном человеке» от Майкла Шура, создателя сериала «Офис». В книге довольно глубоко изучаются вопросы морали, выбора, взгляды на хорошее и плохое, и прочее. При этом, Майкл обладает отличным чувством юмора, так что даже такие серьезные темы читаются легко. Книга заставляет лишний раз задуматься, что всегда хорошо.

— «Patagonia – бизнес в стиле серфинг» от основателя компании, Ивона Шуинара. Отличная история о том, как создавалась компания, каких ценностей она придерживается, личный путь ее основателя. Биографии и истории создания компаний — один из моих любимых жанров, а тут еще и такая великая компания. Советую!

— Большое спасибо за беседу! И в заключение — главное пожелание пользователям Dota2.ru, которые это дочитали?

Благодарю вас за интервью, и тех, кто это все прочитал. Хочу пожелать больше добра и любви в жизни каждого. Любите себя, близких, и каждый день старайтесь выбирать добро, а не зло.

Читайте также

В комментариях под материалами на сайте действуют все правила портала, с которыми можно ознакомиться на специальной странице — https://dota2.ru/forum/rules/. Помимо этого, в комментариях к новостям существуют дополнительные ограничения:

  • Запрещены прямые и косвенные оскорбления авторов материалов, как и любые комментарии, не относящиеся к сути новости;
  • Указание на ошибки в материале происходит с помощью специального функционала. Комментарии с таким содержанием будут удалены;
  • Критика — это нормально, но выражать ее нужно без злоупотреблений. Ваши слишком грубые комментарии про личностей, представленных в новостях, могут быть удалены.
Аватар пользователя

Всё упирается в один вопрос: приятно смотреть трансляцию или нет. Официальные русские трансляции - полное дно, начиная от оформления студии пластмассовым детским интерьером, заканчивая тир-3 кастерами, которых слушать совсем неинтересно.

Думаю, люди будут лучше смотреть никса и нса хоть с 20-минутной задержкой. А если их не будет, лично я вообще забью на про сцену.

Если Paragon даже в условиях конкуренции ничего сделать не смогли, то монополия убьет вообще все их старания

Аватар пользователя

" С одной стороны — да, монополия может привести к стагнации, если монополист «почивает на лаврах», но возможна и обратная ситуация, когда ресурсы реинвестируются в бизнес и это идет на пользу всем."

Ну это тебе не 18й век, где люди не знают что такое рынок. Монополия никогда не работает так, как чел сказал, да и реинвестирование средств в бизнес не значит то, что компания не ведет монополистическую угнетающую политику по отношению к контенту. В большинстве случаев это просто либо рост капитализации компании (что часто у западных гигантов), либо в нашем случае скорее просто реинвестирования в премии частных лиц и дальнейшее злоупотребление своими правами. Да и оправдательные слова "да, монополия может привести к стагнации, НО.." именно такую политику и предсказывают =)

Вот из-за таких типов по всему миру рыночек (и простые работяги) страдают

Аватар пользователя
Аватар пользователя

Хороший чел, дружелюбный.

>Я понимаю, что кого-то такие изменения могут расстроить, но считаю важным добавить следующее. Медиа-права — источник дохода для турнирного оператора, как и продажа спонсорских пакетов. Расходы на проведение турниров колоссальные. Не будет продажи медиа-прав — не будет турниров.

Жалко мне пофиг на проблемы больших студий, и я бы с большим удовольствием смотрел бы кучу комьюнити кастов, чем на монополизирующих все добряков, а пгл и есл и так найдут откуда бабки высосать (с тех же лудопомоек) FeelsWowMan.png

Аватар пользователя
Комментарии
Форум