Думаю многие из вас знают, что между играми есть существенная разница в кол-ве рандома в игровых механиках.
Так как я создаю эту тему в разделе о ЛОЛ на форуме про Доту, то и рассматривать рандом мы будет только в 2 двух играх.
Остальные моба, к сожалению, мало кого волнуют и тут, и в принципе.
По каким-то причинам в классических спорах о том какая из игр лучше мы редко ставим пример этот аспект. И все же для кого-то это может быть аргументом в пользу той или иной игры. Мб в этой стене текста вы найдете то, чего не знали, или не придавали особого значения.
Если такая тема тут уже была, то сорян. Я не нашёл
Разделим повествование о случайностях на следующие главы:
-Базовые механики игр
-Карта и объекты на карте
-Предметы
-Способности чемпионов
Рассматривать мы будет только классические режимы игры, на классических картах.
Так же мы будем приводить примеры только тех вещей, которые имеют шанс срабатывания (отличный от 100%), имеют случайность в своей базе. (например у Джакса есть механика уклонения, но так как она 100%ная она не будет тут указана. 100% критический удар = не случайная способность, это просто увеличенный в xN урон). А так же таких вещей в стиле " появляется в случайном месте в случайное время"
Где-то я буду указывать конкретные цифры, если посчитаю нужным, а где-то просто обозначу факт наличия механики, проверить который вы можете сами на соответствующих вики или в игре.
Если по каким-то причинам некоторые утверждения будут неверными или неполными, но важными к уточнению - прошу дополнить меня в ответах ниже. Проверим и добавим
и так
Базовые механики
Проще говоря, те механики которые доступны всем в игре, действуют на всех.
Начнем с Доты2:
-Минимальный и максимальный начальный урон автоатаки, который выбирается случайно. Разброс для каждого отдельного героя отличается: от 2 урона до 16 (30 у Хаос Найта). Распространяется это и на крипов на линии и в лесу, и даже на башни.
-Шанс критического удара
-Шанс попадания/промаха (Miss)
-Шанс уворота (Avade)
-Шанс наложить дополнительный эффект или урон при АА (Баш)
-Случайное число золота за убийство крипа/лесного монстра и тп. (см. Карты)
Лига легенд
-Шанс критического удара.
И всё
Как мы можем заметить уже в первом пункте имеется существенное различие в случайных механиках у игр.
Если в лиге это только критический удар, который доступен всем чемпионам по средствам предметов (и пары способностей у пары героев)
То в доте множество предметов, способностей и тп, даруют не только криты, но и шансы самой возможности нанести урон автоатакой. А макс и мин начальный урон влияет на само число урона случайным образом, правда не так существенно.
При этом в доте для множества способностей и "шансов" используется псевдорандом, призванный обуздать случайность. Но рандом от этого никуда не девается.
(А о давних башах с 17% по 7 раз подряд вы слышали и сами). О предметах и способностях соответственно будет ниже.
Карты и объекты на них
Лига Легенд
C недавних пор ущелье прерывателей стало стихийным:
- В начале катки случайным образом выбирается 1 из 4 стихийных драконов, который заставится первым. Огненный, Водяной, Воздушный и Каменный.
После его убийства через некоторое время там же заспавнится второй, отличный стихией от первого. После его убийства будет спавнится 3тий дракон отличный от первых двух, а вся карта немного изменит рельеф под стихию 3его дракона (например если 3тий будет водным, то на карте появятся дополнительные кусты.). Все последующие драконы будут такой же стихии как 3тий, а команда которая убила 4 любых дракона получит душу этого самого 3его. После получения души на карте всегда будет спавнится только Старший дракон.
Все драконы дают различные усиления за свои убийства, а убийство 4ёх, соответственно разную душу из 4ёх.
Время появления драконов (и Барона Нашора) строго регламентировано.
Души и усиления полезны любым тим-композициям, но в каких-то случаях одна конкретная душа для вашего состава команды может оказаться полезнее, чем другая. (привет Ренгар, который прыгает по кустам. Или если у вас 5 героев которые сильно рассчитывают на свои ульты, то вам Воздушные драконы, снижающие кд на ульт, будут очень кстати. А какому-нибудь Джейсу/Нидали/Элизе, у которых "нет ультимейта" - нет.)
-На карте растут 3 вида полезных растений - Шишки, ягоды и просветки. Их время появления и место - случайны (а точнее есть пара точек в которой каждое может реснутся, а интервал реса составляет 5.50-6 минут например), но крайне предсказуемы. А для просветок так и вообще вполне конкретны.
-Как говорилось карты меняют свой ландшафт в зависимости от 3его дракона - где-то появляются или исчезают кусты, вырастают или убираются горы.
Это может быть на руку некоторым героям, или наоборот им мешать.
Дота 2
- Из-за наличия механики Хай/лоу граунд у цели которые бьют снизу вверх есть шанс промахнуться автоатаками -25%.
- Время появления Рошана после убийства случайно и варьируется от 8-11 минут.
- Случайны дроп с рошана (на 3 смерти из него есть ШАНС выпадения аганима и шарда рефрешера)
- Случайное число золота за Рошана (225-325 + 200)
- Случайное Число золота за крипов на линии (например Крип мечник 35‒41)
- Случайные монстры в лесу, различные для каждого спота (4 вида лагерей и по 3-6 разных видов пачек с разными монстрами в каждом)
- Случайное число золота за в лесу крипов. (например награда за пачку гарпий - 68-78 золота.)
- Случайное золото за снос строений (Башня - 150‒250)
- Случайные руны на реке (7 разных рун, которые ресаются в одной из точек на реке раз в 2 минуты)
И (барабанная дробь)
- Случайные предметы из крипов в лесу. Всего существует 5 разрядов предметов, которые начинают падать с 7 минуты, и каждые 10 минут разблокируется следующий разряд, где предметы уже сильнее. Расходуемые нейтральные предметы выпадают по одному на разряд. Каждой команде могут выпасть по 4 нейтральных предмета каждого разряда. Всего существует 62! нейтральных предмета. (например в 1 разряде их 11 штук, команда может выбить 4 разных из них)
Как можно заметить и тут у доты как-то очень много случайностей.
Драконы хоть и являются элементом случайности, но они крайне предсказуемы (их всего 4) и все +/- одинокого полезны. Влияние на геймплей для одних героев или команд незначительны. А подавляющее большинство вещей в лиге появляются в строго определённое время. да, теоритически если бы мы знали какой дракон будет первым, а какой с душой, то мы бы могли на стадии драфта взять героев, которые получат максимальную выгоду. а так да - рандом. Но игра построена так, что если вы не берете драконов, какими бы они не были, и никак не наказываете оппонентов за то что их берут они - вы скорее всего проиграете.
Да, и в доте и в лиге та же награда за золотом с крипов или монстров растёт со временем игры (увеличивается на % обычно), но в Доте на это еще и влияет случайность!
А случайные предметы из нейтралов, и время респа Рошана, могут оказать существенное влияние на конкретную ситуацию на карте.
Случайные монстры в паках могут так или иначе серьезно повлиять на героев, которые будут их фармить, или использовать (Чен, Энча) потому что по каким-то причинам одному герою будет тяжело забрать каких-нибудь големов (особенно когда у големов был магрезист), а второму нет. Чену "здесь и сейчас" нужен будет кентавр, а в лесу стоят одни сатиры, и так далее.
Руны на реке, могут быть крайне полезными (пуджара с хастой) и кардинальном менять ситуации на карте в конкретные минуты игры, а могут быть +/- юзлес в конкретный момент времени.
Предметы
В данном пункте мы не будем подробно рассматривать все предметы которые дают криты и увороты, просто укажу полноценные собраные из них :
Для лиги
Это 7 предметов (3 крит+сила атаки и 4 крит+скорость атаки) каждый из которых дает по 25% к шансу крита. Собирая 4 предмета вы получаете 100%тный шанс нанести х2 атаку, то есть шансы просто складываются. Каждый предмет помимо крита и характеристики дает еще свой уникальный эффект, полезный в той или иной ситуации, от того их так много.
для доты
- Криты - 2 предмета (20 и 30%)
- Увороты - 2 предмета (25 и 25%)
- Ослепление - 1 предмет (17%)
В доте основные источники крита и уворотов - способности героев . Все шансы критов и тп складываются не напрямую, а Мультипликативно и подвержены псевдорандому. Так же существует ряд предметов , которые дают "точность", как бы являясь контрой к "ловким тварям с их бабочками". 2 штуки - 25% и 75%.
В доте присутствуют предметы, которые дают Баши и доп урон, а так же которые дают защиту от урона, но с определённым шансом.
-Собственно Башер (АбисалБлейд) - 10 и 25% нанести баш и 100 урона
-Манкикингбар - 75% нанести трустрайк и 100урона
-Мьёлнир - 25% на молнии
В лиге легенд если предмет наносит какой-то доп урон или эффект то он это делает либо каждую автоатаку (ваши аа наносят +15 магдамага), либо каждую 3 и тому подобное. То есть никакой случайности. Если у героя в способностях есть какой-то "баш" то он тоже подчиняется этому принципу.
Отдельно стоит выделит группу предметов со случайным эффектом (отличным от башей и критов).
В доте это:
-Мьёлнир - щит молний который бьёт по атакующим вас врагам с 20% шансом
-Кримзонгвард и вангвард - имеют шанс 50% заблокировать урон
-Пурменшилд - блокирует урон от крипов с вероятностью 50%
-Лопата - выкапывает случайную расходку раз в 55 сек
-Фликер - телепортирует в случайную точку в радиусе.
В лиге подобных предметов нет.
Способности персонажей
Вот тут начинается самая жара, так как и дота и лол полны рандома по этому пункту.
Но какого? давайте разберемся.
Начнём с простого - с критов. Как мы уже знаем этих вещей в доте намного больше:
Лига
Это 2 героя (да, да)
Сенна - получает шанс крита собирая души (о них ниже), но имеет заниженный крит урон
Трындамир - его пассивная способность даёт ему до 35-50% крита, в зависимости от того сколько у него ярости. Ярость это ресурс для Q, и её он получает производя автоатаки и криты.
Ясуо и Ёне не попадают в этот список, так как они не имеют своего шанса крита, а просто удваивают его с предметов.
У Джина 100% крит на 4 выстрел = не рандом.
Многие герои в своих способностях используют шанс крита с предметов (например Крутилка Гарена или ульт МФ могут нанести больше урона, с шансом равном шансу крита с предметов, то бишь могут критануть) А тот же Джин и Аша за счёт шанса крита увеличивают свою атаку (ад и силу тычки).
Дота:
Криты и увороты
-Джагернаут - 20-35% нанести 1.8 крит
-Мортра - 15% нанести х2-х4,5 , Уклонение 20-70%
-Ликан - 40% х1,5-х2 крит
-Пивовар - шанс крита 80% х1,4-х3,8, уклонение 50-80%
-Папич Акей Враскинг - 9-15% х3
-Рандомный рыцарь - шанс 30% нанести мин х1.2 макс х2,3
Шанс промаха
- Брудмазер вешает дебаф 30-60% промахов
- Дед Гендальф ослепляет на 70%
-Туча рикимару - 10-70%
-Сендкинг с аганимом - 50%
-Трольварлорд - 60%
Баши и тп
- Безликий воедун - 12-24% на таймлок и 20% на уклонения с таланта
- Баратрум - шанс 17-37% нанести доп урон 14%-44% от скорости с оглушением на 0.9-1,8 секунду
- Доп урон на ульте Траксы
- Отталкивание и доп урон на пассивке снайпера
- ТрольВарлорд опутывает врагов автоатаками с шансом 14-20 %
(Размеры уклонения, критов и шансов - скалируются от уровня способности или аганимов)
На самом деле есть еще таланты на уклонения, но мне лень ибо тенденция и так уже понятна.
Как можно заметить, очень многие герои в доте делают ставку на увеличения своего урона посредством Крита, так как из-за псевдорандома их УВС стабильный и предсказуемый. Но все же могут произойти случаи когда рандомный баш или крит (у мортры какой-нибудь) могут зарешать исход битвы. Так же за счёт уклонений существенно растёт выживаемость героев на "1 хп"
Кстати, можно сделать вывод, что в замен механики уклонений, для компенсации, в лиге серьезно расширили механику щитов. Их в лиге намного больше чем в доте.
Давайте рассмотрим более интересные вещи, способности с комплексными механиками, а не просто "криты".
Лига легенд
- Твистет фейт. Чтобы подчеркнуть его шулерскую натуру его пассивка делает следующее - каждый раз когда тф убивает он бросает кость, и получает от 1 до 6 золотых. В среднем получается 4, так как у ТФа кости подкрученные (шанс получить 1-5 = по 13%, а 6 - 33%)400 голды за 100 крипов - ме, не о чём.
Когда он нажимает на W он начинает выбирать из 3 карт, которые всегда идут в одном и том же порядке, но карта, с которой он начинает выбор-рандомная.
- Бард. Рядом с бардом рандомно спавнятся колокольчики. При их сборе бард усиливает свою пассивку. Колокола спавнятся случайно, но с кучей "но". В сущности барду необходимо катятся по всей нижней половине карты (потому что бард стоит на боте а колокольчики спавнятся рядом с ним всегда) и проблемы могут возникнуть тогда, когда барду придется ехать туда, где ему в данный момент лучше не быть. Хоть колокольчики и враги не видят, но Бард может наткнутся на проблемы.
-Иллаой. Ее тентакли спавнятся в небольшом радиусе вокруг нее на горах с фиксированым интервалом, но в случайных местах. Ее умения взаимодействуют с этими щупальцами. Ультимейт Иллаой призывает щупальца за каждого задетого чемпиона, и по этому в Тимфайте без щупалец она не остаётся.
-Сенна, которая собирает души с врагов. Там очень мудрёная пассивка. Если интересно почитайте на вики https://leagueoflegends.fandom.com/wiki/Senna#Details суть в том что есть процент выпадения с врагов душ , которые усиливают характеристики Сенны. В целом основной источник душ для нее так или иначе - это харас вражеских чемпионов.
-Треш, который собирает души с павших врагов. С тележек он всегда получает душу, как и в лесу с больщих мобов. В среднем он получает 2-3 души с волны крипов. То есть нужно просто быть рядом с крипами и ходить собирать души с них.
- Зайра. У ее пассивки есть свойства спавнить с определённым КД в случайных местах вокруг нее семена цветов, с которыми взаимодействуют ее умения. В целом это не играет большой роли, а если семян рядом нет, как у Иллаой, то Зайра сама может их заспавнить с помощью W.
- Зои. У Зои на W есть способность, согласно которой если вокруг нее враги применяют заклинания призывателя и способности некоторых предметов, то рядом с ними остаётся осколок-копия заклинания и Зои может его подобрать и использовать. Так же, в волне крипов есть 1 миньон, который идёт с шариком - при убийстве этого миньона (притом его должна убить именно Зои) из него выпадает случайный осколок . В пул возможных дропов из миньонов урезан , и в нём например нет телепорта, из-за соображений баланса.
Враги и союзники видят, какой миньон идет с шариком, какие осколки лежат на земле и даже видят какой осколок сейчас может использовать Зои (1 за раз)
-Фиора и ее Пассивка. Там лютейший псевдорандом и закономерности, но и элемент случайности присутствует.
- И самое на мой взгляд критичное - Пассивка Киндред. Киндред может сама помечать чемпионов меткой, при убийстве меченого киндред навсегда получает стакающееся усиление. Так же эти метки периодически появляются на лесных лагерях в лесу противника. Опять же, как в случае с бардом, метка может появится в неудобном для Киндред месте, и тем более метки видят и враги тоже и ее могут подловить.
Как можно заметить, это всё пассивные способности, которые определяют геймплей героя в целом. При этом некоторые имеют еще и альтернативные способы получения профита. В случае Киндред и Сенной например можно фармить души на чемпионах, при этом это даже профитнее.
Дота 2
- Аркварден под аганимом создает перед собой случайную руну
- Пьяны мастер имеет различную скорость передвижения (+криты и увороты) на 5 секунд - от -20% до +40%
- Случайны Хаотичный Рыцарь - Случайное время и случайный урон у первой способности, ну и случайные криты.
- Тракса бьёт случайные цели вокруг основной под аганимом
- Емберспирит цепляет болосами случайные цели в радиусе действия
- Легионка контр атакует с 25% шансом
- Ульт Лича прыгает по случайным целям
- Ульт луны бьёт случайные цели
- Мультикаст ОграМага (ну ало там даже анимация слотов проигрывается в скине)
- Лакишот Пангольера 17%
- Фантом лансер появляется в случайной точке при использовании W. Копии появляются с шансом
- Рики атакует случайных юнитов под Е
- Машинки тинкера = случайная куча тел
- Каски Вичдоктора скачут по случайным целям
Как видно из перечня, рандомные скилы в доте менее глобальные и геймплейнообразующие, но при этом могут хорошо помочь (или заруинить) в момент "здесь и сейчас"
Спасибо за внимание. Любые выводы делайте сами
П.С. Поддался вдохновению что-то написать, а получается просто плотно подержал в курсе народ на д2ру
Нажмите, чтобы раскрыть...